Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Адвокатова Жаргалма Борисовна

Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим навыкам. Привитие навыков предполагает самую широкую самодеятельность учащихся. Главным и основным способом привития ученикам географических навыков являются упражнения, практические занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Дидактическая разработка

«Метапредметный подход

 к обучению на уроках географии»

 

«Умение — это не вполне завершённый навык» (Корнилов).

Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим навыкам. Привитие навыков предполагает самую широкую самодеятельность учащихся. Главным и основным способом привития ученикам географических навыков являются упражнения, практические занятия, работа на географической площадке, школьное краеведение.

класс

Текст задания

УУД (универсальные учебные действия учеников)

10

Кластер по теме «Население мира» – ввод в тему «мы начинаем изучать большую тему Населения мира. Что вас особенно интересует в данной теме?»

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,
  • умение создавать и применять знаки и символы, создавать кластеры

7

При изучении темы «Население Северной Америки» учащимся предлагается выполнить следующее задание.

Эскимосы, чукчи, коряки, ненцы имеют хорошие навыки строительства снежных изб под названием иглу. Такие жилища имеют куполообразную форму и могут выдержать массу белого медведя, который может забираться на такие жилища. Срок службы иглу 3-4 месяца, иногда полгода. в такой хижине тепло, т.к.снег не пропускает ветра, тихо т.к. снег прекрасный шумоизолятор. Самая главная задача разместить вход в избу, т.к. ветры быстро меняют свое направление и имеют большую силу. В течение 3 мин. в группах вы должны предложить  самый универсальный вход в такое жилище. ( Вход в жилище делается снизу – подкоп)

  • Моделирование, элементы проектирования,
  • умение правильно оценить учебную задачу и собственные возможности для её решения,
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

8

В 8 классе при изучении темы климат изучаются такие явления как циклоны и антициклоны. Составляется вводный кластер- группы предлагают свой ход изучения данной темы:

  • Что такое циклоны и антициклоны?
  • Какими свойствами обладают?
  • Как образуются?
  • Могут ли менять свои свойства?
  • Как  влияют на погоду?
  • Где формируются?
  • Как перемещаются, если они это делают?
  • Как влияют на человека и его здоровье и настроение?
  • Нужно ли человеку готовиться к этому явлению?
  •  Они могут быть опасными для человека?
  •  Можно ли предсказать их образование, т к. прогнозировать?

4 группы выносят на доску свой кластер и находится общий план изучения данной темы

циклон

Параметры сравнения

антициклон

Область давления

Общее направление ветра

Круговое движение воздуха

Вертикальное движение воздуха в центре

Характер погоды

Неблагоприятные явления

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
  • умение оценить правильность выполненной  учебной задачи собственные возможности её решения
  • умение  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
  • развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
  • умение сравнивать (сходства и различия)
  • умение  развивать логическое рассуждение, умозаключение  мышление
  • формирование навыков элементов прогнозирования
  • устанавливать причинно-следственные связи

8

Обобщение темы «климат».

Учащимся предлагается 3 разных отрывка из стихотворных произведений  А.С.Пушкина и  Н. Рубцова задание для учащихся

  1. о каких атмосферных явлениях идет речь и привести доказательства?
  2. изобразить схему данных атмосферных явлений
  3. составить простейшую синоптическую карту для данного атмосферного явления!
  • Мороз и солнце, день чудесный!...

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит!

Н. Рубцов

  •  Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон,

Каркает около стога

Стая озябших ворон,

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идет с водопоя,

Голову вниз опустив.

Мелкий, дремотный без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Все моросит, моросит, моросит!

  • устанавливать причинно-следственные связи
  • умение создавать модели и схемы для решения учебных задач
  • принятие решений и  осуществление осознанного выбора  в учебной деятельности
  • умение сравнивать (сходства и различия)
  • смысловое чтение
  • умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
  • умение применить знания в виде конкретной синоптической карты, которая отражает данное атмосферное  явление

Н. Рубцов

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом

И ветер начал вкривь и вкось,

Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя

Заволокла лесные дали,

Кромсая мрак, и бороздя

На землю молнии слетали,

А туча шла гора, горой,

И все раскалывалось ввысь,

Плач раздавался колыбельный

И стрелы молний все неслись

В простор тревожный, беспредельный.

8 география   прикамья

На итоговом уроке географии Прикамья предлагается учащимся составить проект  по выбору «маршрут по Пермскому краю с целью изучения;

А) изучение возможностей для развития туризма  на территории Пермского края

Б) по Архитектурным памятникам Пермского края

В) самобытность народов Пермского края

Г)изучение потенциала для развития промышленности

Д) изучение условий для возрождения и развития сельского хозяйства»

Если на каждого человека вы имеете наличными по 30000 рублей на  неделю. Сообщаю, что стоимость бензина на транспортные расходы 30р за литр, средняя стоимость обеда 100-150 рублей, стоимость проживания 300р. в сутки, все необходимые приборы, инструменты, карты вы получаете от спонсоров и ведущей организации. Если ваш проект окажется убедительным и принесет дальнейшую прибыль, то вознаграждение вы получаете в 10 раз больше.

Требования:

  • оформление маршрута с указанием городов, поселков
  • презентация с фото
  • смета расходов
  • актуальность проекта

 После выполнения проекта, его защита и детальная аргументация

  • умение регулировать и планировать свою деятельность
  •  умение принятие решений и осознанного выбора
  • Умение составить проект, выделив главное и учесть второстепенное
  • Умение учитывать интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие критического мышления
  • Владение устной монологической контекстной речью
  • Формирование и развитие экологического мышления
  • Умение применять в познавательной, социальной и профессиональной ориентации

  • Формирование и развитие ИКТ- компетенции

9 класс

При изучении темы « ТЭК Прикамья» можно выполнить мини- проект прямо на уроке, разбив класс на 5-6 групп или построить в виде дискуссии, разделив на 2 группы - группу оптимистов и группу пессимистов.

Задание звучит следующим образом.  В конце 80-х годов в Пермской области серьёзно рассматривался вопрос о строительстве АЭС. Однако до настоящего времени этот

смелый проект так и не нашел применения в жизни. Как на ваш взгляд возможно ли строительство АЭС в Пермском крае?          

( ответы рассматриваются с позиции «за» и «против».)

Аргументы « за»

Аргументы  «против»

Строительство АЭС позволит покрыть дефицит электроэнергии.

В настоящее время область себя обеспечивает энергией.

Экологически чистое производство, которое не требует большого количества сырья.

Да, возможна экономия  в сырье, но возникнет проблема захоронения отходов.

В России успешно работают 10 АЭС, которые тоже имеют радиоактивные отходы

Прикамье расположено в сейсмоопасной зоне, а если произойдет землетрясение?

Сейсмоактивность очень низкая, поэтому современные АЭС защищены от небольших колебаний земной коры.

Зачем нужно строить именно АЭС, хотя можно построить несколько ТЭС или ТЭЦ, ведь в нашем крае 8 месяцев отопительный сезон.

Если говорить о строительстве ТЭЦ, то в пригородной части г. Перми планируется строительство Адищевской ТЭЦ, значит, энергии все же не хватает.

Мы поняли, что вместо ТЭЦ вы предлагаете АЭС. Тем самым  вы подвергаете 1/3 жителя Прикамья опасности, из 3млн. человек 1млн. живет в Перми.

Хотим напомнить, что энергетика вошла в отрасли специализации Прикамья, наряду с машиностроением, химической, лесной промышленностью. За счет строительства АЭС можно увеличить поставку энергии в другие районы.

Из общего производства электроэнергии, край не только обеспечивает себя энергией, но 40% поставляет в соседние республики; Башкирию, Удмуртию, Свердловскую область.

В ходе дискуссии оптимистов и пессимистов приводится множество доводов, как за строительство АЭС, так и против. В результате учитель должен разрешить этот спор и сказать о том, что строительство неэффективно т.к.

- само строительство АЭС очень дорого,

- способно ли окупить все затраты и дать прибыль,

- если 40% энергии поставляется в другие республики, то нет смысла рисковать, лучше построить ещё одну ТЭЦ.

  • умение регулировать и планировать свою деятельность
  •  умение принятие решений и осознанного выбора
  • Умение составить проект, выделив главное и учесть второстепенное
  • Умение учитывать интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие критического мышления
  • Владение устной монологической контекстной речью
  • Формирование и развитие экологического мышления
  • Умение сочетать  познавательную деятельность и практическую направленность для достижения необходимой цели

Хотим напомнить, что энергетика вошла в отрасли специализации Прикамья, наряду с машиностроением, химической, лесной промышленностью. За счет строительства АЭС можно увеличить поставку энергии в другие районы. Из общего производства электроэнергии, край не только обеспечивает себя энергией, но 40% поставляет в соседние республики; Башкирию, Удмуртию, Свердловскую область.

9 класс

      Тема  «население», которая содержит параграфы о воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян, многообразием народов и их размещением по территории страны, проблемами урбанизации, городами и сельскими поселениями. Тема «Население России» отличается большим  разнообразием статистических данных. Очень важно для учащихся научиться не только анализировать, делать  выводы, а научиться объяснить причины и сделать дальнейший прогноз на будущее.

 Алгоритм работы со статистическими данными:

Этап работы

Анализ

Выводы

Причины

Прогноз

действия

Анализ численности населения  с 1926 по 1991

 Численность населения сначала постепенно увеличивалась, а после 1991 года стала снижаться

1Распад СССР

Затяжной экономический кризиз

2Нестабильная политическая и экономическая ситуация

3Переход на новые формы хозяйствования – рыночные отношения

 Возможно численность населения будет снижаться,  если…

 Численность населения не только стабилизируется, но и станет возрастать….

 Важная и сложная тема «Хозяйство», которая нацеливает на изучение хозяйства России и его особенностей, структуры и цикличности развития экономики, знакомит с отдельными отраслями хозяйства, их проблемами и возможными путями преодоления кризиса в некоторых отраслях, рассматривает вопросы дальнейшего развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности;

  • умение оценить правильность выполненной  учебной задачи собственные возможности её решения
  • умение  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
  • развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
  • умение сравнивать (сходства и различия)
  • умение  развивать логическое рассуждение, умозаключение  мышление
  • формирование навыков элементов прогнозирования
  • устанавливать причинно-следственные связи

9 класс

Интересным необходимым приемом работы является написание эссе. Эссе (в переводе с французского — очерк, опыт) представляет собой свободную трактовку какой-либо проблемы. Как правило, эссе состоит из 100—200 слов. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и готовится с учетом времени (не более 7—15 мин). В качестве домашней работы эссе становится серьезным заданием. Темы для написания эссе могут быть, например, такие:

  •         «Как в России покончить с зависимостью от импорта»,
  • «Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России»,
  •  «Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране».

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи собственные возможности для её решения
  •  формирование навыков элементов прогнозирования
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • умение владеть письменной речью, монологической контекстной речью
  • умение формулировать, аргументировать и  отстаивать свое мнение
  • формирование мышления и умение применять в социальной практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»

Данная дидактическая разработка представляет  собой  опыт работы по реализации метапредметного подхода к обучению на уроках географии....

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...

Дидактические приёмы обучения на уроках географии.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному п...