класс | Текст задания | УУД (универсальные учебные действия учеников) |
10 | Кластер по теме «Население мира» – ввод в тему «мы начинаем изучать большую тему Населения мира. Что вас особенно интересует в данной теме?»
| - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
- умение создавать и применять знаки и символы, создавать кластеры
|
7 | При изучении темы «Население Северной Америки» учащимся предлагается выполнить следующее задание. Эскимосы, чукчи, коряки, ненцы имеют хорошие навыки строительства снежных изб под названием иглу. Такие жилища имеют куполообразную форму и могут выдержать массу белого медведя, который может забираться на такие жилища. Срок службы иглу 3-4 месяца, иногда полгода. в такой хижине тепло, т.к.снег не пропускает ветра, тихо т.к. снег прекрасный шумоизолятор. Самая главная задача разместить вход в избу, т.к. ветры быстро меняют свое направление и имеют большую силу. В течение 3 мин. в группах вы должны предложить самый универсальный вход в такое жилище. ( Вход в жилище делается снизу – подкоп) | - Моделирование, элементы проектирования,
- умение правильно оценить учебную задачу и собственные возможности для её решения,
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
|
8
| В 8 классе при изучении темы климат изучаются такие явления как циклоны и антициклоны. Составляется вводный кластер- группы предлагают свой ход изучения данной темы: - Что такое циклоны и антициклоны?
- Какими свойствами обладают?
- Как образуются?
- Могут ли менять свои свойства?
- Как влияют на погоду?
- Где формируются?
- Как перемещаются, если они это делают?
- Как влияют на человека и его здоровье и настроение?
- Нужно ли человеку готовиться к этому явлению?
- Они могут быть опасными для человека?
- Можно ли предсказать их образование, т к. прогнозировать?
4 группы выносят на доску свой кластер и находится общий план изучения данной темы циклон | Параметры сравнения | антициклон |
| Область давления |
|
| Общее направление ветра |
|
| Круговое движение воздуха |
|
| Вертикальное движение воздуха в центре |
|
| Характер погоды |
|
| Неблагоприятные явления |
|
| - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
- умение оценить правильность выполненной учебной задачи собственные возможности её решения
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
- умение сравнивать (сходства и различия)
- умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
- формирование навыков элементов прогнозирования
- устанавливать причинно-следственные связи
|
8 | Обобщение темы «климат». Учащимся предлагается 3 разных отрывка из стихотворных произведений А.С.Пушкина и Н. Рубцова задание для учащихся - о каких атмосферных явлениях идет речь и привести доказательства?
- изобразить схему данных атмосферных явлений
- составить простейшую синоптическую карту для данного атмосферного явления!
- Мороз и солнце, день чудесный!...
Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит!
Н. Рубцов Осени стужа и стон, Каркает около стога Стая озябших ворон, Скользкой неровной тропою В зарослях пасмурных ив Лошадь идет с водопоя, Голову вниз опустив. Мелкий, дремотный без меры, Словно из множества сит, Дождик знобящий и серый Все моросит, моросит, моросит!
| - устанавливать причинно-следственные связи
- умение создавать модели и схемы для решения учебных задач
- принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной деятельности
- умение сравнивать (сходства и различия)
- смысловое чтение
- умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
- умение применить знания в виде конкретной синоптической карты, которая отражает данное атмосферное явление
|
| Н. Рубцов Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом И ветер начал вкривь и вкось, Качать сады за нашим домом. Завеса мутная дождя Заволокла лесные дали, Кромсая мрак, и бороздя На землю молнии слетали, А туча шла гора, горой, И все раскалывалось ввысь, Плач раздавался колыбельный И стрелы молний все неслись В простор тревожный, беспредельный.
|
|
8 география прикамья | На итоговом уроке географии Прикамья предлагается учащимся составить проект по выбору «маршрут по Пермскому краю с целью изучения; А) изучение возможностей для развития туризма на территории Пермского края Б) по Архитектурным памятникам Пермского края В) самобытность народов Пермского края Г)изучение потенциала для развития промышленности Д) изучение условий для возрождения и развития сельского хозяйства» Если на каждого человека вы имеете наличными по 30000 рублей на неделю. Сообщаю, что стоимость бензина на транспортные расходы 30р за литр, средняя стоимость обеда 100-150 рублей, стоимость проживания 300р. в сутки, все необходимые приборы, инструменты, карты вы получаете от спонсоров и ведущей организации. Если ваш проект окажется убедительным и принесет дальнейшую прибыль, то вознаграждение вы получаете в 10 раз больше. Требования: - оформление маршрута с указанием городов, поселков
- презентация с фото
- смета расходов
- актуальность проекта
После выполнения проекта, его защита и детальная аргументация | - умение регулировать и планировать свою деятельность
- умение принятие решений и осознанного выбора
- Умение составить проект, выделив главное и учесть второстепенное
- Умение учитывать интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
- Развитие творческого мышления
- Развитие критического мышления
- Владение устной монологической контекстной речью
- Формирование и развитие экологического мышления
- Умение применять в познавательной, социальной и профессиональной ориентации
|
|
| - Формирование и развитие ИКТ- компетенции
|
9 класс | При изучении темы « ТЭК Прикамья» можно выполнить мини- проект прямо на уроке, разбив класс на 5-6 групп или построить в виде дискуссии, разделив на 2 группы - группу оптимистов и группу пессимистов. Задание звучит следующим образом. В конце 80-х годов в Пермской области серьёзно рассматривался вопрос о строительстве АЭС. Однако до настоящего времени этот смелый проект так и не нашел применения в жизни. Как на ваш взгляд возможно ли строительство АЭС в Пермском крае? ( ответы рассматриваются с позиции «за» и «против».)
Аргументы « за» | Аргументы «против» | Строительство АЭС позволит покрыть дефицит электроэнергии. | В настоящее время область себя обеспечивает энергией. | Экологически чистое производство, которое не требует большого количества сырья. | Да, возможна экономия в сырье, но возникнет проблема захоронения отходов. | В России успешно работают 10 АЭС, которые тоже имеют радиоактивные отходы | Прикамье расположено в сейсмоопасной зоне, а если произойдет землетрясение? | Сейсмоактивность очень низкая, поэтому современные АЭС защищены от небольших колебаний земной коры. | Зачем нужно строить именно АЭС, хотя можно построить несколько ТЭС или ТЭЦ, ведь в нашем крае 8 месяцев отопительный сезон. | Если говорить о строительстве ТЭЦ, то в пригородной части г. Перми планируется строительство Адищевской ТЭЦ, значит, энергии все же не хватает. | Мы поняли, что вместо ТЭЦ вы предлагаете АЭС. Тем самым вы подвергаете 1/3 жителя Прикамья опасности, из 3млн. человек 1млн. живет в Перми. | Хотим напомнить, что энергетика вошла в отрасли специализации Прикамья, наряду с машиностроением, химической, лесной промышленностью. За счет строительства АЭС можно увеличить поставку энергии в другие районы. | Из общего производства электроэнергии, край не только обеспечивает себя энергией, но 40% поставляет в соседние республики; Башкирию, Удмуртию, Свердловскую область. |
В ходе дискуссии оптимистов и пессимистов приводится множество доводов, как за строительство АЭС, так и против. В результате учитель должен разрешить этот спор и сказать о том, что строительство неэффективно т.к. - само строительство АЭС очень дорого, - способно ли окупить все затраты и дать прибыль, - если 40% энергии поставляется в другие республики, то нет смысла рисковать, лучше построить ещё одну ТЭЦ.
| - умение регулировать и планировать свою деятельность
- умение принятие решений и осознанного выбора
- Умение составить проект, выделив главное и учесть второстепенное
- Умение учитывать интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
- Развитие творческого мышления
- Развитие критического мышления
- Владение устной монологической контекстной речью
- Формирование и развитие экологического мышления
- Умение сочетать познавательную деятельность и практическую направленность для достижения необходимой цели
|
| Хотим напомнить, что энергетика вошла в отрасли специализации Прикамья, наряду с машиностроением, химической, лесной промышленностью. За счет строительства АЭС можно увеличить поставку энергии в другие районы. Из общего производства электроэнергии, край не только обеспечивает себя энергией, но 40% поставляет в соседние республики; Башкирию, Удмуртию, Свердловскую область. |
|
9 класс
| Тема «население», которая содержит параграфы о воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян, многообразием народов и их размещением по территории страны, проблемами урбанизации, городами и сельскими поселениями. Тема «Население России» отличается большим разнообразием статистических данных. Очень важно для учащихся научиться не только анализировать, делать выводы, а научиться объяснить причины и сделать дальнейший прогноз на будущее. Алгоритм работы со статистическими данными:
Этап работы | Анализ | Выводы | Причины | Прогноз | действия | Анализ численности населения с 1926 по 1991 | Численность населения сначала постепенно увеличивалась, а после 1991 года стала снижаться | 1Распад СССР Затяжной экономический кризиз 2Нестабильная политическая и экономическая ситуация 3Переход на новые формы хозяйствования – рыночные отношения | Возможно численность населения будет снижаться, если…
Численность населения не только стабилизируется, но и станет возрастать…. |
Важная и сложная тема «Хозяйство», которая нацеливает на изучение хозяйства России и его особенностей, структуры и цикличности развития экономики, знакомит с отдельными отраслями хозяйства, их проблемами и возможными путями преодоления кризиса в некоторых отраслях, рассматривает вопросы дальнейшего развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности; | - умение оценить правильность выполненной учебной задачи собственные возможности её решения
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
- умение сравнивать (сходства и различия)
- умение развивать логическое рассуждение, умозаключение мышление
- формирование навыков элементов прогнозирования
- устанавливать причинно-следственные связи
|
9 класс | Интересным необходимым приемом работы является написание эссе. Эссе (в переводе с французского — очерк, опыт) представляет собой свободную трактовку какой-либо проблемы. Как правило, эссе состоит из 100—200 слов. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и готовится с учетом времени (не более 7—15 мин). В качестве домашней работы эссе становится серьезным заданием. Темы для написания эссе могут быть, например, такие: - «Как в России покончить с зависимостью от импорта»,
- «Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России»,
- «Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране».
| - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи собственные возможности для её решения
- формирование навыков элементов прогнозирования
- устанавливать причинно-следственные связи
- умение владеть письменной речью, монологической контекстной речью
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- формирование мышления и умение применять в социальной практике
|
|
|
|