самостоятельная работа на уроках географии
статья по географии по теме
Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике и добывать новые.
Известно, что «не всякая работа является самостоятельной. Таковой она будет лишь в том случае, если ведет к получению нового результата, ранее неизвестного учащимся.
Большая часть самостоятельных работ создает ситуации «естественного самонаучения» и «направленной активности» (по терминологии Л.Б. Ительсона), то есть служит возникновению атмосферы творческого поиска.
Кроме того, разные по уровню развития, по знаниям, по особенностям мышления, воображения, темпераменту, ребята имеют право на вариативные ответы.
Учитель, конечно же, сам решает, какие самостоятельные работы, в какой последовательности, как и в какие сроки, в классе или дома будут выполнять учащиеся. За ним также сохраняется право снять одни задания и предложить другие...
Но в процессе выполнения самой работы учитель уже выступает в роли «старшего научного сотрудника», который вместе с «младшими» — своими учениками — думает, ищет, предполагает, сомневается, подталкивает, пробует...
Он должен добиться, чтобы класс всерьез поверил, что учителя интересует не их память, но мысль — самостоятельная, интересная, аргументированная — в решении поставленной проблемы, а также — их умения и навыки.
Трудно? Да, трудно. Но все больше учителей приходит к убеждению, что главное на уроке — это процесс познания, самостоятельного постижения знаний, развитие умений и навыков читать, слышать, понимать, принимать (или не принимать) проблему.
Трудно? Но необходимо, потому что сегодня мы хотим обучать и воспитывать не послушного исполнителя — «винтика», а личность — инициативную, самостоятельную, со своими взглядами и с собственной позицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_geografii.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ.
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь
Эти строки я взяла эпиграфом к своему выступлению не случайно. Китайские мудрецы кратко и как нельзя лучше выразили, на мой взгляд, главную задачу современной школы: «научить ловить рыбу», что значит не только сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но, а может, и прежде всего опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В развитии навыков самостоятельной деятельности у учащихся не последнюю роль играет самостоятельная работа на уроке.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:
по дидактическим целям;
по уровню самостоятельности учащихся;
по степени индивидуализации; -
по источнику и методу приобретения знания;
по форме выполнения;
по месту выполнения.
По дидактическим целям самостоятельные работы делятся на обучающие (работы по формированию знаний или умений) и контролирующие.
По степени самостоятельности учащихся выделяют:
Самостоятельные работы по образцу. Предлагаемые задания выполняются по алгоритмам или образцам.
Реконструктивно-вариативные. Эти работы отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовывать исходные данные, т. е. проявить более высокий уровень самостоятельности.
Частично-поисковые (эвристические). Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся, требующий переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации.
Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Используя накопленные знания и умения, выдвигая и проверяя собственные предположения, учащиеся учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.
Классификация по степени индивидуализации
включает групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
В последнее время все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса.
Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенные из них:
работа с книгой (учебником, справочной литературой и т.д.);
практические работы;
подготовка докладов, рефератов и т.д.
По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения - классные и домашние.
Успешному выполнению учащимися самостоятельной работы способствуют четкие указания о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе с текстом, написанию докладов, рефератов и т.д.
Содержание, форма и продолжительность самостоятельной работы, проводимой в классе, должны отвечать поставленным целям урока. Нередко она занимает лишь несколько минут (в 6-х классах) или может длиться в течение всего урока (в старших классах).
Хочу предложить вашему вниманию некоторые виды самостоятельных работ, которые я наиболее часто использую на уроках.
Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения объекта (реки, гор, страны и т.д.).
В начале изучения темы, ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, описывают объект по образцу. Такой вид самостоятельной работы использует каждый учитель географии. Но у меня есть своя «изюминка». В подобные задания я всегда вношу небольшую «интригу»: объект, географическое положение которого предстоит определить, никогда не называю прямо, а представляю в виде загадки, ребуса, «осколочной картинки» или фрагмента контурной карты. Такое «интригующее» начало нравится ребятам, «подогревает» их интерес, снимает напряжение перед самостоятельной работой, особенно, если прием отрабатывается впервые.
Кстати, таким началом, я перевожу работу из репродуктивной стадии в частично-поисковую.
При проведении исследовательских работ интересен такой вид самостоятельной групповой работы, которая может проводиться как на уроке, так и во внеурочное время как кейс-метод. В связи со стремлением школы приблизить знания к практике, считаю данный метод наиболее актуальным для самостоятельной работы в старших классах (9-11кл.)
Структура процесса обучения по кейс-методу. Кейс – случай.
Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же собственного окружения. Они обсуждают этот случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.
Цель кейс-метода — развитие способности учащихся к принятию решений — требует организации процесса обучения как процесса поиска и принятия решений. Процесс поиска и принятия решения, который школьники проходят во время работы над кейсом, можно представить шестью фазами.
Фаза | Цель |
1. Знакомство с конкретным случаем | Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения |
2. Информация, полученная из предоставленных материалов и добытая самостоятельно | Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения |
3. Обсуждение. Обсуждение возможностей альтернативных решений | Развивать альтернативное мышление |
4. Резолюция, Принятие решения в группах | Сопоставить и оценить варианты решения |
5. Диспут. Отдельные группы защищают свое решение | Аргументированно защищать решения |
6. Сопоставление итогов. Сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Ход работы по кейс-методу
Во время работы над конкретным случаем (кейсом) учащиеся не находятся в пассивной роли получателя информации, а стоят в центре процесса решения проблемы благодаря выбранной форме работы в группах. Процесс принятия решений организован интерактивно. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные рабочие подгруппы, состоящие из 4—6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы данного кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются полным составом группы.
Случаи могут быть самыми различными по объему и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса принятия решений.
Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий учащимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
Например, при изучении темы «Машиностроение» в 9 классе, я предложила учащимся проанализировать ситуацию, сложившуюся в отечественном автопроме (материалы-ситуации взяла на сайте «грузовик.ру») и предложить свои пути решения данной проблемы.
Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
- получение навыков работы в команде;
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Разбирая кейс, учащиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.
Я широко использую самостоятельные работы, рассчитанные обычно на 10-15 минут, для текущего оценивания знаний. Такие самостоятельные работы состоят из 3-х вариантов разного уровня сложности (начальный – карточка зеленого цвета, средний - желтая карточка и достаточный – красная карточка). Ученик сам выбирает уровень заданий. В течение учебного триместра ученик может «переходить» с одного уровня сложности на другой. Такой вид работы позволяет мне что называется «держать руку на пульсе»: ведь, если из 25 учеников класса 20 учащихся сами выбрали достаточный уровень, то класс хорошо усвоил изученный материал. Если же 5 учеников выбрали достаточный уровень, а остальные учащиеся — средний и низкий, то учебный материал усвоен слабо. В таком случае я отменяю самостоятельную работу и возвращаюсь к плохо усвоенному материалу.
В моей методической копилке есть еще один интересный вид самостоятельной работы. Она выполняется дома. Каждый учитель в своей практике сталкивается с ситуацией, когда ученик очень хочет повысить свою оценку. Для таких учащихся, работающих «на повышение» у меня оформлен стенд «Очень хочу получить «5». Здесь размещены задания олимпиадного уровня: 10 вопросов по каждой изучаемой теме. Ученик может выбрать любые 5. Ответы на них в учебнике не найдешь, чтобы ответить – нужно «перелопатить» много дополнительной литературы, обратиться не к одному источнику информации, поэтому данная работа и оценивается очень высоко.
Помня, что «нельзя объять необъятное», в заключение хочу сказать, что в своей практике я использую более 30 видов самостоятельных работ, с помощью которых я добиваюсь того, чтобы класс всерьез поверил, что меня интересует не их память, но мысль — самостоятельная, интересная, аргументированная — в решении поставленной проблемы, а также — их умения и навыки.
Трудно? Да, трудно. Но все больше учителей приходит к убеждению, что главное на уроке — это процесс познания, самостоятельного постижения знаний, развитие умений и навыков читать, слышать, понимать, принимать (или не принимать) проблему.
Трудно? Но необходимо, потому что сегодня мы хотим обучать и воспитывать не послушного исполнителя — «винтика», а личность — инициативную, самостоятельную, со своими взглядами и с собственной позицией.
«Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать» - сказал великий
Гете.
Все!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)
На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Самостоятельные работы на уроках географии...
Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции
Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...
Элементы самостоятельных работ на уроках географии.
Используемые виды самостоятельных работ на уроке географии. Из собственного опыта работы....
Самостоятельная работа на уроке география.
Самостоятельная работа на уроках географии. Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее а...
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии
Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....
Самостоятельная работа на уроках географии.
Самостоятельная работа на уроках географии. Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Осн...