Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии
по географии на тему
Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kolmykova.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 отдела образования акимата города Экибастуза»
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии
Колмыкова Светлана Витальевна – учитель географии
г.Экибастуз, 2013 г.
Оглавление
Введение стр.1
- Формирование навыков самообразования учащихся стр. 2
- Структура самостоятельной работы стр. 3
- Ожидаемые результаты работы стр. 4
- Заключение стр. 6
- Список литературы стр. 7
- Приложение стр. 8
Введение
Плохой учитель сообщает истину,
хороший учит её находить.
Адольф Дистервег
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Существенным качеством новой парадигмы образования является переход от механического заучивания к самостоятельности мышления, овладению основными ключевыми компетенциями.
Одной из педагогических проблем является организация самостоятельной работы школьников и создание условий для ее успешной реализации.
Современному учителю важно знать, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности,
научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Формирование навыков самообразования учащихся
Современная система образования предъявляет все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
Негативными факторами среднего образования является устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е. характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. Опыт показывает, что такая информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся, а обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.
Сегодня остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
Основные направления моей работы:
- Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.
- Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.
- Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.
- Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
- Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.
- Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
- наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
- отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
- внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
- собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла;
- готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
- соединение собственных мыслей с действием;
- проявление инициативы и творчества.
Что же такое самостоятельная работа?... форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно – наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход к творческим силам детской души.
Структура самостоятельной работы
В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по
алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:
- выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
- выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
- выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
- выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
- по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
- по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
- по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
В результате правильно организованной самостоятельной работы происходит осознание учащимися результатов своих достижений.
Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в решении поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.
Ожидаемые результаты моей деятельности
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:
- Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.
- Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
- Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
- Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
- Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
- Развития творческого воображения у школьников.
- Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
- Достижения высокого уровня развития личности ученика.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Заключение
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с
поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а
предметом – условия ее реализации.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения,
духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к
словам.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Список литературы:
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
- Бухвалов В.А. Технологии работы учителя - мастера. - М, 1995.
- Гузеев П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1996.
- Калуцкая Е.К. Организация познавательной деятельности учащихся //ПОИШ. – 2007. - № 4.
Приложение 1
Виды самостоятельной работы на различных этапах урока
Этапы урока | Виды самостоятельной работы |
Подготовка к восприятию материала | Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, карт, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. |
Изучение новых знаний | При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически . Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: карт, статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику. |
Применение знаний | Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты. |
Обобщение и систематизация знаний | Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов. |
Проверка знаний, умений и навыков | Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; вопросы, требующие анализа и синтеза данных). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...
"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)
В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...
«Формирование навыков самостоятельной работы на уроках математики в 6 классе. Длина окружности»
Методическая разработка нацелена на формирование навыков самостоятельной работы у учащихся 6 класса. Предлагается использовать формат практической работы. Учащиеся самостоятельно выводят формулу длины...
«Формирование навыков самостоятельной работы на уроках математики в 5 классе. Объём прямоугольного параллелепипеда»
Методическая разработка нацелена на формирование навыков самостоятельной работы у учащихся 5 класса. Предлагается использовать формат практической работы. Учащиеся самостоятельно выводят формулу объём...