Самостоятельная работа на уроках географии.
учебно-методический материал по географии на тему

Самостоятельная работа на уроках географии. Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Самостоятельная работа учащихся – один из самых важных путей повышения эффективности урока, способствующий активизации учащихся. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Понятие самостоятельная работа рассматривается в педагогике и методической литературе различными авторами. По мнению К.Д.Ушинского, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, А.В. Усовой и других авторов самостоятельная работа является методом обучения, «при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность». Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания. Функции самостоятельной работы • выработка способности работать самостоятельно; • развитие познавательной активности; • стимулирование творческого мышления; • повышение культуры умственного труда, интереса; • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); • формирование умения планировать время; • выработка ответственности и инициативности. Требования к организации самостоятельной работы на уроке • 1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения. • 2.Наличие конкретного задания • 3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки • 4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. • 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным. • 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы. • 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления определённого блока нового материала можно предложить учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа. Виды самостоятельной работы по дидактической цели 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. В зависимости от целей самостоятельные работы: Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные Развивающие. Творческие. Контрольные. задания для самостоятельной работы можно разделить: 1.По методу самостоятельной работы учащихся: наблюдение; упражнение; работа с текстом учебника 2.По звеньям учебного процесса задание на восприятие задание на систематизацию задание на закрепление учебного материала задание на повторение учебного материала 3.По характеру познавательной деятельности обучаемого репродуктивные задание творческие (продуктивные) 4.По характеру руководства подробные инструкции менее подробные инструкции. В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: • Работа с книгой; • Работа с атласом и контурной картой; • Практические, лабораторные работы; • Проверочные, самостоятельные работы; • Сообщения и рефераты; • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях; • Домашние лабораторные опыты и наблюдения. Рассмотрим подробнее виды самостоятельной работы. Работа с книгой систематически должна проходить на уроке. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, текст параграфа, задавать вопросы при затруднениях, учить выделять главные мысли параграфа, работать с иллюстрациями, статистическим материалом, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике. Также периодически давать задания на самостоятельную работу с учебником. Для развития умения работы с книгой важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям 1.внимательно читать вместе с учителем определения; 2.выделять главные мысли параграфа; 3.работать с рисунками, схемами, таблицами; Работа с книгой: 1. Перед изучением незнакомого текста полезно составить мнение о его содержании, для чего нужно обязательно обратить внимание на его заголовок, так как именно в нем часто определяется предмет обсуждения, полезно бегло просмотреть текст (обычно выделенные шрифтом правила, определения) и постараться увидеть, излагаемую в нем идею. 2. Текст часто требует неоднократного его прочтения. При первичном его прочтении не нужно его заучивать, нужно стремиться лишь понять его, увидеть схему рассуждений. Поэтому при первичном чтении целесообразно выделять основные положения и их следствия, основные мысли и их обоснование: понятия, факты, законы, гипотезы, методы доказательства, выводы. 3. При повторном чтении внимание следует обратить на разбор трудных мест и их запоминание. Для этого выясните смысл всех непонятных выражений, так как именно в них может оказаться ключ к пониманию всего ранее непонятного материала. При разборке трудных мест полезно пользоваться предметно-именным указателем, оглавлением, словарями, полезно строить схемы, чертежи, графики, иллюстрирующие те или иные положения. 4. По завершению работы с текстом обратите еще раз внимание на определения: подумайте, что будет, если из него выкинуть какое-либо выражение или заменить его равноценным. 5. Для полного усвоения изучаемого материала необходимо выполнить ряд упражнений по данной теме или ответить на вопросы параграфа. Полезно самому придумать вопрос или задачу. Полезно выяснить возможную связь данного материала, с ранее изученным. 6. Задания могут быть следующего направления: ответить на вопросы, составить план параграфа или его части, найти основные понятия, составить схему или заполнить таблицу на основе текста учебника, проанализировать статистический материал. Планируя самостоятельную работу необходимо: 1. предусматривать ее место в структуре урока; 2. оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала; 3. предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы; 4. определять форму заданий; 5. устанавливать оптимальную длительность работы; 6. предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников. Практические и лабораторные работы направлены на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках и с умением отбирать нужную информацию и правильно оформлять её. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися знаний по географии, практических умений и навыков, приучают к культуре труда. Экскурсии также являются важной формой организации обучения географии. На данных уроках устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека. Сообщения и рефераты также можно использовать как один из видов самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, интернет ресурсами, научно-популярными журналами. Работая над сообщением, ребята самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы и составляют презентацию. Только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача. Практический опыт учителей показал, что: 1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. 4. при систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера. Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания. Список используемых источников: 1. В.А. Коринская «Самостоятельные работы учащихся по географии материков» М; Просвещение, 1983 год. 2. О.В. Крылова «Уроки географии в 7 классе» М; Просвещение, 1990 год. 3. Мандель Б.Р. «Сложные игры: Принципы и способы построения» Школьные технологии 2006, № 1 4. Трифонова Г.И. «Кто лучше знает и помнит?» География в школе, 2006 № 1 5. .Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1982. - с.251-300. 6. .Данюшенков B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении в базовой школе. - М.: Прометей, 1995. - с.86-130. 7. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” -Тал., 1976. 8. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998. Интернет ресурсы 1. http://www.ref.by/refs/62/13615/1.html 2. http://xreferat.ru/71/5690-1-samostoyatel-naya-rab... 3. http://www.coolreferat.com/ 4.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/blog/samostoya... 5. http://referatwork.ru/refs/source/ref-4526.html 6. http://referat.resurs.kz/ref/samostoyatelnaya-rabo... . Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon index.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках географии.

          Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

        Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

         Самостоятельная работа учащихся – один из самых важных путей повышения эффективности урока, способствующий активизации учащихся. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно.

          Понятие самостоятельная работа рассматривается в педагогике и методической литературе различными авторами.

          По мнению К.Д.Ушинского, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, А.В. Усовой и  других авторов самостоятельная работа является методом обучения, «при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность».

        Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.

Функции самостоятельной работы 

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке 

  • 1.Наличие конкретной  цели и ученик должен знать пути ее достижения.
  • 2.Наличие конкретного задания
  • 3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки
  • 4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
  • 5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  • 6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  • 7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

   По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления определённого блока нового материала  можно предложить  учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа.

 Виды самостоятельной работы по дидактической цели

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

В зависимости от целей самостоятельные работы:

Обучающие.

 Тренировочные.

 Закрепляющие.

 Повторительные

 Развивающие.

 Творческие.

 Контрольные.

задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

наблюдение;

упражнение;

работа с текстом учебника

2.По звеньям учебного процесса

задание на восприятие

задание на систематизацию

задание на закрепление учебного материала

задание на повторение учебного материала

3.По характеру познавательной деятельности обучаемого

репродуктивные задание

творческие (продуктивные)

4.По характеру руководства

подробные инструкции

менее подробные инструкции.

           В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  • Работа с книгой;
  • Работа с атласом и контурной картой;
  • Практические, лабораторные работы;
  • Проверочные, самостоятельные работы;
  • Сообщения и рефераты;
  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях;
  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Рассмотрим подробнее виды самостоятельной работы.

         Работа с книгой  систематически должна  проходить  на уроке. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, текст параграфа, задавать вопросы при затруднениях, учить выделять главные мысли параграфа, работать с иллюстрациями, статистическим материалом, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике. Также периодически давать задания на самостоятельную работу с учебником. Для развития умения работы с книгой важно систематически работать с учебником на уроках.

При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, 

поэтому необходимо детям

1.внимательно читать вместе с учителем определения;

2.выделять главные мысли параграфа;

3.работать с рисунками, схемами, таблицами;

Работа с книгой:

  1. Перед изучением незнакомого текста полезно составить мнение о его содержании, для чего нужно обязательно обратить внимание на его заголовок, так как именно в нем часто определяется предмет обсуждения, полезно бегло просмотреть текст (обычно выделенные шрифтом правила, определения)  и постараться увидеть, излагаемую в нем идею.

  1. Текст часто требует неоднократного его прочтения. При первичном его прочтении не нужно его заучивать, нужно стремиться лишь понять его, увидеть схему рассуждений. Поэтому при первичном чтении целесообразно выделять основные положения и их следствия, основные мысли и их обоснование: понятия, факты, законы, гипотезы, методы доказательства, выводы.
  2. При повторном чтении внимание следует обратить на разбор трудных мест и их запоминание. Для  этого выясните смысл всех непонятных выражений, так как именно в них может оказаться ключ к пониманию всего ранее непонятного материала. При разборке трудных мест полезно пользоваться предметно-именным указателем, оглавлением, словарями, полезно строить схемы, чертежи, графики, иллюстрирующие те или иные положения.
  3. По завершению работы с текстом обратите еще раз внимание на определения: подумайте, что будет, если из него выкинуть какое-либо выражение или заменить его равноценным.
  4. Для полного усвоения изучаемого материала необходимо выполнить ряд упражнений по данной теме или ответить на вопросы параграфа. Полезно самому придумать вопрос или задачу. Полезно выяснить возможную связь данного материала, с ранее изученным.
  5. Задания могут  быть следующего направления: ответить на вопросы, составить план параграфа или его части, найти основные понятия,  составить  схему  или заполнить таблицу на основе текста учебника, проанализировать статистический материал.

     Планируя самостоятельную работу необходимо:

      1.   предусматривать ее место в структуре урока;

      2. оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и   сложности изучаемого материала;

       3.  предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;

       4.  определять форму заданий;

       5.  устанавливать оптимальную длительность работы;

       6.  предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

    Практические и лабораторные  работы направлены на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках и с умением отбирать нужную  информацию и правильно оформлять её. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися  знаний по географии, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

           Экскурсии также являются  важной формой организации обучения географии. На данных уроках   устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.

            Сообщения и рефераты также можно использовать как один из видов самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, интернет ресурсами, научно-популярными журналами. Работая над сообщением, ребята  самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы и составляют презентацию. Только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Практический опыт учителей показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. при систематической организации самостоятельной работы  у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.

Список используемых источников:

1. В.А. Коринская «Самостоятельные работы учащихся по географии материков» М; Просвещение, 1983 год.

2. О.В. Крылова «Уроки географии в 7 классе» М; Просвещение, 1990 год.

3. Мандель Б.Р. «Сложные игры: Принципы и способы построения» Школьные технологии 2006, № 1

4. Трифонова Г.И. «Кто лучше знает и помнит?» География в школе, 2006 № 1

 5. .Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1982. - с.251-300.

6. .Данюшенков B.C. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении  в базовой школе. - М.: Прометей, 1995. - с.86-130.

7. Нильсон О.А. “Теория и  практика  самостоятельной  работы  учащихся”  -Тал., 1976.

 8. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

Интернет ресурсы

1. http://www.ref.by/refs/62/13615/1.html

2. http://xreferat.ru/71/5690-1-samostoyatel-naya-rabota-uchashihsya-na-uroke.html

3. http://www.coolreferat.com/

4.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/blog/samostoyatelnaya-rabota-uchashchikhsya-na-urokakh-biologii

5. http://referatwork.ru/refs/source/ref-4526.html

6. http://referat.resurs.kz/ref/samostoyatelnaya-rabota-uchaschihsya-na-uroke/3/

. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Самостоятельные работы на уроках географии...

самостоятельная работа на уроках географии

        Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обесп...

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

Элементы самостоятельных работ на уроках географии.

Используемые виды самостоятельных работ на уроке географии. Из собственного опыта работы....

Самостоятельная работа на уроке география.

Самостоятельная работа на уроках географии.           Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее а...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....