Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
методическая разработка по географии по теме

 

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следующие цели дифференцированного обучения географии:

       -выявить  временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;

       -дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;

       -способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;

        -помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, cамостоятельность, активность, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_mozhaycevoy_s.p.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Учитель географии

Можайцева Светлана Петровна

п.Красносельский МОУ СОШ № 16

2007г.

Описание опыта работы по теме : «Дифференцированный подход к обучению на уроках географии».                                                                               

 Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следующие цели дифференцированного обучения географии:

       -выявить  временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;

       -дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;

       -способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;

        -помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, cамостоятельность, активность, взаимопомощь.

       Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого–физических возможностей, для достижения  поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход  к школьникам.

       В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задания трех уровней:

-первый уровень - объяснительно – иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике.

-второй уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.

-третий уровень -  частично – поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новый учебной ситуации.

Эти уровни и соответствующие им методы  использую  на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний.

           При объяснении нового материала широко использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.  В 6 классе при изучении тем: « Основные формы рельефа суши», «Реки», «Озера» предлагаю задания разного уровня сложности:

1) выделить главные мысли изученного;

2) дать характеристику явлениям, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;

3) сравнить физическую карту с климатической.

      Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.

       Домашние  задания учащимся  также предлагаю дифференцированные:

1. Составить сложный план рассказа (1 уровень);

2. В каждом образце выделить  главную мысль (2 уровень);

3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).

       В 8 класса при изучении темы «Россия на карте мира» предлагаю следующие задания.

1). Найти крайние точки на карте (1 уровень).

2) Найти точки и определить их координаты (2 уровень).

3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (например, с Канадой, по выбору ученика или учителя), пользуясь картами атласа и рисунком 5 на странице 16 учебника (3 уровень)    

                При изучении темы «Население Краснодарского края» в 9 классе  предлагаю такие дифференцированные задания:

1. Определить преобладание городского или сельского населения на территории края ( 1 уровень).

2. Объяснить, какие причины влияют на неравномерное расселение по территории края (2 уровень).

3. Охарактеризовать демографическую политику Краснодарского  края(3 уровень).

        После выбора посильного задания каждым учащимся  предлагаю ребятам объединиться в группы для совместной работы. Изучив поставленные вопросы, представители групп выступают перед одноклассниками, ответы которых  анализируются, дополняются, исправляются, конкретизируются.

         В 10 классе, при  изучении темы «Трудовые ресурсы и занятость населения», предлагаю разноуровневые задания.

1. Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень).

2. Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран ( 2 уровень).

3. Проанализировать изменения в структуре  занятости населения в отдельных странах мира. Составить прогноз предполагаемых изменений, которые  могут произойти в дальнейшем (3 уровень).

         Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано  с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.

Обученность ребят в работе с картой  определяю  также 3-мя  уровнями:

- понимать карту (1 уровень).

- читать карту (2 уровень).

- знать карту (3 уровень).

На 1-м этапе обучения работе с картой  в 6 классе при изучении темы «План и карта» знакомлю ребят с ее языком  и разновидностями, учу распознавать     географическую действительность  по изображению объектов, представлять

                                                                                                                                         

                                                                                                                         

по памяти расположения изучаемых объектов. Ребята изготавливают  макеты карт, по  которым работают, переносят информацию с одного типа карт на другой.

                                               

                                                     (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

             К главным картографическим умениям   отношу следующие:

                                                         6 класс

1) ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты, по топографическим знакам  (1 уровень);

2) измерять расстояния на местности (шагами, рулеткой) и на плане, карте (с помощью масштаба) (2 уровень);

3) определять азимуты направлений и двигаться по заданному азимуту, определять направления по карте  и географические координаты объектов(3 уровень).

    В 7 классе:

      1) при изучении географии материков и океанов учу охарактеризовывать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир;

      2) сравнивать особенности компонентов на разных материках, на разных территориях внутри одного материка;

      3) составлять комплексное описание природы определенного региона по нескольким картам.

    В 8 классе:

     1) переносить знания, полученные при изучении темы, на конкретные территории России на карте (1 уровень);

     2) давать оценку территории по картам с целью их хозяйственного использования (2 уровень);

                                                                                         

 3) составлять прогноз изменений явлений, которые могут произойти под действием различных причин (3 уровень).

                      При объяснении нового материала широко использую картины. Почему именно картины? В доказательство приведу слова А.С. Баркова,  «Картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что можно изложить на многих страницах словесного описания, гораздо лучшие и нагляднее изображается на картине».

 При обсуждении явлений, изображенных на них, у школьников расширяется кругозор, возрастает познавательная активность, развивается воображение, а наглядность надолго остается в памяти.

      При показе картин по теме: «Прилив и отлив», «Африканская саванна в сухое и влажное время года», «Горная и равнинная река»  предлагаю учащимся ответить на вопросы разного уровня:

1) Описать изображенные объекты и явления (1 уровень).

2) Выделить главное и второстепенное (2 уровень).

3) Объяснить природные связи, сравнить их (3 уровень).

       При объяснении и закреплении изучаемого материала учу  использовать статистические таблицы.  Такой вид деятельности способствует формированию умений  анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

         

    Цифровые данные  использую с разной целью:

  1. они служат источником нового материала (размеры территорий, численность населения различных стран и регионов мира,  данные о различных географических объектах);
  2. являются источником информации для  творческой работы учащихся;
  3. являются источником для составления географических прогнозов.                                                                                                              

  Например, в 8 классе в теме «Национальный состав населения», используя статистические данные, учащиеся составляют прогноз его изменений к 2050 году, определяют, какая группа будет в индо-европейской семье преобладать.

      Важное место в учебной деятельности отвожу самостоятельной работе учащихся. Учу,  используя различные источники географической информации, самостоятельно  добывать знания, умело распределять свои силы и время.    Остановлюсь на некоторых видах самостоятельных работ: наблюдении, работе с географической и контурной картами, с учебником:

      Одним из видов самостоятельной работы  является наблюдение во время экскурсий.

        При проведении экскурсии в 6 классе по теме «Изучение водоемов родного края» выполняем работу по следующим заданиям:

    1) охарактеризовать данный участок местности, его растительный покров;

     -рассмотреть горные породы, которыми сложена местность.    

   2) выяснить причины изменения рельефа данной местности;

    3) как используется и охраняется данный участок человеком.

    Результаты работы фиксируются в полевых дневниках, обрабатываются на уроке с применением ранее полученных  знаний и умений. Все вопросы рассматриваются  и обобщаются учениками по их возможностям.

      Самостоятельная работа с географической картой имеет огромное значение для развития познавательной активности школьников.

    При изучении темы «Гидросфера» в 6 классе использую самостоятельную работу при определении географического положения реки. На первом этапе работы учащиеся вместе со мной по плану описывают реку. Затем, используя карту России ,описывают другую реку. Ребята, хорошо усвоившие описание реки ,

применяя карту полушарий находят сходство и различия двух рек.

Важное место в образовательном процессе занимают практические работы.

                                                                                                 

                      В 7 классе при выполнении практической работы «Характеристика рельефа материка» предлагаю учащимся следующие задания:

  1. описать по плану рельеф одного из материков(1уровень)
  2. дать сравнительную характеристику рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий(2уровень)
  3. составить прогноз по изменению форм рельефа в будущем и его последствия(3уровень)

. В 8 классе при выполнении работы: «Оценка особенностей географического положения России», ребятам предлагаю разноуровневые задания :

  1. найти  местоположение России на физической карте.(1уровень)
  2. определить по карте удаленность своего населенного пункта от различных географических объектов (ближайшего морского побережья, государственной границы, столицы)(2уровень)
  3. доказать благоприятность географического положения России.(3уровень)  

Отвечая на поставленные вопросы учащиеся заполняют таблицу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Географическое положение Российской Федерации.                                                                                


Преимущества


Положение на Земном шаре


Проблемы

«Мост» между тремя океанами -  выгода для торговых связей, военных маневров.

«Мост» между Европой, Азией и Северной Америкой.



1.Северное приполярное.

2.Межокеаническое.

3.Межконтинентальное.




Суровые условия проживания людей на большей части территории.

Омывающие страну моря большую часть года покрыты льдом.

«Защищенность» горами, пустынями и полупустынями.

Самобытность.

 Многовариантность политических, экономических отношений с другими странами.

Взаимообогащение культур.




4.Природная обособленность.

5.Удаленность от других культур.

6. Большое количество стран соседей.

Трудности в осуществлении торговых связей.

Трудности в поддержании культурных связей.

Учет интересов стран – соседей. Обеспечение надежной защиты границ.

    Учащиеся при изучении «Климата России», получают следующие разноуровневые задания:

  1. по климатической карте определить климатообразующие факторы. 1 уровень)
  2. самостоятельно сравнивают особенности погоды  отдельных территорий;(2 уровень)
  3. оценить климат отдельных территорий для жизни и хозяйственной деятельности человека.(3 уровень)

                                                                                                                       

   Тема «Климат» остается сложной для учеников, но, как ни странно, повышенный уровень сложности зачастую выбирают и слабые учащиеся, особенно те,  кто  смотрели, слушали о том или ином районе страны и могут оценить климат для жизни человека. Те, у кого есть спутниковые антенны, смотрят канал  «В мире удивительного», «Вести», начинают делать свои выводы, где не обходится и без фантазии. За такую работу оценки повышаю, стимулируя переход от одного уровня знаний к другому. Как правило, учащиеся получают оценки, к которым стремились. Это создает ситуацию успеха, повышает интерес к предмету.

    . Выполняя практические работы, учащиеся ясно и глубоко понимают изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают практические умения ведения наблюдения в природе и установления взаимосвязей и взаимообусловленности компонентов природного комплекса, что способствует развитию у учащихся  диалектико-материалистических взглядов на развитие природы.  

     География, как ни одна наука, обращается к чувствам, зрительным и слуховым впечатлениям.  Чтобы научить учащихся ясно видеть размещения географических объектов в пространстве, представлять себе их природное сочетание,  использую отрывки литературных произведений, ярко описывающие природные объекты и явления.

    Так, при изучении в 8 классе темы «Климат» использую отрывки из литературных произведений:

          1.«Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разносятся солёные брызги. А вдоль из лучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки ....                                                                                                          

    На сотни верст ни дымки, ни юрты, ни человеческого следа. Видны просторы снеговой пустыни». (побережье Северного Ледовитого океана

    -арктический /субарктический /.

    2) «Море – смеялось.

    Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось....Солнце было счастливо тем, что светило, море - тем, что отражало его ликующий свет. Зеленоватые волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его»:

        /-Средиземное море

        - лето

        - субтропический средиземноморский /.

    3) «Летним вечером, когда стемнело, с сильным шумом хлынул страшный ливень. Стало жутко. Дерсу вскочил со своего места и быстро выбежал из фанзы. Через минуту он вернулся, и сообщил, что надо скорее будить людей и уходить, т.к. река вышла из берегов. Ливень хлыстал по лицу, не позволяя открыть глаз. В абсолютной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и всё это вместе с дождём образовало одну сплошную, с чудовищной быстротой  движущуюся массу»:      

        /-Дальний Восток

        -лето-

            -муссонный/.

  Прослушав отрывки, учащиеся  получают разноуровневые  задания:

  1. определить территорию, о которой идёт речь (1уровень);
  2. определить время года (2уровень);

3)    определить тип погоды (3уровень).

   Учащиеся, отвечая на вопросы, показывают территорию, определяют  время года, тип погоды, объясняя и доказывая свой выбор.(Приложение №2)

     Дома школьникам предлагается составить описание различных типов климата, используя климатограммы. Также предлагаю индивидуальное задание: « Напишите рассказ о климате родного края в осенний период»

         География – такой предмет, который  изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно.  Сложно изучать какой - либо объект, не наблюдая его своими глазами. Но показать всё  невозможно, да и не целесообразно. Ведь у  ребёнка должно развиваться абстрактное мышление, воображение. С этой целью широко использую элементы технологии опорных сигналов. Приведу пример применения листов опорных сигналов (ЛОС) в 6 классе при изучении темы «Воды мирового океана и их происхождение».

        ( Приложение 3)

    Опорные сигналы пробуждают познавательную активность учеников, не мотивированных на обучении географии,  ребята охотно работают, усваивая базовый уровень знаний.

            В старших классах применяю метод проектной деятельности учащихся. Ребята выполняют проекты с выдумкой и с огромным интересом,  используя знания, полученные на уроках информатики, географии, литературы, самостоятельно выбирая задания разного уровня сложности.

    Приведу пример урока в 9-ом классе по теме «Урал», который был проведён в форме конференции «Защита на ученом совете».

                                     

                       

    Учащиеся представляли  на ученый совет свои работы, оформленные на дисках, дискетах, в творческих папках,  использовали ИКТ.  На научно-практическую конференцию «Юность. Наука. Культура» был представлен  

                                                                                                                         

исследовательский проект  по теме: «Национальный и религиозный состав Северного Кавказа. Проблемы и  пути решения».

/Приложение № 4,№5)

            Невостребованные знания на уроках приводят к бессистемной работе учащихся к угасанию интереса к работе и учебе, поэтому важное место отвожу всем видам контроля.   Проверку знаний осуществляю как на репродуктивном, так и продуктивном уровнях.

    Для этой цели при устном опросе требую не только воспроизведения содержания изученного материала, перессказа его, узнавания изученных объектов, но и осуществления творческой деятельности: сравнения явлений, процессов, установления взаимосвязей. В зависимости от уровня воспроизведения и анализа изученного материала оцениваю ответ ученика. Учащиеся с первого урока ознакомлены с критерием оценок и знают требования к ответам разного уровня. При проверке знаний по теме «Южная Америка», «Северная Америка» в 7 классе,  использую карточки задания разной степени сложности.                                                              

/Приложение № 6/.

                                                                                                                         

Ответы учащихся оцениваются с использованием «Триколора» по аналогии с цветами Российского флага (бесик).

   

Белая карточка                                        означает первый  уровень усвоения

                         знаний.

                                                                               

Синяя карточка                                        второй уровень усвоения                                                                                    знаний, понимание изучаемого  материала

Красная карточка                                    третий уровень усвоения знаний,

                                                  творческий подход к выполнению задания.

Кроме того, учащийся может выбрать задания разного уровня, записанные на карточках разного цвета.

    Например, по теме: «Северо-Кавказский экономический район» предлагаю

  карточки - задания  следующего содержания:

   

   Белая    карточка:                

                                                                             1. Какие республики входят в

                                                                                состав Северного Кавказа.

                                                                               2. Какая из республик        

                                                                               Северного Кавказа.

                                                                               является анклавом?

Синяя   карточка:                                                Как изменилось экономическое

                         положение республик Северного Кавказа после распада СССР                                                                                                        

     Красная  карточка:                                        Объясните, почему Кавказ  

                                                                               образует самостоятельную  

                                                                               целостность на карте мира.

    После правильного выполнения  данных заданий, красная карточка дает возможность получить оценку «5», синяя  - «4», белая -  «3».

    Каждый учащийся самостоятельно выбирает задания для выполнения, учитывая свои возможности.  Такая работа способствует формированию навыков самооценки, самоконтроля. Стремлюсь низкую самооценку повысить, завышенную – реально оценить.

Системой в работе стало использование перфокарт.                                                                                                                                              /Приложение 7/

    На обобщающих уроках использую разноуровневые зачеты.

/Приложение 8/    

    Уделяю внимание на уроках практической направленности. Начиная с уроков природоведения в 5 классе, рассказываю о звездочётах, астрономах, космонавтах  при изучении тем «Солнечная система», «Звёзды на небе».

                                             В 6 классе         при изучении темы «План местности», знакомлю учеников с такими профессиями как  геодезист, топограф.  Изучая в 8 классе тему «Климат», рассказываю о профессии климатолога, а при изучении   темы «Рельеф Росси» - эколога, сейсмолога, геоморфолога.

    Постоянно помню о важной роли, которую учитель играет в реализации здоровьесберегающих технологий. Веду туристическую работу. Участвуем с ребятами в конкурсах  военно- спортивной игры «Зарница», где применяем умения работать с  компасом, картой местности, топографическими знаками, способами ориентирования на местности. Провожу с ребятами практические занятия по разведению костра, сбору  рюкзака, постановки палатки. Ребята с  энтузиазмом участвуют во всех внеклассных мероприятиях. Самое любимое

занятие – туристические походы на реку Кубань, и к столетнему дубу,где мы знакомимся с природой родного края и района, с природными и историческими памятниками культуры, узнаём свои православные корни. Путешествуя по местам родного края, за его пределами  изучаем геоморфологию,  причины образования  водопадов, источников пресных подземных вод, влияние деятельности человека на чистоту воды .  

    Такая работа способствует воспитанию любви к природе своей Родины, формирует патриотические чувства, восприятие прекрасного, учит бережному отношению к окружающей среде.

        Использование дифференцированного обучения позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия  для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.

              Учащиеся из года в год становятся победителями и призерами школьных и районных олимпиад.

           Результаты учебной деятельности за последние три года стабильны. Уровень  качества знаний и обученности составляют           и          соответственно.

                                                                                                               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию....

Деятельностный подход в обучении на уроках географии.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях данного подхода к обучению человек,  личность выступает как ...

Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»

Данная дидактическая разработка представляет  собой  опыт работы по реализации метапредметного подхода к обучению на уроках географии....

Из опыта работы "Использование активных форм обучения на уроках географии в целях формирования УУД""

В данной презентации представлен опыт работы по развивающему обучению через использование активных форм обучения....

Представление собственного педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочной деятельности."

Представление педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочное время"...

Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»

Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим...

Дифференцированный подход к обучению на уроках географии. (из опыта работы)

делюсь опытом работы по дефференцированному обучению...