Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа
статья по географии по теме

Ермишина Галина Георгиевна

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа

Разработала:

учитель географии Г.Г. Ермишина

Ростов-на-Дону

2011 г.


Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.

Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе  от планирования курса, отдельного его раздела или темы  до этапа итогового контроля  должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего,  на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного географического материала.

Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся пенитенциарной школы и характер совершённых ими преступлений, возникает вопрос каким образом организовать процесс обучения географии (организация учебной деятельности, учебной среды, целенаправленное планирование результатов обучения и др.) на основе реализации деятельностного подхода?

Главная задача и цель курса геогорафии - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно "прикоснуться" к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир в котором они живут, как важно знать, что нельзя получить сколько-нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные - результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.

На уроках географии в школе закрытого социума нами была осуществлена попытка нетрадиционной подачи материала, реализован деятельностный подход в обучении, базирующийся на концепции развивающего обучения. Это, во-первых, учебники, которые имеют большую практическую направленность, содержащие разнообразные многоуровневые задачи, богатые обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов. Во- вторых, это экскурсионный опыт педагога, подтверждающий многочисленными презентациями,  с описанием географических и географо-исторических мест.

Работая по развивающим учебно-методическим комплектам, также учитываются требования к уровню подготовки выпускника по географии, что обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет возможность вариативности в выборе программ.

Такая форма обучения способствует использованию творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада. Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов, работа с топографическим словарем . Учащиеся должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.

Кроме понятийного материала предлагаю обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения. Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.

У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии в пенитенциарной школе; большое внимание уделяется опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в своей работе применяю разнообразные карточки-задания.

Также наиболее эффективными с точки зрения познавательной деятельности являются уроки с использованием проблемно-диалогической техноло гии. При таком обучении учащиеся закрытого социума сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения.

Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно- аналитические способности: умения делать выводы и обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким об разом, новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Учащийся перестает быть пас сивным объектом, а становится актив ным субъектом образовательной дея тельности. Функ циями же учителя становятся постановка задач, организация учебной деятельности, управление этой деятельностью и экс пертиза полученных результатов на предмет соответствия стандарту вы полнения.

Географии принадлежит одно из ве дущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной актив ности. Ставя перед собой задачу до биться появления у обучающихся по знавательного интереса и активизации мышления, учитель должен помнить, что существует два взаимосвязанных пути ее решения:

- через содержание учебного мате риала;

- через организацию учебной дея тельности учащихся.

Первый путь связан с новизной изу чаемого материала, рассмотрением из вестных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в препода вании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современ ных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.

Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; вы полнение практических работ исследо вательского и творческого типа, зани мательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; озвучива ние ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; состав ление задач и рецензирование отдель ных параграфов учебника или ответов товарищей; организация уроков- конференций, семинаров и диспутов.

Практическая ориентация и диффе ренциация работы на уроке строится на принципах вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и формы учебного процесса. Разраба тывая проблему самостоятельной дея тельности учащихся закрытого социума, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы: «Как называется...?», «Что такое...?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памя ти, но они не способствуют всесторон нему развитию мышления. Следова тельно, необходимо задавать и позна вательные вопросы, которые активизацию мышления; отвечая, учащиеся повторяют и закрепляют знание законов природы, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесооб разные заключения и выводы, ориен тироваться в областях применения своих знаний.

Итак, главной задачей обучения географии в  пенитенциарной школе является обеспечение смены мировоззрения учащихся, воспитание людей гражданского общества через любовь к природе, своему краю, к своей стране.


Список использованных источников

1 Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие.  М.: Вентана-Граф, 2010.  240 с.

2 Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.  М.: Просвещение, 2008.

3 Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения. Педагогика, №6, 2002, стр.44-49.

4 Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников.  СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания

Материал - выступление на ОМО по организации деятельностного подхода на уроках обществознания...

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...

Деятельностный подход в обучении на уроках географии.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях данного подхода к обучению человек,  личность выступает как ...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики в условиях ФГОС в основной школе

Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом»....