Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)
методическая разработка (география, 9 класс) по теме

На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые можно использовать на уроках на этапе изучения нового материала, а так же  закрепления и как домашняя форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masagutova__samostoyatelnye_raboty.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Самостоятельные и практические работы

по курсу географии Республики Татарстан в 8 и  9 классах

Масагутова Роза Рифовна,

учитель географии МБОУ Нижнемактаминской СОШ №2,

.

         При изучении Географии программой предусмотрены тренировочные и итоговые практические работы.

    Сегодня многие учителя испытывают трудности в связи с тем, что мало методических пособий по изучению РТ. Приходится самостоятельно разрабатывать и придумывать задания, тесты. Составляя тесты или задания для практической или самостоятельной работы по географии Республики Татарстан необходимо учитывать конкретные условия класса, отдельных групп учащихся.

      Предлагаю несколько самостоятельных и практических работ, которые я использую на уроке  в ходе изучения нового материала и его закрепления по темам «Экономические районы Республики» и «Эколого-экономические районы РТ». Надеюсь, что молодым учителям это поможет в работе.

Практическая работа    №  1

Определение по картам  географического положения территории Республики Татарстан.

Цель работы: закрепление навыка умения работать с картой;

установить особенности географического положения республики.

Работа предусматривает определение физико-географического и экономико-географического положения. Данные понятия знакомы учащимся.

Последовательность работы:

  1. Определить положение территории Татарстана по отношению к другим республикам, краям областям.
  2. Определить географические координаты крайних точек, площадь и протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, сравнить с другими районами (административными единицами).
  3. Сделать общий вывод с вычислением всех положительных и отрицательных черт географического положения.

Территорию наносят на контурную карту, подписывают названия пограничных районов, координаты крайних точек, обозначают протяженность территории.

Практическая работа    №  2

Определение особенностей размещения населения по территории республики.

Цель работы:  формирование знаний об особенностях населения своей республики, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения.

    Последовательность работы:

  1. Определить плотность населения для всей территории.
  2. Определить плотность населения по отдельным районам.
  3. Определить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснить причины высокой и низкой плотности.
  4. Сравнить особенности населения своего края с другими районами страны, сделать вывод о причинах отличия.

Практическая работа    №  3

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Татарстана.

Цель работы:  определить особенности природных условий и ресурсов       республики и своего района.

    Последовательность работы:

  1. Установить по картам особенности рельефа.
  2. Установить особенности климата, агроклиматических ресурсов.
  3. Дать характеристику:

А) минеральных ресурсов (количественная и качественная оценка);

Б) почвенных ресурсов, структуры земельного фонда;

В) водных, биологических ресурсов.

  1. Дать оценку эффективности использования всех природных ресурсов.
  2. Дать общую оценку состояния окружающей среды.

        Итогом изучения экономико-географических районов республики в 9 классе может быть  выполнение итоговой таблицы. В зависимости от уровня класса, можно распределить районы по рядам. Сначала один район описать вместе с классом, учитель помогает, направляет. Затем остальные районы описываются учащимися самостоятельно. Например: Один ряд характеризует Сельскохозяйственное Предволжье, второй ряд Сельскохозяйственное Предкамье и т.д., дать задание по рядам. В конце урока озвучить полученные результаты и сравнить с остальными работами.

Самостоятельная работа №_______

 по изучению  экономико-географических районов РТ

Задание: 1. Используя текст учебника на стр192-201(учебник автор Тайсин А.С, 2009 г.)
заполнить таблицу экономических районов РТ.

2. Сделать выводы.

Промышленное Приволжье.

Название района

Состав

гп , место расположения

почвы, полезные ископаемые

специализация

предприятия

Промышленное Приволжье

Казань, Зеленодольск

Арск, Лаишево

районы прилегающие к реке Волге и городу Казани

Выводы:

Практическая работа

Сравнительная характеристика эколого-экономических регионов РТ

Задание: заполнить таблицу исп. данные текст стр 224-232 в учебнике.

Сделать выводы

Название района эколого-экономического региона

площадь региона

кол-во насел пунктов

выбросы загр веществ в атмосферу

особо охраняемые территории

Лесистость

Выводы:

Самостоятельная работа №_________

Задание: 1.

    Используя данные  таблицы в Приложении №5 стр 237 учебника, (Лесистость) выписать в тетрадь первую десятку районов по лесистость (с %) .

2.Построить  диаграмму, первой десятки регионов начиная с самого большого показателя (или по усмотрению учащегося).

К какому экономическому району  относятся эти территории?

Сделать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Самостоятельные работы на уроках географии...

самостоятельная работа на уроках географии

        Самостоятельные работы в обучении школьников имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию трудолюбия, росту самостоятельности, обесп...

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

Элементы самостоятельных работ на уроках географии.

Используемые виды самостоятельных работ на уроке географии. Из собственного опыта работы....

Самостоятельная работа на уроке география.

Самостоятельная работа на уроках географии.           Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее а...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках географии

Данный методический материал поможет педагогам грамотно организовать самостоятельную работу на уроке....

Самостоятельная работа на уроках географии.

Самостоятельная работа на уроках географии. Вопрос активизации деятельности школьников в учебном процессе относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Осн...