5 кл. Планирование по природоведению
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Планирование по природоведению 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_priroda_planirovanie.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004г. и типовой программы Природа. Неживая и живая. 5 класс (авторы В.М. Пакулова., Н.В.Иванова)
Курс природоведения в 5-ом классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов.
Учебный план отводит 68учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе из расчета 2 учебных часов в неделю.
Календарно-тематический план разработан применительно к данной рабочей программе в соответствии с учебником В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». - М: Дрофа, 2007г.
Рабочая программ построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала, так и ненужного забегания вперед.. В содержание рабочей программы и календарно-тематическом планирование
изменено количество часов на изучение тем «Растения» (в календарно-тематическом планировании отводится 6 часа вместо 7 часов по типовой программе), «Животные» (в календарно-тематическом планировании отводится 4часа вместо 5 часов по типовой программе). Эти два часа распределены на обобщающие уроки по темам «Вселенная» и «Вода», что связано с достаточной подготовкой учащихся по теме «Растения» и «Животные» в начальной школе и сравнительно небольшим количеством новых понятий;
изменено количество часов на изучение тем «Воздух», «Горные породы», данные часы пошли на изучение темы «Электрические явления» (4 часа);
рекомендуемая программой тема «Растения и животные уголка живой природы» заменена темой «Ваши любимые растения и животные», что позволит расширить знания о растениях и животных, научить ухаживать за ними в домашних условиях.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, программой предполагается проведение лабораторных работ.
Требования к уровню к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс:
Знать/понимать
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); пределять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным спосбам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать в дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонауного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилами безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
В календарно-тематическом планировании зеленым цветом (графа ЗУН) показан продвинутый уровень знаний и умений, фиолетовым цветом (графа домашнее задание) задания творческого характера.
Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:
Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». - М.: Дрофа, 2002.
Энциклопедия для детей. Т 3. География / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2005.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2005.
Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +,2005.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 часа)
Человек и природа. Зачем и как изучают природу. Разнообразие природы, воздействие человека на природу; природа живая и неживая, явления природы Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Изучение природы человеком, основные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт).
Вселенная (6 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда; Большая Медведица и Малая Медведица, расстояние до звезд, их яркость и движение. Планета Земля. Луна - естественный спутник Земли, Лунные моря и океаны, кратеры, лунные фазы емля. Формы и размеры Земли. Вращение Земли. Суточное и годовое движение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная система. Планеты, метеориты и метеоры. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. Вселенная. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Планета Земля. Формы и размеры Земли. Вращение Земли. Суточное и годовое движение Земли. Сферы Земли. Луна -естественный спутник Земли Солнце. Солнечная система. Планеты, метеориты и метеоры. Спутники планет.
Лабораторная работа
«Определение на звездной карте созвездий Северного полушария»
Строение и свойства вещества (11 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа
«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».
Электрические явления (4 часа)
Электризация тел, электрические заряды. Электрический разряд. Молния. Электрический ток. Электрические станции на службе у человека. Виды электростанций, генератор
Воздух (9 часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Теплопроводность. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон»
Вода (4 часа)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Горные породы (4 часа)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторная работа «Изучение работы текучих вод и ветра»
Почва (4 часа)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость, плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Организмы (6 часов)
Opгaнизм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология - наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Растения (5 часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни.
Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторные работы
«Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах»
Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные (4 часа)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной среде обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Лабораторная работа «Изучение условий жизни домашних животных»
Ваши любимые растения и животные (3 часа)
Растения – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними. Животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними. Животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними.
Природа едина (1 час)
Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Человек. Его здоровье и безопасность жизни (2 часа)
Общий обзор строения человека. Физические, химические, биологические факторы окружающей человека среды и их влияния на организм человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)
Критерии выставления оценок
Критерии оценки устного ответа:
Отметка «5» выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.
Отметка «4» выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5» выставляется , если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно ,подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме
Отметка «4» выставляется, если практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы
Отметка «3» выставляется, если практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени(можно дать возможность доделать работу дома).Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами
Отметка «2» выставляется, если учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащихся
Тематическое планирование по предмету
«Природоведение 5 класс»
68 часов
Учебник: Природа. Неживая живая
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова
2010-2011
№ п/п | Дата | Тема урока | Цели урока | Основной материал | Оборудование | Знания Умения Навыки | Межпредметные связи | Контроль | Домашнее задание |
Введение-2ч. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Человек и природа. | Сформировать общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися знаниями об окружающей природе, полученными в начальной школе | Разнообразие природы, воздействие человека на природу; природа живая и неживая, явления природы | Картины, таблицы с изображением различных тел природы, коллекция тел живой и неживой природы (растения, грибы, вода, горные породы) | Знать многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие квалификации Уметь проводить фенологические изменения за природой; характеризовать взаимодействие человека и природы | Природа, природа неживая и живая (Природоведение, 2-3 кл) | Заполнение таблицы «живая и неживая природа» | Ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдения за погодой. с. 3-6 |
2 | Природа неживая и живая | Познакомить с основными методами изучения природы; приборами и инструментами, используемыми человеком для ее изучения | Изучение природы человеком, основные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент/ Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы) | Мультимедиа, стаканы с водой, сахар, свеча, термометр, компас, микроскоп | Знать отдельные методы изучения природы; перечислять тела, вещества и явления природы Уметь описывать собственные наблюдения по опыту, различать в них цель, условия проведения и полученный результат; находить взаимосвязь живой и неживой природы; приводить примеры воздействия человека на окружающую среду | Вода – растворитель. (Химия 7кл,) Определение длины тени предмета, солнечные часы (География, 6кл.) | Выполнение упражнений с помощью мультимедиа | Ведение фенологических наблюдений, провести опыт и описать собственные наблюдения |
Вселенная – 6ч. |
3 | Звезды на небе | Сформировать представления о Вселенной, звездах, созвездиях. Научить проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы | Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда; Большая Медведица и Малая Медведица, расстояние до звезд, их яркость и движение. | Карта звездного неба, атласы, фотографии звездного неба, презентация | Уметь находить созвездия Северного полушария при помощи звездной карты; определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды иметь представление о шкале яркости звёзд | Физика | Лабораторная работа «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария» | § 1, наблюдения за звездным небом. Подготовить сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник) |
4 | Земля - наш дом | Познакомить с формами и размерами Земли; суточным и годовым движением Земли. Научить работать с глобусом и картой | Планета Земля. Формы и размеры Земли. Вращение Земли. Суточное и годовое движение Земли. | Глобус, Физическая карта полушарий, атласы, Фотографии Земли из космоса | Знать формы и размеры Земли, причины смены дня и ночи, времен года Уметь работать с глобусом, картой определять на карте экватор, серный и южный полюс, меридианы, параллели; характеризовать положение Земли в Солнечной системе; объяснять значение вращения Земли | Физика Карта (География, 6 кл) | Составление паспорта Земли | § 2, стр. 17 – ответы на вопросы Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о Г. Галилее |
5 | Оболочки Земли (сферы Земли) | Познакомить с оболочками Земли | Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) | Глобус, Физическая карта полушарий, атласы, Фотографии Земли из космоса | Знать внешние оболочки Земли; давать определение терминам Уметь характеризовать оболочки Земли; прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли | Оболочки Земли (География, 6кл) | Тестирование | § 3, стр. 20 –ответы на вопросы Подготовить дополнительный материал о Луне |
6 | Луна -естественный спутник Земли | Познакомить со спутником Земли – Луной. Определять фазы Луны | Луна -естественный спутник Земли, Лунные моря и океаны, кратеры, лунные фазы | Рисунки, фотографии Луны, луноходов | Знать лунные моря и океаны, кратеры Уметь определять фазы Луны; объяснять, что собой представляет поверхность Луны, как происходит смена дня и ночи; сравнивать планету Земля с ее спутником; вести наблюдения | (География, 6кл) | Выполнение задания в учебнике стр.24, задание 2 | § 4, стр.24, задание 1 |
7 | Солнце. Солнечная система | Сформировать знания о Солнечной системе, ее составе | Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная система. Планеты, метеориты и метеоры. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. | Мультимедиа «Планеты Солнечной системы», фотографии, картины с изображением Солнца | Знать планеты Солнечной системы, их расположение вокруг Солнца; метеоры и метеориты, астероиды, кометы; положение планет в Солнечной системе Уметь давать определение терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы; характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы, давать характеристику планетам, кометам, метеорам, метеоритам |
| Выполнение упражнений с помощью мультимедиа | § 5 |
8 | Вселенная (обобщающий урок). | Обобщить и закрепить знания по теме «Вселенная» | Вселенная. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Планета Земля. Формы и размеры Земли. Вращение Земли. Суточное и годовое движение Земли. Сферы Земли. Луна -естественный спутник Земли Солнце. Солнечная система. Планеты, метеориты и метеоры. Спутники планет. | Таблицы, рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий | Знать особенности строения Солнечной системы, её состав, ближайшую к Земле звезду, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет; почему Луна светит слабее Солнца, почему на Луне нет ни лесов, ни лугов Уметь характеризовать Солнечную систему, ее строение и состав, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет; объяснять, смену дня и ночи, времён года на Земле •• | Физика, география | Викторина по теме «Вселенная» | повторить «Введение» |
Строение и свойства вещества – 11ч |
9 | Тела и вещества | Сформировать представление о веществах и телах. Познакомить с твердыми, жидкими и парообразными веществами. | Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | Вещества твердые (сталь, резина), жидкие (вода), газообразные | Знать три состояния вещества Уметь разводить понятия «вещество» и «тело»; соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатных состояниях вещества | Физика | Заполнить таблицу «Вещества и тела, окружающие нас» | § 6, стр.35- задание 2 |
10 | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | Познакомить со свойствами твердых тел, жидкостей и газов | Свойства твердых, жидких и газообразных тел | Плакат «Круговорот воды в природе». Сосуды различной формы, вода, резиновая лента, груз | Знать свойства твердых тел (сохранять форму и объем), жидкостей (сохранять объем, не сохранять форму), газообразных (принимать форму того сосуда в котором находятся), деформация, упругость, пластичность | Физика | Ответы на вопросы стр.38 | § 7 |
11 | Вещества и смеси | Сформировать представление о веществах и смесях | Вещества чистые и смеси, простые и сложные | Магнит, сера, железо, стакан с водой | Знать отличия веществ от смесей Уметь характеризовать свойства веществ и смесей, делать выводы; приводить примеры и демонстрировать упругость, описывать личные опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; пользоваться приборами для измерения изученных физических величин | Физика, химия | Привести примеры природных смесей, которые человек использует в строительстве | § 8 |
12 | Молекулы. Атомы. Элементы | Познакомить с молекулами, атомами, химическими элементами | Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах | Модели молекул разных веществ, таблица Д.И.Менделеева, стакан с водой, ложка, соль | Знать о молекулах, атомах, химических элементах Иметь представление о химических знаках, химических элементах | Физика, химия | Заполнить схему «Молекулы. Атомы. Элементы» | §9 |
13 | Движение частиц вещества | Познакомить с движением молекул, диффузией в газах, жидкостях и твердых телах | Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Скорость диффузии | Пахучее вещество (духи или масло), медный купорос, вода, стакан | Знать определение «диффузия» Уметь доказывать движение частиц в газах, жидкостях и твердых телах | Физика, химия | Ответы на вопросы стр.45 | § 10 |
14 | Взаимодействие частиц | Познакомить с взаимодействием частиц, силой притяжения, взаимным притяжением, отталкиванием, текучестью | Взаимодействие частиц- сила притяжения, отталкивание, текучесть | Цилиндры, груз, стакан с водой | Знать причины действия силы притяжения, отталкивания, текучести | Физика | Тестирование | §11, стр.48 –ответы на вопросы |
15 | Разнообразие веществ | Познакомить с многообразием тел, веществ и явлений природы и их простейшими классификациями | Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах | Модели молекул разных веществ, таблица Д.И.Менделеева, стакан с водой, ложка, соль | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях Уметь характеризовать сложные и простые вещества, вещества неорганические и органические; сравнивать тела неживой и живой природы, находить отличия и сходство; делать выводы; давать характеристику состава клеток человеческого тела | Физика, химия | Выполнение заданий 42-45 в рабочей тетради | §12 |
16 | Явления природы. Физические явления | Познакомить с физическими явлениями | Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) | Демонстрация опытов: «Физические и химические явления в природе» | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы, определение терминов Уметь: давать характеристику физическим и химическим явлениям; приводить примеры, показывающие превращения вещества; давать характеристику строению веществ: молекулы, атомы, элементы; объяснять явления природы: | Физика, химия | Написать физические и химические явления | §13, выполнить задания в конце параграфа |
17 | Химические явления Горение | Познакомить с и химическими явлениями, реакцией горения и ее значением | Химические явления, химические реакции. Горение. Топливо. Жидкое, твердое, газообразное. Значение горения | Демонстрация опыта с горением трёх свечей. Демонстрация жидкого и твёрдого топлива | Знать определения терминов; о многообразии явлений природы; о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти, бензина Уметь: давать характеристику процессу горения; объяснить его значение. Характеризовать различного рода топливо; приводить примеры жидкого, твёрдого и газообразного топлива. Объяснять способы тушения горящих веществ | Физика, химия | Ответы на вопросы стр. 56, значок «Лиса» | § 14 |
18 | Окисление | Познакомить с реакцией окисления, дыханием | Окисление, медленное окисление. Дыхание | Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование ржавчины)
| Знать определения терминов, о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов. Уметь давать характеристику окислительным процессам. Приводить примеры медленного окисления; объяснять роль кислорода в процессе дыхания живых организмов | Горение, химические явления (Природа, 5 кл.). Дыхание (Природоведение, 3кл.) | Ответы на вопросы стр. 57 | § 15, повт. § 9 |
19 | Лабораторная работа: «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов». (Обобщающий урок) | Обобщить и закрепить знания по теме «Строение и свойства вещества» | Строение веществ: молекулы, атомы, элементы. Разнообразие веществ: простые, сложные, неорганические, органические. Явления природы: физические, химические | Демонстрация моделей-строения молекул простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ. Оборудование: кубики льда, химические стаканчики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, кусочки пластилина, ластики | Знать называть тела неживой и живой природы; перечислять простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества; называть частицы, из которых состоят тела и вещества Уметь характеризовать строение вещества; характеризовать разнообразие веществ; объяснять явления природы | Физика, химия | Выполнение лабораторной работы | повт. § 6-15 |
Электрические явления – 4ч |
20 | Электризация тел. Электрические заряды. | Познакомить с простейшими электрическими явлениями. | Электризация тел, электрические заряды | Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Оборудование: детские воздушные шарики, стеклянная палочка, шелковая тряпочка, пластмассовая расчёска, мелкие кусочки бумаги | Знать виды электрических зарядов. Уметь демонстрировать и объяснять простейшие электрические явления (электризацию тел), свойства наэлектризованных тел, два вида электрических зарядов: «+» и «-». Характеризовать простейшие изоляторы и проводники электрических разрядов | Явления природы (Природа, 5кл.) | Ответы на вопросы стр. 64 | § 16, сообщения «Из истории изучения молнии» |
21 | Электрический разряд. Молния. | Сформировать первоначальное представление об электрических разрядах, о молнии | Электрический разряд. Молния. | Демонстрация опытов с электрофорной машиной | Знать определения терминов. Уметь давать характеристику электрическому разряду, молнии; описывать особенности устройства и значение молниеотвода; знать правила поведения человека во время грозы | Явления природы, электризация тел (Природа, 5 кл.) | Стр. 68 значок «Лиса» ответы на вопросы | § 17 |
22 | Электрический ток | Сформировать первоначальное представление об электрическом токе | Электрический ток | Демонстрация различных источников электрического тока | Знать различные источники электрического тока. Уметь давать характеристику следующим процессам и явлениям: электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники-электрического тока | Молекулы. Атомы. Орбита (Природа, 5 кл.) | Стр. 70 значок «Еж», выполнить задания | § 18 |
23 | Электрические станции на службе у человека | Познакомить с электростанциями, их значением, типами электростанций | Электрические станции на службе у человека. Виды электростанций, генератор | Демонстрация картин, рисунков, фотографий электрических станций | Знать виды электрических станций. Уметь характеризовать различные виды электрических станций (ТЭЦ, ГЭС, АЭС), генератор. Приводить примеры электрических явлений на службе у человека | Электрический ток, источники электрического тока (Природа, 5кл.) | Подготовить сообщение о разных видах электростанций, нарисовать рисунок |
Воздух – 9ч |
24 | Воздух - смесь различных газов. | Расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе | Состав воздуха | Демонстрация схемы «Состав воздуха». Оборудование: стаканчик с известковой водой, стеклянная палочка, резиновая груша | Знать: определения терминов; состав воздуха, примеси, о роли кислорода и углекислого газа в поддержании жизнедеятельности организмов | Атмосфера, химические свойства воздуха, горение, окисление (Природа, 5 кл.) | Выполнение заданий 57, 58, 62 в рабочей тетради с последующей фронтальной беседой | § 19 |
25 | Свойства воздуха | Расширить и углубить знания учащихся о свойствах воздуха | Физические свойства воздуха (упругость, давление) | Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха. Демонстрация опытов с воздушным пистолетом | Знать свойства воздуха как смеси газов, что воздух занимает все предоставляемое ему пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком | Свойства воздуха (Природоведение, 3 кл.) | Стр. 77 значок «Лиса» выполнить задание 2,3 | § 20 |
26 | Вес воздуха и атмосферное давление | Сформировать знания о весе воздуха и атмосферном, давлении | Атмосферное давление. Барометр. Плотность и разреженность воздуха | Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес; что воздух оказывает давление на предметы со всех сторон | Знать термины атмосфера, атмосферное давление. Уметь объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты; давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон | Атмосфера (Природа, 5 кл.) | Стр. 81 значок «Лиса» выполнить задание 2,4 | § 21 |
27 | Изменение давления воздуха с высотой | Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты | Изменение давления воздуха с высотой. Атмосферное давление. Барометр | Демонстрация барометра | Знать о зависимости давления воздуха от высоты местности, об изменении плотности воздуха с высотой, атмосферном давлении, единицах измерения атмосферного давления, барометре | Вес воздуха (Природа, 5 кл.) | Выполнение тестовых заданий | § 22 |
28 | Нагревание воздуха | Сформировать знания о нагревании воздуха от поверхности Земли | Нагревание воздуха. Теплопроводность | Демонстрация теплопроводности воздуха | Знать о многообразии веществ и явлений природы, о нагревании воздуха от поверхности Земли; о том, что воздух - плохой проводник тепла и холода | Солнце - источник тепла на Земле, его влияние на смену времён года (Природа, 5 кл.) | Записи в тетради |
29 | Изменение температуры воздуха с высотой | Сформировать знания о изменении температуры воздуха с высотой. Раскрыть процесс образования облаков | Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды | Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами | Знать об изменении температуры воздуха с высотой, снеговой линии, облаках, осадках, их видах Уметь находить на карте горы со снежными вершинами | Ледники, круговорот воды в природе, осадки (Природоведение, 3 кл.) | Фронтальная беседа | Наблюдение за облаками. Научиться определять их форму |
30 | Ветер | Раскрыть процесс образования ветра, показать его работу в природе | Ветер. Работа в природе | Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха (опыт со свечами) | Знать о приборах, определяющих скорость и направление ветра Уметь объяснять причины образования ветра | Атмосферное давление (При- рода, 5 кл.) | записи в тетрадях, повт. § 21 |
31 | Погода и её предсказание. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон». | Сформировать представление о погоде, о возможностях ее предсказания | Погода. Типичные признаки погоды. Предсказания погоды. Влияние погоды на организм человека | Лабораторная работа | Знать, что такое погода, признаки погоды своей местности; предсказание погоды | Ветер, облака, виды осадков (Природа, 5 кл.) | оформить лаборатор- ную работу в тетрадь, повт. § 19-22, за- писи в тетрадях по теме «Воздух» |
32 | Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения | Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения | Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения | Демонстрация опытов, доказывающих свойства воз- духа | Знать: 1. Состав воздуха. 2. Свойства воздуха. 3. Погода, её предсказание. 4.Охрана воздуха Уметь давать определения понятиям и терминам | Выполнить задания 67, 68, 70 | Повторить § 7 |
ВОДА – 4ч |
33 | Три состояния воды | Продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах | Три состояния воды. | Демонстрация опыта, доказывающего, что вода - плохой проводник тепла (оборудование: пробирка, кусочек льда, спиртовка, небольшой груз, держатель для пробирки, две подставки, тонкая проволока, физическая карта полушарий, видеофрагмент «Ледники») | Знать, что жидкая вода - плохой проводник тепла; теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар иметь представление о теплопроводности воды, ее свойствах в различных состояниях | Вода в природе, свойства воды, круговорот воды в природе (Природоведение, 3кл.). Состояние веществ, свойства жидкостей (Природа, 5кл.) | Заполнение схемы «свойства воды» | § 23 |
34 | Тепловое расширение воды | Сформировать понятие о тепловом расширении воды | Теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар; сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 40С | Демонстрация опытов, доказывающих тепловое расширение воды | Знать о сжатии воды при охлаждении, расширении ее при температуре +4°С иметь представление о свойствах твердых, газообразных и жидких тел при их нагревании и охлаждении | Свойства твёрдых тел, газов при нагревании и охлаждении (Природа, 5 кл.) | Стр.93 значок «Лиса» выполнить задания 1,2 | § 24 |
35 | Температура кипения воды и плавления льда | Познакомить со свойствами веществ в природе. Сформировать понятие о температуре кипения воды и плавления льда | Температура кипения воды и плавления льда | Демонстрация опытов кипения воды и плавления льда. Оборудование: колба, вода, электроплитка или спиртовка, спички, термометр, барометр | Знать свойства веществ в природе. Иметь представление о зависимости температуры кипения воды от внешнего давления, о плавлении льда | Термометр, температура (Природоведение, 3 кл.). Изменение давления воздуха с высотой (Природа, 5 кл.) | Записи в тетрадях |
36 | Вода - растворитель. Работа воды в природе. | Продолжить формирование знаний о воде, растворах, взвесях. Раскрыть значение воды в природе и жизни человека | Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Работа воды в природе | Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер | Знать свойства веществ в природе; что та- кое раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана | Свойства воды, значение воды в жизни человека, животных, растений; охрана воды (Прирооведение, 3 кл.) | Выполнении тестовых заданий | § 25 |
Горные породы – 4 ч |
37 | Внутреннее строение Земли. Горные породы | Сформировать общее представление о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свойствах | Внутренние оболочки Земли. Горные породы. Происхождение горных пород, минералы | Демонстрация схем, рисунков внутреннего строения Земли. Демонстрация коллекций горных пород и минералов различного происхождения | Знать внутреннее строение Земли и основные горные породы; о внутренних оболочках Земли; о происхождении горных пород, минералов | Внешние оболочки Земли (Природа, 5 кл.) | Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород». | § 26 |
38 | Разрушение горных пород | Познакомить с процессами разрушения горных пород, с понятиями: «выветривание», «обломочные горные породы» | Разрушение твердых горных пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород человеком | Демонстрация обломочных горных пород; проведение опыта, доказывающего расширение твердых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. Демонстрация фотографий, рисунков с изображением скал причудливых форм | Знать определения понятий и терминов; о разрушении твёрдых пород под воздействием природных факторов, выветривании, обломочных горных породах, использовании обломочных пород человеком | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении | Фронтальная беседа | § 27 |
39 | Полезные ископаемые. Металлы | Познакомить с понятиями: «руда», «рудные и нерудные полезные ископаемые», «черные и цветные металлы», «свойства металлов» | Руда, руды черных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые | Демонстрация коллекции руд чёрных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых (торф, каменный уголь, апатит, нефть и др.). Оборудование: компас, магнит, карта полезных ископаемых, предметы, изготовленные из черных и цветных металлов, гвоздь, деревянная палочка, стакан с горячей водой | Знать виды полезных ископаемых; о рудах чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудных полезных ископаемых | Полезные ископаемые, их виды. Охрана полезных ископаемых (Природоведение, 3 кл.). Горные породы, минералы (Природа, 5 кл.) | Лабораторная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». | § 28 |
40 | Лабораторная работа «Изучение работы текучих вод и ветра» | Познакомить с работой текучих вод и ветра | Выветривание. Работа текучих вод и ветра | Демонстрация продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра | Знать и использовать в описании объектов термины и понятия; о разрушительной и созидательной работе воды и ветра | Разрушение твердых пород под действием природных факторов. Выветривание, обломочные горные породы, ледники, работа воды в природе (Природа, 5 кл.) | Лабораторная работа «Изучение работы текучих вод и ветра» | Ответить на вопросы в тетради |
Почва – 4 ч |
41 | Образование почв и их разнообразие | Углубить знания учащихся о почве, ее составе | Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы | Демонстрация физической карты России, образцов различных почв: чернозёмной, подзолистой, торфяной, песчаной, глинистой | Знать о процессе образования почвы, о почвах структурных и бесструктурных; о почвенных горизонтах, кислых почвах | Почва, перегной, чернозёмные и подзолистые почвы (Природоведение, 3 кл.) | Заполнение таблицы | § 29 |
42 | Состав и свойства почвы. Почва - кладовая Земли | Продолжить изучение свойств почвы | Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы | Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы | Знать состав и свойства почвы, о плодородии почв, передвижении в ней воды, о роли органических и неорганических удобрений в повышении плодородия почв | Состав почвы, её плодородие, удобрения, передвижение воды в почве (Природоведение, 3 кл.) | § 30,31 |
43 | Влияние растений на почву | Сформировать знания о влиянии растений на почву | Влияние растений на почвы, влияние почвы на растения и влияние растений на почву | Демонстрация таблиц с изображением елового леса, луга | Знать о влиянии растений на почвы, о влиянии почвы на растения и влияний растений на почву | Плодородие почвы, еловый лес, луг (Природоведение, 3 кл.) | Решение познавательной задачи в ходе беседы | § 32 |
44 | Разрушение почв | Сформировать знания о процессе разрушения почв. Показать необходимость охраны почв | Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы | Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки | Знать о влиянии природных явлений на разрушение почв. о ветровой и водной эрозии почв; об обработке почвы; о том, что растения - защитники почвы, что человек - защитник почвы | Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы, охрана почв (Природоведение, 3 кл.) | Выполнении тестовых заданий | § 33 |
Организмы-6ч |
45 | Организм и его свойства | Обобщить конкретные знания о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия как живой организм | Организм. Свойства живых организмов, биологические явления | Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности | Знать о многообразии живых организмов, их свойствах | Растения, грибы, животные, человек. | § 34 |
46 | Где живут организмы | Обобщить конкретные знания о среде обитания живых организмов | Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания | Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса | Знать среды обитания живых организмов, что такое среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология | Лес, растения, животные леса; приспособленность организмов к условиям среды (Природоведение, 3 кл.). | Заполнение в тетради схемы «Свойства живых организмов» | § 35 |
47 | Экскурсия: «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды» | Изучить приспособленность живых организмов к условиям среды | Разнообразие живых организмов. Относительная приспособленность к условиям среды | Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу (или другом биогеоценозе) по сезонам года | Знать представителей живых организмов данного биогеоценоза, о разнообразии организмов, их приспособленности к условиям среды, относительном характере их приспособленности | Растения и животные леса, луга, поля (Природоведение, 3 кл.) | Отчет об экскурсии | Нарисовать рисунок |
48 | Увеличительные приборы | Познакомить с увеличительными приборами; научить работать с микроскопом | Увеличительные приборы | Демонстрация лупы, микроскопа | Знать простейшие увеличительные приборы. Иметь представление о клетке. Уметь работать с микроскопом | § 36 |
49 | Строение организмов | Познакомить со строением живых организмов | Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами | Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарата клетки под микроскопом | Знать, что та- кое клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы | Микроорганизмы. Растения. Животные. (Природоведение, 3 кл.) | Стр. 146 значок «Еж» выполнить задания | § 37 |
50 | Организмы (обобщающий урок) | Обобщить и закрепить знания и понятия по теме «Организмы» | Разнообразия организмов. Царства организмов | Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений, животных | Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания | Составить кроссворд на тему«Организмы» |
Растения – 6ч |
51 | Признаки растения | Развить понятие организм, формировать понятие организм растения | Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые | Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов | Знать о значении растений в природе; общие и отличительные признаки растений; что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез | Значение растений в природе (Природоведение, 3 кл.). Кислород, углекислый газ (Природа, 5 кл.) | Фронтальная беседа | § 38 |
52 | Разнообразие растительного мира | Обобщить знания о многообразии растительного мира | Одноклеточные и многоклеточные растения. Разнообразие растительного мира | Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений | Знать, что бывают растения цветковые и нецветковые; что цветок -орган растения; что такое одомашнивание дикорастущих растений | Растения леса, луга, поля, теневыносливые и светолюбивые растения (Природоведение, 2-3 кл.). | Стр. 158 значок «Лиса» заполнить таблицу | § 39 |
53 | Строение цветковых растений. | Изучить органы цветковых растений | Цветковые растения, их органы. Многообразие цветковых растений. | Гербарии и живые растения | Знать органы цветкового растения; функции органов цветкового растения Уметь распознавать органы цветковых растений | Части растения; семенное размножение Органы растения (Природа, 5 кл.) | Лабораторная работа «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах» | § 40 |
54 | Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека». | Раскрыть значение растений в повседневной жизни, углубить знания о лекарственных растениях, правилах сбора | Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека». | Демонстрация гербариев дикорастущих лекарственных растений | Знать о многообразии дикорастущих растений, их местах обитания; что такое аптекарские огороды; ядовитые растения; о влиянии факторов среды обитания на растения | Разнообразие лекарственных растений (Природоведение, 3 кл.) | Работа с памяткой на стр. 164. Беседа по 1,2,3 и 7 позициям | § 41, подготовить рассказ о лекарственном растении |
55 | Растения Красной книги | Познакомить с Красной книгой растений, с редкими и охраняемыми растениями своей местности | Охрана растений. Растения Красной книги | Демонстрация видеофильма на тему «Растения Красной книги» | Иметь представление о Красной книге и ее назначении; о растениях, занесенных в Красную книгу, и о мерах их охраны | Красная книга. Растения Красной книги (Природоведение, 3 кл.) | § 42 подготовить рассказ о растении, занесенным в Красную книгу |
56 | Многообразие культурных растений | Познакомить с многообразием культурных растений | Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные. Комнатные и др. | Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений | Знать, что та- кое овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие; центры происхождения культурных растений | Культурные растения, растения поля (Природоведение, 3 кл.) | Выполнение тестовых заданий | § 43 |
Грибы – 2ч |
57 | Разнообразие грибов | Познакомить с представителями особого царства - грибами | Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе | Демонстрация белой плесени на продуктах, зелёной плесени на хлебе | Знать особенности строения и размножения грибов, об особенностях одноклеточных и многоклеточных грибов, их значении в природе и для человека | Грибы (Природоведение, 2 кл.) | § 44 |
58 | Шляпочные грибы | Углубить знания о шляпочных грибах, их строении, многообразии и значении в природе, хозяйственной деятельности человека | Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов | Демонстрация свежих, консервированных грибов и их муляжей | Знать примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов, что такое шляпочные грибы, их строение; правила сбора грибов. Уметь распознавать грибы-двойники | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов (Природоведение, 2 кл.) | Стр. 183 значок «Еж» выполнить задания 1-4 | § 45 |
Животные – 4ч |
59 | Признаки животных | Сформировать знания о признаках животных, научить выявлять отличительные признаки животных | Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние | Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов | Знать характерные признаки животных; о многообразии животных по способу питания, о том, что такое клетчатка | Животные леса, луга, водоёма,дикие и домашние (Природоведение, 2кл.) | § 46 |
60 | Условия жизни и многообразие диких животных | Продолжить развитие знаний о диких животных, условиях их жизни | Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной среде обитания | Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. Организация наблюдений за дикими животными в природе | Знать о многообразии диких животных и условиях их жизни; животных одноклеточных и многоклеточных; позвоночных и беспозвоночных; о средах обитания диких животных | Сезонные явления в жизни диких животных (Природоведение, 2-3 кл.) | Стр. 194 значок «Лиса» задание 3 | § 47 |
61 | Значение диких животных и их охрана | Продолжить развитие знаний о значении диких животных в природе и хозяйственной деятельности человека; познакомить с животными Красной книги | Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных | Демонстрация видеофильма, таблиц о животных Красной книги | Знать о значении животных в природе и для человека, о животных Красной книги; о мерах по охране диких животных
| Значение диких животных, охрана животных. Заповедники (Природоведение, 2-3 кл.)" | Игра «Узнай этих животных» | § 48, составление картотеки диких животных, занесенных в Красную книгу |
62 | Домашние животные | Сформировать знания о многообразии домашних животных, условиях их жизни по сезонам года | Домашние животные, условия их жизни, уход за ними, создание благоприятных условий жизни | Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных | Знать домашних животных и условиях их содержания | Домашние животные, условия их жизни по сезонам года | Лабораторная работа «Изучение условий жизни домашних животных» | § 49 |
Ваши любимые животные и растения – 3ч |
63 | Растения в вашем доме | Познакомить с разнообразием комнатных растений, условиями их произрастания | Растения – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними | Демонстрация разнообразия комнатных растений | Знать примеры комнатных растений; о значении комнатных растений, их разнообразии, об экологических группах растений. Уметь ухаживать за комнатными растениями | Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений (Природоведение, 2 кл.) | Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». | Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями |
64 | Животные в вашем доме | Познакомить с разнообразием домашних животных, условиями их произрастания | Животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними | Демонстрация собак (служебных, декоративных) и кошек различных пород | Знать домашних животных, условия их содержания в доме, в квартире; о породах кошек и собак, об истории их одомашнивания. Уметь ухаживать за домашними животными | Домашние животные. Уход за домашними животными (Природоведение, 2кл.) | Викторина «Эти забавные животные» | Составление рекомендаций по уходу за домашними животными |
65 | Ваш аквариум | Познакомить с разнообразием животного и растительного мира аквариума, условиями их произрастания | Животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для их жизни, уход за ними | Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных | Знать устройство аквариума, о разнообразии его обитателей, растительном и животном мире аквариума. Уметь ухаживать за животными и растениями в аквариуме | Кроссворд «Аквариумисты» | Составление рекомендаций по уходу аквариумом |
Природа едина – 1ч |
66 | Связи живого и неживого | Обобщить знания о телах неживой и живой природы, об их взаимосвязи. Сформировать понятия о цепях и сетях питания | Связи живого и неживого. Цепи питания. Пищевые сети. | Демонстрация рисунков, таблиц с изображением растений и животных для доставления простых цепей питания | Знать признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость, что такое пищевые связи, цепи питания, пищевые сети | Неживая и живая природа (Природоведение, 2-3 кл.). Факторы неживой природы | Практическая работа (игра) «Построй невидимую цепь» (ботаническо и зоологическое лото) | Стр. 205 значок «Лиса» выполнить задания |
Человек. Его здоровье и безопасность жизни – 2 ч |
67 | Человек и окружающая среда | Познакомить с взаимоотношением организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влияния | Общий обзор строения человека. Физические, химические, биологические факторы окружающей человека среды и их влияния на организм человека | Демонстрация рисунков, таблиц с изображением строения человека, его органов | Знать взаимоотношение организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влияния на организм человека | Практическая работа «Определение показателей развития своего организма» | Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы |
68 | Как сберечь свое здоровье и жизнь. Вредные привычки и их предупреждение | Познакомить с правилами здорового образа жизни | Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.) | Демонстрация рисунков, таблиц видео фильма о здоровом образе жизни | Знать правила здорового образа жизни Уметь применять их в жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе
Планирование к учебнику Т.С. Пономарева...
Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс
Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....
Календарно - тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе.
Тематическое планирование составлено по УМК А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. По всем темам курса выделено, что должны знать и уметь учащиеся....
Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе по программе А.А. Плешакова и Н.И.Сонина.
Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по природоведению в 5 классе по программе А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс. Москва "Дрофа", 2...
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению.
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению, 5 класс, к учебнику Плешакова....
тематическое планирование по природоведению
календарно-тематическое планирование по природоведению по программе Плешакова...
планирование по природоведению в 5 классе
Календарно- тематическое планирование по учебнику Пакулова расчитана на 70 часов...