Представление собственного педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочной деятельности."
материал по истории
Представление педагогического опыта "Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочное время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_dolgatovoy_t._a._mobu_kemlyanskaya_sosh_2019.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного педагогического опыта
Долгатовой Татьяны Анатольевны
учителя высшей квалификационной категории, преподающего учебные предметы история и обществознание в МОБУ «Кемлянская СОШ»
Реализация компетентностного подхода в обучении на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Общеизвестно, что главной задачей современного общества, и школы, как неотъемлемой части, является формирование всесторонне развитой гармоничной личности, гражданина, социально активного члена общества. И в решении этой задачи, наряду с другими уроками, огромную роль играют уроки истории и обществознания.
Главная цель предметов «История» и «Обществознание» - это образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические и обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Планируется, что в результате изучения истории и обществознания в школе у учащихся сформируется широкий круг компетенций.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Стремительное развитие общества диктует необходимость модернизации всей системы образования. Формированию «нового» человека способствует внедрение ФГОС. Сегодня повышенная профессиональная мобильность, готовность постоянно расширять свои компетенции, умение осваивать новые сферы профессиональной деятельности высоко ценятся в личности.
В условиях реализации общеобразовательных школ ФГОС, основные задачи образования заключаются в том, чтобы не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Цель школы - формирование ключевых компетентностей: информационной, социально-правовой и коммуникативной.
Новизна, этого подхода, в отличии от традиционного, состоит в том, что "компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса".
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта состоит в развитии основ исторического образования, связанных с реализацией компетентностного подхода в контексте современных направлений модернизации исторического образования. Для реализации компетентностного подхода выстроена система усложняющихся заданий для решения творческих задач и реализации проектной деятельности, обоснованы современные технологии личностно-ориентированного обучения с применением творческих заданий, тематических игр, проектов, конспектирования, учитывающие возрастные психологические особенности школьников, технология критического мышления и т. д.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Ведущая педагогическая идея или технология опыта - процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта и др.
Например, формированию учебно-познавательной компетенции способствует решение нестандартных, занимательных задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы. Также при создании проблемных ситуаций, которые можно создать, предложив учащимся самостоятельно сформулировать цели урока и затем, проведением мини-исследований, используя самостоятельную работу с текстом, приём – продолжить фразу или вставить недостающие слова и предложения, реализовать её, чтобы учащиеся в ходе рефлексии осознали результат проделанной работы. Например – Смутное время, ожидаемо, что учащиеся одной из первых целей сформулируют: «Что такое Смута?», можно сразу провести мозговой штурм ассоциации слова «Смута», далее можно предложить прочесть часть текста, определённого учителем, и сформулировать развёрнутое определение «Смутное время». Когда учитель знакомит учащихся с новыми историческими или обществоведческими понятиями, он не преподносит их в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
При формировании информационной компетенции можно использовать следующие приемы: подготовка собственных презентаций, с использованием материала из различных источников, учитель предлагает сформулировать и сам использует информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и т. д.. Например, в таблицах эффективнее представляется война или революция, научные, культурные достижения.
Например: Либеральные реформы 60 – 70 х гг.
№ п/п | Название реформы | Причины реформы | Основные принципы и мероприятия реформирования. | Итог и значение реформы. |
Схемы удобны для формирования представления о структуре государства, общества и др.
Например, предложить учащимся составить схему управления государством в изучаемый период.
Царь
Земский собор Боярская дума
……. ……
Вследствие данных приёмов у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.
Для формирования коммуникативной компетенции можно использовать устное рецензирование ответов домашнего задания учениками, тестовые конструкции свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций. Применять работу в группах, например диалог от лиц разных сословий или социальных слоёв, для «погружения» в социальную среду определённого исторического периода, предложить отстоять историческую теорию, например, норманнскую и т. д., сдача различных устных зачетов.
Формированию социально-трудовой компетенции, наилучшим образом, способствуют контрольные работы различного рода, например, с использованием электронных тестовых конструкций, проведение различных исследований; составление тестов самими учащимися.
Для формирования компетенции личного самосовершенствования необходимо применять решение задач с «лишними данными», задания на развитие навыков самоконтроля, а это проведение проверки выполненных заданий, анализ, характеристика, рефлексия. Можно предложить ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов. Обладая данными компетенциями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своими действиями, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Анализ результативности.
Считаю, что отличительная черта современной школы – это внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных, способствующих формированию ключевых компетенций. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого ученика, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе компетентностного подхода, использую:
проектный метод
исследовательский метод
проблемное обучение
технологию саморазвития личности
информационно - коммуникативные технологии.
Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся:
умение извлекать пользу из опыта;
умение нахождения контакта с окружающими;
умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
умение сотрудничать в группе;
умение разрабатывать и выполнять контракты;
умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
умение нести ответственность.
Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Предмет «История» требует от учащихся овладения как общими, так и специфическими методами исторического познания. Поэтому наряду с традиционными методами использую методы познания, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и разнообразит индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития каждого ребенка.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Использование интерактивной доски на уроке создает дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности.
На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
Надо отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
На уроках истории осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков.
Компетентностный подход ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д. Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников в процессе восприятия нового материала.
Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к истории, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.
Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.
С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры учащиеся под моим руководством принимают участие в проектно-исследовательской деятельности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Несмотря на то, что ФГОС внедряются достаточно успешно, всё же трудности ещё не преодолены. Основная масса педагогов воспитана и обучена советской образовательной системой, эта система, несомненно, является и должна являться золотой основой российского образования, но кроме базовых знаний современность диктует иные методы обучения. Реализация компетентностного подхода в практической деятельности ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера и т. д. Так же материально-техническое оснащение далеко от совершенства.
Выводы: несмотря на сложности, считаю компетентностный подход эффективным. В результате компетентностного подхода ученик научится: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (эти навыки он демонстрировал в ходе уроков и внеурочной деятельности), он должен уметь взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть использован учителями для формирования ключевых компетенций учащихся в преподавании истории для успешной сдачи ЕГЭ, ОГЭ, т. к. реализация указанного подхода дает возможность сформировать системные знания, соответствующие современному уровню. Заложить основы ценностных ориентаций учащихся на основе идей демократии, гуманизма, уважения прав личности, терпимости. Сориентировать детей на уважение к традициям и культуре своего и других народов, способствовать адаптации к меняющимся социальным условиям жизни, работать над разносторонним развитием учащихся, развитием устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, помочь сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
Опытом своей работы с коллегами школы и района. Регулярно даю открытые уроки, провожу внеклассные мероприятия, участвую в семинарах, выступаю на МО учителей гуманитарного цикла. Материалы моей работы представлены на личном мини- сайте: http://nsportal.ru/dolgatova-tatyana-anatolevna
Наглядное приложение.
Конспект открытого урока.
Тема урока: Древний Египет.
Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу «Древний Египет», развивать игровые навыки учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять игровые задания, выявлять закономерности в развитии древних цивилизаций;
Метапредметные: организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать собственное отношение к наследию цивилизации Древнего Египта, связи с современностью, слушать и слышать друг друга, определять последовательность действий;
Личностные: выражать своё отношение к роли истории в жизни человечества, осознавать важность изучения истории.
Оборудование: раздаточный материал. Карта настенная (можно в презентации, пример раздаточного материала тоже может содержаться в презентации).
Тип урока: урок развивающего контроля с использованием игровой технологии.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
Завершилось наше знакомство с удивительной страной, какой? (ответ ученика: «Древним Египтом»). Давайте поделимся знаниями и впечатлениями об этой цивилизации.
Проблемный вопрос: какое наследие оставил Древний Египет в истории человечества?
Работа по теме урока.
«Историческая эстафета»
Ученики делятся на команды, учитель предлагает задания на каждом этапе.
1-й этап. Разминка. Ассоциация.
Каждая из команды называет словосочетание по теме Древний Египет, повторяться нельзя, чья команда больше предложит, та и выиграла.
2-й этап. Игра Что? Где? Когда?
Каждая команда по очереди получает вопрос, если команда не отвечает на вопрос вопрос переходит к соперникам.
Вопрос 1
Как называются выпуклые изображения на плоскости, которые использовались для украшения стен гробниц фараонов и знати? (Рельефы).
Вопрос 2. С помощью каких приборов египтяне определяли время? (С помощью водяных и солнечных часов).
Вопрос 3. Назовите девять почитаемых богов в Древнем Египте. (Ра, Гор, Осирис, Маат, Нут, Бастет, Исида,Анубис, Тот). (Могут быть названы другие боги)
Вопрос 4. Характерной чертой египетской мифологии явилось обожествление животных. Назовите девять наиболее почитаемых в Древнем Египте. ( Бык, корова, баран, змея, крокодил, лев, ибис, сокол, кошка). (Могут быть названы другие животные).
Вопрос 5. У города Мегиддо египтян поджидало союзное войско сирийцев. «Триста тридцать» сиро-палестинских властителей, каждый со своим воинством, решились совместно преградить здесь дорогу египетскому царю. Душой союза был властитель Кадеша.
Наперекор уговорам своих сподвижников избрать обходный путь, он, не желая прослыть у врагов трусом, вышел к войскам противника, по наиболее трудной, но зато самой короткой дороге, прямо через ущелье. О каком царе идёт речь? (Тутмос 3).
Вопрос 6.
Он был изобретён в Древнем Египте примерно в начале 3-го тыс. до н. э. С середины 1-го тыс. до н. э. он получил широкое распространение в других странах Средиземноморья. Для его изготовления стебли разрезали на узкие продольные полосы и накладывали их краями одна на другую. На полученный таким образом слой накладывали другой слой, полосы которого располагались поперечно полосам первого, оба слоя сильно сдавливали, а затем высушивали, затем склеивали несколько листов. О чём идёт речь? (свиток папируса)
3-й этап.
Игра угадай-ка.
На заданный вопрос команда отвечает ДА или НЕТ, чья команда наберёт больше правильных ответов, та и победила.
Неограниченный властитель в Древнем Египте. Фараон. (да)
Самая большая пирамида была построена 1000 лет назад. (Нет)
Ученый, который первый разгадал тайну иероглифов, был Шлиман. (Нет)
Верховный бог, которому покланялись египтяне, был Юпитер. (Нет)
Корона фараона называлась – шадуф. (Нет)
Главная река Египта – Нил. (Да)
Религия египтян была языческой. (Да)
Египтяне для измерения времени использовали водяные часы. (Да)
4-й этап.
Битва поэтов.
Нужно в рамках темы «Древний Египет» сочинить по два четверостишия каждой команде.
Учитывается скорость, рифма и содержание.
Подведение итогов урока.
Подсчитывается количество баллов каждой команды и т. д.
Коротко подытожим наше занятие, ответив на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Опыт работы по теме "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка."...
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Статья "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Статья "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....
Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Сегодня слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность....
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...
Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны
Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...