Самостоятельная работа на уроке география.
материал по теме

Шубина Галина Михайловна

 

Самостоятельная работа на уроках географии.

 

          Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

        Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_samostoyatelnye_raboty_na_urokakh_geografii.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках географии.

          Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

        Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

         Самостоятельная работа учащихся – один из самых важных путей повышения эффективности урока, способствующий активизации учащихся.

          Понятие самостоятельная работа рассматривается в педагогике и методической литературе различными авторами.

          По мнению К.Д.Ушинского, Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, А.В. Усовой и  других авторов самостоятельная работа является методом обучения, «при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность».

           По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления определённого блока нового материала  можно предложить  учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа.

           В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  • Работа с книгой;
  • Работа с атласом и контурной картой;
  • Практические, лабораторные работы;
  • Проверочные, самостоятельные работы;
  • Сообщения и рефераты;
  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях;
  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Рассмотрим подробнее виды самостоятельной работы.

         Работа с книгой  систематически должна  проходить  на уроке. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, текст параграфа, задавать вопросы при затруднениях, учить выделять главные мысли параграфа, работать с иллюстрациями, статистическим материалом, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике. Также периодически давать задания на самостоятельную работу с учебником. Задания могут  быть следующего направления: ответить на вопросы, составить плана параграфа или его части, найти основные понятия,  составить  схему  или заполнить таблицу на основе текста учебника, проанализировать статистический материал.

         Практические и лабораторные  работы направлены на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках и с умением отбирать нужную  информацию и правильно оформлять её. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися  знаний по географии, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

           Экскурсии также являются  важной формой организации обучения географии. На данных уроках   устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.

            Сообщения и рефераты также можно использовать как один из видов самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, интернет ресурсами, научно-популярными журналами. Работая над сообщением, ребята  самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы и составляют презентацию. Только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Самостоятельные работы на уроках географии...

самостоятельная работа на уроках географии

        Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обесп...

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

Элементы самостоятельных работ на уроках географии.

Используемые виды самостоятельных работ на уроке географии. Из собственного опыта работы....

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....

Самостоятельная работа на уроках географии.

Самостоятельная работа на уроках географии. Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Осн...