планирование по природоведению в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Календарно- тематическое планирование по учебнику Пакулова расчитана на 70 часов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_prirodovedenie_5_klass.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Природоведение» 5 класс

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

МИНИМУМ  

СОДЕРЖАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

 ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

КОНТРОЛЬ

Как человек изучает природу

10

Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на  примере 1-2 историй конкретных открытий)

Ученик должен знать об отдельных методах изучения природы.

Ученик должен уметь находить значения указанных терминов в справочной литературе; пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Компетенции:   умение пересказывать своими словами прочитанный текст. Творческое решение практических задач. Формировать навыки контроля и оценки своей деятельности.

Контрольная работа 1 по теме «Как человек изучает природу» (тестирование с практическим заданием)

П.р.№1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования», П.р.№2 «Измерение длинны, массы, температуры, времен различными способами». П.р. №3 «Конструирование простейших измерительных приборов».

Многообра

зие тел, веществ и явлений природы

50

(40 ч. по програм ме, 10 ч. из резерва)

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник,  Г. Галилей, Дж. Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды н а организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.. комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Ученик должен знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях.

Ученик должен уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека; указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты, сравнивать природные объекты по трем-четырем признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать доп. источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 мин.)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; измерение роста, температуры и массы тела, сравнивая показателей своего развития с возрастными нормами; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и др. культурными растениями, домашними животными.

Компетенции: умение пересказа прочитанного текста и выделение главной мысли. Творческое решение учебных задач. Владение навыками самооценки.

Контрольная работа 2, 3 (комбинированная по вопросам и терминам). П. р. №4 «Описание и сравнение признаков двух-трех веществ». П.р. № 5 «Наблюдение признаков химической реакции». П.р. № 6 «Исследование физических явлений». П.р.  7 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». П.р. № 8 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей». П.р. № 9 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения».  П.р. № 10 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян». П.р. № 11 «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации». Л.р. № 1 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных экземплярах»

Здоровье человека и безопасность жизни

10

 

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Ученик должен знать факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следование нормам экологического  и безопасного поведения в природной среде; оказании первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Компетенции: пересказ текста своими словами. Умение делать вывод. Поиск нужной информации.

Годовая  контрольная работа  (тестирование с практическими заданиями). П.р. №12 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений». П.р. № 13 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности». П.р. № 14 «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами». П.р. №15 «Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ «ПРИРОДОВЕДИНИЕ» 5 КЛАСС

70 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).

дата

Тема урока

Задачи урока

Основные понятия

  Экспери

      мент

Виды деятельности и оборудование

Домашнее задание

Примеча

      ние

I.

Как человек изучает природу (10 ч.)

1.1

Человек и природа

  1. сформировать у учащихся общее представление об учебном предмете;
  2. установить связи между имеющимися у школьников знаниями и новыми знаниями по курсу «Природа»;
  3. показать многообразие природы, рассмотреть человека как часть природы.

Природа, разнообразие природы, воздействие на природу    человеком

Демонстрация тел  живой и неживой природы, слайды, таблицы.

Статья «Как работать с учебником» стр. 3,  Введение стр. 5

1.2

Экскурсия «Природа живая и неживая»

  1. показать тела живой и неживой природы в их естественном состоянии;
  2. находить взаимосвязи между неживой и живой природой;
  3. воспитывать у учащихся наблюдательность, стремление заботиться об окружающей природе

Природа живая и неживая. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Наблюдения тел живой и неживой природы. Наблюдение явлений природы по сезонам года.

Подготовить отчет по экскурсии.

1.3

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы.

  1. сформировать представления о методах изучения природы: наблюдения, опыт (эксперимент) и измерения;
  2. установить связи между    имеющимися знаниями и новыми;

Наблюдения. Эксперимент. Опыт, измерения.

Беседа о методах изучения природы. Демонстрация опытов.

Изучить понятия: методы изучения природы (наблюдения, эксперимент, опыт, измерение)

1.4

Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы

  1. на конкретных примерах показать взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы;
  2.  развивать интерес к изучению объектов и явлений природы.

Беседа о результатах наблюдений, экспериментов, измерений проводимых по заданию в домашних условиях

1.5

  1. познакомиться с назначением и правилами безопасности при использовании лабораторного оборудования;
  2. ознакомиться с названиями приборов и посуды

Лабораторное оборудование

Практическая работа № 1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования»

Демонстрация лабораторного оборудования: колбы, пробирки, мерные цилиндры, воронки, шпатели, спиртовки, лабораторные штативы.

Подготовить отчет по практической работе № 1

1.6

Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и постановки опытов

  1. показать значение и роль органов чувств в процессе наблюдений и постановке опытов;
  2. научить пользоваться измерительными приборами.

Измерительные приборы. Увеличительные приборы. Органы чувств.

Демонстрация микроскопа, лупы, бинокля, термометра, приборов для измерения давления, секундомера

1.7

  1. научиться пользоваться измерительными приборами;
  2. развивать умение самостоятельно конструировать простейшие измерительные приборы.

Измерительные приборы.

Практическая работа № 2,3  «Измерение длины,  массы, температуры и времени различными способами»,              «Конструирование простейших измерительных приборов».

Измерительная лента. Рулетка.  Весы. Часы. Мерный стакан. Цилиндр. Ложке. Термометр. Секундомер.

Подготовить отчет по практическим работам №3,4

1.8

  1. научиться правилам пользования справочной литературой.

Словарь терминов. Справочник величин. Определитель растений, растений, животных, грибов. Карты.

Демонстрация справочной литературы. Работа учащихся со словарем, справочником, определителем, картой.

Сообщение учащихся о жизни и деятельности ученых-естествоиспытателей

1.9

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки

  1. продолжить формирование умений составлять сообщения на заданную тему, выделять главное;
  2. формирование умений подбирать соответствующую литературу для раскрытия заданной темы.

Вступительное слово учителя. Прослушивание сообщения учащихся.

Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Как человек изучает природу».

1.10

Обобщающий урок по теме «Как человек изучает природу»

  1. повторить и обобщить изученный материал;
  2. выявить уровень усвоения изученного материала.

II

Многообразие тел, веществ и явлений природы. (50 ч).

2.1

Звездное небо.

  1. сформировать понятие о небесных телах- звездах, созвездиях;
  2. сформировать представление о яркости и движении звезд;
  3. научить наблюдать звездное небо, находить созвездие Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде.

Звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая Медведицы, яркость звезд.

Демонстрация фотографий, рисунков, карт, атласов звездного неба, атласов по природоведению, бинокля, таблиц по астрономии

Параграф 1 , вопросы стр. 13

2.2

Строение солнечной системы. Солнце как одна из звезд.

  1. сформировать представление о Солнце как ближайшей к Земле звезде; показать значение Солнца;
  2. ввести понятие о Солнечной системе и ее составе;
  3. формировать умение вести наблюдение за явлениями природы.

Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты, астероиды, естественные спутники.

Демонстрация таблицы «Планеты Солнечной системы», картин с изображением Солнца, модели Солнечной системы, фотографии планет Солнечной системы.

Параграф 5 , вопросы стр. 29-30

2.3

  1. сформировать представление о суточном движении Солнца и Звезд;
  2. научиться работать с подвижной картой звездного неба.

Движение звезд. Движение Солнца.

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Беседа о строении солнечной системы.

Подготовить отчет по практическим работам №5,6

2.4

Планета Земля. Строение Земли..

  1. сформировать понятия об оси Земли, Северном и Южном полушариях, орбите, экваторе;
  2.  сформировать представление о суточном  и годовом вращении Земли;
  3. разъяснить, что Земля – место обитание микроорганизмов, растений, животных, человека;
  4. научить работать с глобусом.

Ось Земли, Северное полушарие, Южное полушарие, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли.

Глобусы, компас, карта полушарий, атласы. Демонстрация фотографий Земли и компаса, таблицы «Планеты Солнечной системы».

Параграф 2 , вопросы стр. 17

2.5

Сферы Земли.

  1. сформировать понятия о литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере;
  2. показать биосферу как особую оболочку Земли.

Литосфера,  гидросфера, атмосфера, биосфера.

Демонстрация глобуса, физической карты полушария, фотографий Земли. Демонстрация таблиц, изображающих биосферу. Беседа о строении Земли.

Параграф 3 , вопросы стр. 20

2.6

Луна – спутник Земли

  1. сформировать понятие о Луне как спутнике Земли;
  2. рассказать о лунной поверхности, фазах Луны;
  3. научить определять фазы Луны.

Луна – спутник Земли. Кратеры. Лунные фазы.

Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода.

Параграф 4 , вопросы стр. 24

Подготовка к опыту «Три состояния воды».

2.7

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Тела и вещества

  1. развивать понятия о телах природы;
  2. сформировать представления о веществах, их состоянии и свойствах;
  3. развитие наблюдательности и внимания.

Вещества. Состояние веществ. Твердое вещество, жидкое вещество, газообразное вещество, свойства веществ.

Демонстрация веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: три состояния воды.

Параграф 6 , вопросы стр. 35

Подготовка к опыту «Свойство серы и железа».

2.8

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах.

  1. сформировать понятие о молекулах а атомах, их свойствах;
  2. сформировать представления о химических элементах, химических знаках.

Молекулы, свойства молекул. Атомы. Химический элемент, химический знак.

Демонстрация моделей молекул разных веществ

Параграф 10

2.9

Простые и сложные вещества, смеси

  1. сформировать понятия о чистых веществах и смесях;
  2. развивать внимание, наблюдательность;
  3. учить добывать знания опытным путем.

Вещества, смеси. Простые и сложные вещества, вещества органические и неорганические.

Демонстрация простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита).

Параграф 12 , вопросы стр. 50

2.10

  1. изучить свойства серы и железа .

Практическая работа№4 «Описание и сравнение признаков веществ»

Демонстрация свойств серы и железа; порошок серы, железа; магнит, стакан

Подготовить отчет по практической работе 6

Подготовка к опыту «Горение и окисление веществ», «Зависимость скорости испарения воды от ее температуры».

2.11

Примеры явлений превращения веществ.

  1. развить понятие о химических явлениях;
  2. разъяснить значение горения;
  3. показать способы тушения горящих веществ.

Химические явления (химические реакции). Способы тушения горящих веществ. Топливо жидкое, твердое, газообразное.

Практическая работа№5 «Наблюдение признаков химической реакции».

Опыты, демонстрирующие горение веществ. Свечи (3 шт.), стакан, банка. Образцы жидкого и твердого топлива.

Параграф 14, вопросы стр. 56

2.12

Различные физические явления и их использование в повседневной жизни.

  1. развить понятия о физических явлениях;
  2. показать переход вещества из одного состояния в другое.

Физические явления природы.

Практическая работа№6  «Исследование физических явлений»

Демонстрации примеров различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда). Кусочки льда, спиртовка, пробирка, держатель.

Параграф 15, вопросы, п. 6-14

2.13

Воздух – смесь различных газов.

  1. сформировать понятие  о составе воздуха;
  2. показать особенности и значение газов, входящих в состав воздуха.

Состав воздуха, примеси.

Демонстрация схемы «Состав воздуха». Спиртовка, таблица, изображающая газовый состав атмосферы.

Параграф 19, вопросы стр. 75

Подготовка к опыту «Свойства воздуха»

2.14

Свойство воздуха. Атмосферное давление.

  1. познакомить с физическими свойствами воздуха;
  2. показать использование свойств воздуха человеком;
  3. учить наблюдать явления и давать им объяснения.

Воздух занимает пространство, сжимаем, упруг. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон.

Демонстрация опытов, доказывающих свойство воздуха. Стеклянная чаша, стакан, кусочек сахара, комочек почвы, мяч.

Параграф 20, вопросы стр. 77

2.15

Изменение температуры и давление воздуха и давление воздуха  с высотой.

  1. сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой;
  2. показать причины образования снеговой линии, облаков, осадков.

Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, барометр. Нагревание воздуха от поверхности земли. Воздух плохой проводник тепла и холода.

Демонстрация барометра, теплопроводности воздуха. Работа с картой, определение места нахождения гор со снежными вершинами.

Параграф 22, вопросы стр. 84

2.16

Работа ветра в природе. Погодные явления. Основные характеристики погоды.

  1. разъяснить причины образования ветра;
  2. показать работу ветра в природе;
  3. сформировать представление о погоде и ее признаках;
  4. показать необходимость изучения изменений погоды.

Ветер и причины его образования. Скорость ветра, работа ветра в природе. Погода, признаки погоды своей местности.

Демонстрация рисунков, картин, фотографий с признаками погоды, две свечи.

Ответить на вопросы: с какими явлениями природы связаны в вашей местности те или иные виды работ в поле, саду, парке, огороде.

2.17

Влияние погоды на организм человека

  1. показать влияние погоды на организм человека, заболевание, вызываемые понижением и повышением температуры, профилактика простудных заболеваний.

Предсказание погоды, метеорология, метеорологические станции, метеорологическая площадка.

Практическая работа№7  «Наблюдение погод, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». Практическая работа№8  «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

Беседа о характеристике погоды, погодных явлениях. Демонстрация флюгера, термометра.

Подготовить сообщение «Способы закаливания организма»

2.18

Вода. Три состояния воды

  1. продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах;
  2. раскрыть значение воды в жизни природы и человека;
  3. сформировать представление о том, что вода – плохой проводник тепла.

Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар

Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла. Пробирка, кусочек льда, спиртовка, держалка

Параграф 23, вопросы стр. 91

2.19

Тепловое расширение воды.

  1. рассказать о сжатии воды при охлаждении и ее расширении при температуре 4 градуса С;
  2. рассмотреть температуры плавления льда и кипения воды»
  3. показать значение свойств воды для жизни водных растений и животных зимой.

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при +4 гр. С

Демонстрация опытов, доказывающих тепловое расширение воды. Колба с пробкой и трубкой, спиртовка, стеклянная чаща, кусок  льда  и термометр.

Параграф 24, вопросы стр. 93. подготовить сообщение о созидательной и разрушительной роли воды.

Подготовка к опыту: «Вода – растворитель»

2.20

Вода – растворитель. Работа воды в природе. Использование воды человеком.

  1. дать понятие о растворах и взвесях, растворимых и нерастворимых веществах;
  2. показать работу воды в природе.

Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества. Работа воды в природе. Значение воды и ее охрана.

Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер. Набор лабораторного оборудования (4 химических стаканчика, стеклянная палочка, химическая воронка, фильтр, соль, сода, глина, песок)

Параграф 25, вопросы стр. 97.

Подготовка к опыту «Электризация тел путем трения».

2.21

Электрические явления. Электризация тел, электрические заряды.

  1. познакомить учащихся с простейшими электрическими явлениями;
  2. сформировать первоначальное представление об электрических зарядах;
  3. познакомит с проводниками  электрических зарядов и изоляторами.

Электризация тел, свойства наэлектризованных тел, заряды «+» и «-», проводники электрического тока

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Воздушные шарики, стеклянная палочка, шелковая ткань, пластмассовая расческа, мелкие кусочки бумаги.

Параграф 16, вопросы стр. 64

2.22

Электрические разряды в природе. Молния.

  1. сформировать представление о возникновении электрического разряда, молнии;
  2. разъяснить принцип работы молниеотвода;
  3. познакомить с правилами поведения во время грозы.

Электрический разряд. Молния, молниеотвод, поведение во время грозы.

Беседа по результатам опытов «Электризация тел». Демонстрация рисунков, изображающих образование молнии, рисунок молниеотвода.

Параграф 17, вопросы стр. 68, подготовить сообщение об электрических рыбах.

2.23

Электрический ток.

  1. сформировать понятие об электрической цепи;
  2. представление об электрическом токе и источниках тока.

Электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники электрического тока

Беседа о правилах поведения во время грозы. Демонстрация различных источников эл. Тока. Батарея, провода, лампочка, выключатель

Параграф 18, вопросы стр. 70

2.24

Горные породы. Разнообразие горных пород.

  1. ввести понятие о горных породах и их происхождении, минералов;
  2. формировать умение работать с натуральными объектами.

Горные породы. Происхождение горных пород, минералов.

Демонстрация коллекции горных пород, заполнение таблицы «Определение свойств минералов и горных пород».

Параграф 26, вопросы стр. 105

Подготовка опыта, доказывающего расширение и сжатие твердых тел.

2.25

Разрушение горных пород. Использование человеком обломочных пород.

  1. сформировать представление о процессе выветривания;
  2. ввести понятие об обломочных горных породах;
  3. показать использование человеком обломочных горных пород.

Разрушение твердых пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород человеком.

Демонстрация обломочных горных пород, демонстрация опыта, доказывающего расширение твердых тел при нагревании и сжатии при охлаждении. Демонстрация фотографий, рисунков, картин с изображением скал. Кусочек гранита, спиртовка, банка с холодной водой.

Параграф 27, вопросы стр. 109

2.26

Полезные ископаемые. Металлы

  1. сформировать представление о классификации полезных ископаемых;
  2. познакомить со свойствами металлов;
  3. продолжить формирование экологической грамотности на основе понятия об исчерпаемости природных ресурсов.

Руда, руды черных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые.

Демонстрация коллекций руд черных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых.

Параграф 28, вопросы стр. 113

2.27

Почва. Образование почв, структура и их разнообразие.

  1. развивать понятие учащихся о почве;
  2. сформировать представление о многообразии и структуре почв;
  3. разъяснить процесс почвообразования;

Образование почвы, структурная почва; бесструктурная почва; горизонт; кислые почвы.

Демонстрация физической карты России; коллекция образцов почв;

Параграф 29, вопросы стр. 121

2.28

Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли. Уход за почвой.  

  1. развивать понятие о составе почвы;
  2. рассмотреть свойства почвы;
  3. сформировать представление о плодородии почв;
  4. познакомить с приемами обработки почвы, минеральными и органическими удобрениями.

Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы, солончаковая почва, капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения.

Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы. Почва, спиртовка, химический стакан, стеклянная палочка, жестяная банка; 2-3 стеклянные трубочки разного диаметра; чернила для подкрашивания воды; коллекция удобрений.  

Параграф 30,31, вопросы стр. 123.

2.29

Почва и растения.

  1. показать единство живой и неживой природы на основе взаимосвязи между растениями и почвой;
  2. формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Влияние почвы на растение, влияние растений на почву.

Демонстрация таблиц елового леса, луга. Продолжить формирование экологической грамотности на основе знакомства с экологическими проблемами своей местности.

Параграф 32, подготовить сообщение о почвах своей местности.

2.30

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

  1. сформировать представление  об эрозии почв;
  2. продолжить формирование экологической грамотности на основе бережного отношения к почве и знакомства с экологическими проблемами своей местности;
  3. разработать доступные пути их решения на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды и энергии.

Эрозия почв. Ветровая эрозия. Водная эрозия. Обработка почвы. Растения – защитники почвы. Человек – защитник почвы.

Практическая работа №9 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения»

Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующую ветровую, водную эрозию. Влияние на почву неправильной обработки.

Параграф 33, подготовить  отчет о практической работе.

2.31

Обобщающий урок по теме «Почва»

Обобщить и систематизировать знания по теме «Почва» в виде беседы и выполнения тестовой работы.

2.32

Организмы. Свойства живых организмов.

  1. ввести понятие о живых организмах, их свойствах;
  2. показать многообразие организмов;
  3. формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Организм. Свойства живых организмов.

Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую жидкость.

Параграф 34, подготовить вопросы стр. 137

2.33

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

  1. сформировать представления об условиях жизни организмов, среде обитания, факторах среды;
  2. показать приспособленность организмов к условиям среды;
  3. ввести понятие об экологии.

Среда обитания, факторы среды обитания, факторы живой и неживой природы, экология.

Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса. Демонстрация приспособлений растений и животных к среде обитания.

Параграф 35,  вопросы стр. 140

2.34

Знакомство с увеличительными приборами.

  1. познакомить с увеличительными приборами: лупой, микроскопом;
  2. формировать умение работать с увеличительными приборами;
  3. ввести понятие «клетка».    

Лупа. Микроскоп. Тубус. Окуляр, объектив, клетка

Демонстрация лупы, микроскопа, яблоко, скальпель.

Параграф 36, изучить устройство микроскопа.

2.35

Клеточное строение организма. Разнообразие организмов.

  1. ввести понятие о клеточном строении организмов, строении клетки, многообразии организмов;
  2. формировать умение работать с микропрепаратами.

Цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткани, орган, многоклеточные организмы.

Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекция насекомых, муляжей грибов. Таблицы с изображением клетки растений и животных. Микроскопы и микропрепараты клеток (кожица лука, лист элодеи, эпителиальные ткани, кровь человека).

Параграф 37, подготовка к обобщающему уроку «Организмы».

2.36

Организмы (обобщающий урок).

  1. обобщить и систематизировать знания об организме, его свойствах и строении;
  2. проверить соответствие знаний по теме «Организмы» требованиям программы.

Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений и животных.

 

2.37

Растения. Характерные признаки растений.

  1. развивать и углублять понятие «организм», ввести понятие «организм растения»;
  2. сформировать представление о характерных признаках растений;
  3. показать место растений в биосфере, их значение в жизни человека, распространение на земле.

Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез.

Демонстрация комнатных растений с разной пигментацией листьев, цветков. Гербарий «Осенняя окраска листьев».

Параграф 38,  вопросы стр. 152

Закладка опыта «Условия прорастания семян».

2.38

Растения цветковые и нецветковые. Многообразие культурных растений.

  1. познакомить с разнообразием растительного мира;
  2. сформировать представление об «одомашнивании» дикорастущих растений

Растения леса, луга, поля, водоема. Теневыносливые растения, светолюбивые растения, дикорастущие, культурные растения , орган. Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения.

Демонстрация комнатных растений, гербарные образцы дикорастущих и культурных растений, таблицы с изображением одноклеточных растений, цветковых и нецветковых растений.

Параграф 39, 43, вопросы стр. 158, заполнить таблицу «Группы растений»

Подготовка к лабораторной работе «Распознавание органов цветковых растений»

2.39

Строение цветковых  растений.

  1. рассмотреть строение и функции органов цветкового растения;
  2. формировать умение работать с натуральными объектами;  

Органы цветкового растения; функции органов цветкового растения.

Лабораторная работа №1 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных экземплярах».

Демонстрация гербариев цветковых растений; таблица с изображением органов цветковых растений; модель цветка вишни; комнатные растения; зарисовка органов цветковых растений.

Параграф 40, заполнить таблицу «Строение цветкового растения».

2.40

  1. добиться усвоения учащимися знаний об условиях прорастания семян;
  2. о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, света;
  3. сформировать умение делать вывод о зависимости жизнедеятельности семян от условий среды;    

Практическая работа №10 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян».

Знакомство учащихся с жизненными процессами, протекающими в семени. Демонстрация сухих и проросших семян, проростков. Демонстрация опыта, доказывающего значение воды, температуры и света для прорастания семян. Заполнение таблицы «Определение условий прорастания семян».

Оформление практической работы. Ответить на вопрос: при каких условиях прорастают семена.  

2.41

Места обитания дикорастущих растений. Зеленая аптека.

  1. сформировать представление о многообразии дикорастущих растений на основе приспособленности к условиям разных мест обитания;
  2.  развивать понятие о лекарственных растениях;
  3.  познакомить с правилами сбора лекарственных растений;  

Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, ядовитые растения.

Демонстрация гербариев дикорастущих, лекарственных растений. Таблица, изображающая лесной биоценоз; набор открыток «лекарственные растения».

Параграф 41, вопросы стр. 166, сообщение о лекарственных растениях.

Закладка опыта по выращиванию белой и зеленой плесени.

2.42

Красная книга растений.

  1. показать необходимость охраны растений;
  2. познакомить с Красной книгой как одной из мер защиты растений;
  3. воспитывать бережное отношение к природе и необходимость личного участия в охране растений;

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.

Демонстрация видеофильма «Растения Красной книги», Красная книга, набор открыток, фотографий с изображением растений, занесенных в Красную книгу, Конституция РФ.

Параграф 42, оформить альбом рисунков или фотографий, охраняемых растений вашей местности.

2.43

Обобщающий урок по теме «Растения».

  1. обобщить и систематизировать знания о растительном организме: строении, характерных признаках, многообразии;
  2. проверить соответствие знаний по теме «Растения» требованиям программы.

 

Обобщить и систематизировать знания в виде устного опроса, тестирования и работой с гербарием.

2.44

Грибы. Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.

  1. ввести понятие о грибах как особых организмах;
  2. сформировать представление о многообразии грибов;
  3. показать значение грибов, разъяснить правила сбора грибов.

Грибы одноклеточные многоклеточные, питание грибов, значение грибов, шляпочные грибы, строение шляпочных грибов, грибы-двойники.

Демонстрация белой и зеленой плесени на продуктах. Демонстрация муляжей съедобных и ядовитых грибов.

Параграф 44, 45, провести опыт по выращиванию плесени. Памятка сборщику грибов.

2.45

Животные. Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных.

  1. развить понятие «организм» и сформировать понятие «организм животного»;
  2. сформировать представление о характерных  признаках животных;
  3. ввести понятие «дикие» и «домашние» животные;
  4. сформировать представление об условиях жизни и многообразии  диких животных.  

Многообразие животных по способу питания. Клетчатка. Одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среда обитания диких животных.

Демонстрация живых животных, муляжей, влажных препаратов животных, таблиц, изображающих диких животных. Заполнение таблицы «Сходство и различие между растениями и животными».

Параграф 46, 47, заполнить таблицу стр.194.

2.46

Животные Красной книги. Охрана диких животных.

  1. сформировать представление о значении животных в природе и жизни человека;
  1. разъяснить необходимость охраны животных;
  2. познакомить с мерами охраны животных.  

Значение животных в природе. Значение животных для человека. Животные красной книги, меры охраны диких животных.

Практическая работа №11 «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации»

Демонстрация видеофильма, таблиц о животных красной книги.

Параграф 48, подготовить сообщение о заповедниках, заказниках, национальных парках.

2.47

Растения и животные уголка живой природы

  1. сформировать представления о разнообразии комнатных растений и расширить знания о животных;
  2. познакомить с правилами ухода за комнатными растениями и научить выращивать растения и ухаживать за ними;
  3. познакомить с разнообразием аквариумных рыбок, условиями их содержания и правилами ухода за ними.

Значение комнатных растений, разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений уход за комнатными растениями. Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума.

.

Демонстрация разнообразия комнатных растений.  Демонстрация аквариумов, аквариумных растений и животных. Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений

Провести наблюдение за аквариумными рыбками; если нет рыбок, пронаблюдать за другими животными.

2.48

Связи живого и неживого. Природа – наш друг. Охрана природы.

  1. развить и углубить понятие о взаимосвязях в природе;
  2. показать, что природа – наш друг и наш дом;
  3. сформулировать правило взаимоотношений природы и человека.

Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое. Взаимосвязь в природе.

Демонстрация рисунков, таблиц с изображением растений и животных для составления простых цепей питания. Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе.

Параграф 50, знать правила поведения в природе.

2.49

Обобщающий урок по теме «Многообразие тел, веществ и явлений природы».

  1. обобщить и систематизировать знания по изученной теме;
  2. проверить соответствие знаний по данной теме требованиям программы.

Подготовиться к контрольной работе по предложенным вопросам и терминам.

2.50

Контрольная работа по теме «Многообразие тел, веществ и явлений природы».

III.

Здоровье человека  и безопасность жизни. (10 ч.)

3.1

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

  1. показать взаимосвязь здоровья и образа жизни на примере двигательной активности организма;
  2. выяснить причины, ведущие к закаливанию и простуде, роль одежды в адаптации организма к погодным условиям;
  3. обосновать правило рационального питания, гигиены питания.

Гигиена питания, рациональное питание. Закаливание, двигательная активность.

3.2

Профилактика вредных привычек, их влияние на здоровье.

  1. показать губительное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека;
  2. отрицательное воздействие и возникновение различных заболеваний связанных с употреблением наркотических веществ.

Алкоголь, никотин, наркотики.

Демонстрация видеофрагментов, фотографий с примерами положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека.

3.3

Комфортные экологические условия жизнедеятель

ности человека.

  1. показать значимость комфортных условий в жизни человека;
  2. возникновение отрицательных эмоций и заболеваний в связи с неблагоприятными экологическими условиями жизнедеятельности человека.

Экология, комфортные экологические условия.

Демонстрации видеофрагментов, фотографий, таблиц с примерами экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей. Показать примеры создания городского и сельского ландшафта, оформление жилых помещений, зон рекреаций.

3.4

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения

  1. обобщить представление о возникновении электрического разряда, молнии;
  2. познакомить с правилами поведения во время грозы, града, сильном ветре, при встрече с опасными животными и ядовитыми растениями.

Молния, электрический разряд, наводнение, землетрясение, ядовитые животные и растения.

Демонстрация фотографий, рисунков с примерами ядовитых растений и опасных животных своей местности.

3.5

Простейшие способы оказания первой мед. Помощи при травмах и кровотечениях

  1. показать простейшие способы оказания первой мед. помощи;
  2. развивать умение оказания первой до врачебной помощи пострадавшему.

Ушибы, растяжения, ожоги, переломы, кровотечения.

Практическая работа№12 «Овладение способами оказания первой мед. помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений».

3.6

Практическая работа №13 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности».

3.7

Практическая работа №14 «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

3.8

Практическая работа№15 «Наблюдение за самочувствием».

3.9

Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность жизни

  1. обобщить и систематизировать знания по данной теме;
  2. проверить соответствие знаний по данной теме требованиям программы .

3.10

Годовая контрольная работа.

Проконтролировать уровень усвоения учащимися материала по курсу «Природоведения».

Тестирование, практические задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоведение 5 класс и география 6 класс

Предлагаю материал по двум урокам- Природоведение 5 класс - урок обощения и повторения проводится в форме космического путешествия, параллено идет подготовка к контрольной работе по теме: " Вселенная"...

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Тематическое планирование.Биология 6-11 классы. Природоведение 5 класс

Тематическое планирование по курсу биологии и курсу природоведения по программамА.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Заха...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...