Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа
статья по географии по теме
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_na_urokah_geografii_v_shkole_zakrytogo_tipa.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа
Разработала:
учитель географии Г.Г. Ермишина
Ростов-на-Дону
2011 г.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного географического материала.
Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся пенитенциарной школы и характер совершённых ими преступлений, возникает вопрос каким образом организовать процесс обучения географии (организация учебной деятельности, учебной среды, целенаправленное планирование результатов обучения и др.) на основе реализации деятельностного подхода?
Главная задача и цель курса геогорафии - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно "прикоснуться" к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир в котором они живут, как важно знать, что нельзя получить сколько-нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные - результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.
На уроках географии в школе закрытого социума нами была осуществлена попытка нетрадиционной подачи материала, реализован деятельностный подход в обучении, базирующийся на концепции развивающего обучения. Это, во-первых, учебники, которые имеют большую практическую направленность, содержащие разнообразные многоуровневые задачи, богатые обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов. Во- вторых, это экскурсионный опыт педагога, подтверждающий многочисленными презентациями, с описанием географических и географо-исторических мест.
Работая по развивающим учебно-методическим комплектам, также учитываются требования к уровню подготовки выпускника по географии, что обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет возможность вариативности в выборе программ.
Такая форма обучения способствует использованию творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада. Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов, работа с топографическим словарем . Учащиеся должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.
Кроме понятийного материала предлагаю обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения. Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.
У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии в пенитенциарной школе; большое внимание уделяется опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в своей работе применяю разнообразные карточки-задания.
Также наиболее эффективными с точки зрения познавательной деятельности являются уроки с использованием проблемно-диалогической техноло гии. При таком обучении учащиеся закрытого социума сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения.
Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно- аналитические способности: умения делать выводы и обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким об разом, новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Учащийся перестает быть пас сивным объектом, а становится актив ным субъектом образовательной дея тельности. Функ циями же учителя становятся постановка задач, организация учебной деятельности, управление этой деятельностью и экс пертиза полученных результатов на предмет соответствия стандарту вы полнения.
Географии принадлежит одно из ве дущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной актив ности. Ставя перед собой задачу до биться появления у обучающихся по знавательного интереса и активизации мышления, учитель должен помнить, что существует два взаимосвязанных пути ее решения:
- через содержание учебного мате риала;
- через организацию учебной дея тельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изу чаемого материала, рассмотрением из вестных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в препода вании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современ ных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; вы полнение практических работ исследо вательского и творческого типа, зани мательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; озвучива ние ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; состав ление задач и рецензирование отдель ных параграфов учебника или ответов товарищей; организация уроков- конференций, семинаров и диспутов.
Практическая ориентация и диффе ренциация работы на уроке строится на принципах вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и формы учебного процесса. Разраба тывая проблему самостоятельной дея тельности учащихся закрытого социума, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы: «Как называется...?», «Что такое...?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памя ти, но они не способствуют всесторон нему развитию мышления. Следова тельно, необходимо задавать и позна вательные вопросы, которые активизацию мышления; отвечая, учащиеся повторяют и закрепляют знание законов природы, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесооб разные заключения и выводы, ориен тироваться в областях применения своих знаний.
Итак, главной задачей обучения географии в пенитенциарной школе является обеспечение смены мировоззрения учащихся, воспитание людей гражданского общества через любовь к природе, своему краю, к своей стране.
Список использованных источников
1 Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.
2 Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
3 Купавцев А.А. Деятельностный аспект процесса обучения. Педагогика, №6, 2002, стр.44-49.
4 Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания
Материал - выступление на ОМО по организации деятельностного подхода на уроках обществознания...
Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"
Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....
«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»
Цель исследования является анализ современных подходов при изучении ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...
Деятельностный подход в обучении на уроках географии.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях данного подхода к обучению человек, личность выступает как ...
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики в условиях ФГОС в основной школе
Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом»....