планирование по природоведению в 5 классе
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Календарно- тематическое планирование по учебнику Пакулова расчитана на 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prirodovedenie_5_klass.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Природоведение» 5 класс
ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ | КОНТРОЛЬ |
Как человек изучает природу | 10 | Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий) | Ученик должен знать об отдельных методах изучения природы. Ученик должен уметь находить значения указанных терминов в справочной литературе; пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ. Компетенции: умение пересказывать своими словами прочитанный текст. Творческое решение практических задач. Формировать навыки контроля и оценки своей деятельности. | Контрольная работа 1 по теме «Как человек изучает природу» (тестирование с практическим заданием) П.р.№1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования», П.р.№2 «Измерение длинны, массы, температуры, времен различными способами». П.р. №3 «Конструирование простейших измерительных приборов». |
Многообра зие тел, веществ и явлений природы | 50 (40 ч. по програм ме, 10 ч. из резерва) | Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды н а организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.. комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. | Ученик должен знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях. Ученик должен уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека; указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты, сравнивать природные объекты по трем-четырем признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать доп. источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 мин.) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; измерение роста, температуры и массы тела, сравнивая показателей своего развития с возрастными нормами; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и др. культурными растениями, домашними животными. Компетенции: умение пересказа прочитанного текста и выделение главной мысли. Творческое решение учебных задач. Владение навыками самооценки. | Контрольная работа 2, 3 (комбинированная по вопросам и терминам). П. р. №4 «Описание и сравнение признаков двух-трех веществ». П.р. № 5 «Наблюдение признаков химической реакции». П.р. № 6 «Исследование физических явлений». П.р. № 7 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». П.р. № 8 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей». П.р. № 9 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения». П.р. № 10 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян». П.р. № 11 «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации». Л.р. № 1 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных экземплярах» |
Здоровье человека и безопасность жизни | 10
| Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). | Ученик должен знать факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следование нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; оказании первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. Компетенции: пересказ текста своими словами. Умение делать вывод. Поиск нужной информации. | Годовая контрольная работа (тестирование с практическими заданиями). П.р. №12 «Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений». П.р. № 13 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности». П.р. № 14 «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами». П.р. №15 «Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.)» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПРИРОДОВЕДИНИЕ» 5 КЛАСС
70 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
№ дата | Тема урока | Задачи урока | Основные понятия | Экспери мент | Виды деятельности и оборудование | Домашнее задание | Примеча ние |
I. | Как человек изучает природу (10 ч.) | ||||||
1.1 | Человек и природа |
| Природа, разнообразие природы, воздействие на природу человеком | Демонстрация тел живой и неживой природы, слайды, таблицы. | Статья «Как работать с учебником» стр. 3, Введение стр. 5 | ||
1.2 | Экскурсия «Природа живая и неживая» |
| Природа живая и неживая. Взаимосвязь живой и неживой природы. | Наблюдения тел живой и неживой природы. Наблюдение явлений природы по сезонам года. | Подготовить отчет по экскурсии. | ||
1.3 | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. |
| Наблюдения. Эксперимент. Опыт, измерения. | Беседа о методах изучения природы. Демонстрация опытов. | Изучить понятия: методы изучения природы (наблюдения, эксперимент, опыт, измерение) | ||
1.4 | Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы |
| Беседа о результатах наблюдений, экспериментов, измерений проводимых по заданию в домашних условиях | ||||
1.5 |
| Лабораторное оборудование | Практическая работа № 1 «Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования» | Демонстрация лабораторного оборудования: колбы, пробирки, мерные цилиндры, воронки, шпатели, спиртовки, лабораторные штативы. | Подготовить отчет по практической работе № 1 | ||
1.6 | Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и постановки опытов |
| Измерительные приборы. Увеличительные приборы. Органы чувств. | Демонстрация микроскопа, лупы, бинокля, термометра, приборов для измерения давления, секундомера | |||
1.7 |
| Измерительные приборы. | Практическая работа № 2,3 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами», «Конструирование простейших измерительных приборов». | Измерительная лента. Рулетка. Весы. Часы. Мерный стакан. Цилиндр. Ложке. Термометр. Секундомер. | Подготовить отчет по практическим работам №3,4 | ||
1.8 |
| Словарь терминов. Справочник величин. Определитель растений, растений, животных, грибов. Карты. | Демонстрация справочной литературы. Работа учащихся со словарем, справочником, определителем, картой. | Сообщение учащихся о жизни и деятельности ученых-естествоиспытателей | |||
1.9 | Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки |
| Вступительное слово учителя. Прослушивание сообщения учащихся. | Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Как человек изучает природу». | |||
1.10 | Обобщающий урок по теме «Как человек изучает природу» |
| |||||
II | Многообразие тел, веществ и явлений природы. (50 ч). | ||||||
2.1 | Звездное небо. |
| Звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая Медведицы, яркость звезд. | Демонстрация фотографий, рисунков, карт, атласов звездного неба, атласов по природоведению, бинокля, таблиц по астрономии | Параграф 1 , вопросы стр. 13 | ||
2.2 | Строение солнечной системы. Солнце как одна из звезд. |
| Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты, астероиды, естественные спутники. | Демонстрация таблицы «Планеты Солнечной системы», картин с изображением Солнца, модели Солнечной системы, фотографии планет Солнечной системы. | Параграф 5 , вопросы стр. 29-30 | ||
2.3 |
| Движение звезд. Движение Солнца. | Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Беседа о строении солнечной системы. | Подготовить отчет по практическим работам №5,6 | |||
2.4 | Планета Земля. Строение Земли.. |
| Ось Земли, Северное полушарие, Южное полушарие, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли. | Глобусы, компас, карта полушарий, атласы. Демонстрация фотографий Земли и компаса, таблицы «Планеты Солнечной системы». | Параграф 2 , вопросы стр. 17 | ||
2.5 | Сферы Земли. |
| Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. | Демонстрация глобуса, физической карты полушария, фотографий Земли. Демонстрация таблиц, изображающих биосферу. Беседа о строении Земли. | Параграф 3 , вопросы стр. 20 | ||
2.6 | Луна – спутник Земли |
| Луна – спутник Земли. Кратеры. Лунные фазы. | Демонстрация рисунков, фотографий Луны, лунохода. | Параграф 4 , вопросы стр. 24 | Подготовка к опыту «Три состояния воды». | |
2.7 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Тела и вещества |
| Вещества. Состояние веществ. Твердое вещество, жидкое вещество, газообразное вещество, свойства веществ. | Демонстрация веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: три состояния воды. | Параграф 6 , вопросы стр. 35 | Подготовка к опыту «Свойство серы и железа». | |
2.8 | Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. |
| Молекулы, свойства молекул. Атомы. Химический элемент, химический знак. | Демонстрация моделей молекул разных веществ | Параграф 10 | ||
2.9 | Простые и сложные вещества, смеси |
| Вещества, смеси. Простые и сложные вещества, вещества органические и неорганические. | Демонстрация простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита). | Параграф 12 , вопросы стр. 50 | ||
2.10 |
| Практическая работа№4 «Описание и сравнение признаков веществ» | Демонстрация свойств серы и железа; порошок серы, железа; магнит, стакан | Подготовить отчет по практической работе 6 | Подготовка к опыту «Горение и окисление веществ», «Зависимость скорости испарения воды от ее температуры». | ||
2.11 | Примеры явлений превращения веществ. |
| Химические явления (химические реакции). Способы тушения горящих веществ. Топливо жидкое, твердое, газообразное. | Практическая работа№5 «Наблюдение признаков химической реакции». | Опыты, демонстрирующие горение веществ. Свечи (3 шт.), стакан, банка. Образцы жидкого и твердого топлива. | Параграф 14, вопросы стр. 56 | |
2.12 | Различные физические явления и их использование в повседневной жизни. |
| Физические явления природы. | Практическая работа№6 «Исследование физических явлений» | Демонстрации примеров различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда). Кусочки льда, спиртовка, пробирка, держатель. | Параграф 15, вопросы, п. 6-14 | |
2.13 | Воздух – смесь различных газов. |
| Состав воздуха, примеси. | Демонстрация схемы «Состав воздуха». Спиртовка, таблица, изображающая газовый состав атмосферы. | Параграф 19, вопросы стр. 75 | Подготовка к опыту «Свойства воздуха» | |
2.14 | Свойство воздуха. Атмосферное давление. |
| Воздух занимает пространство, сжимаем, упруг. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон. | Демонстрация опытов, доказывающих свойство воздуха. Стеклянная чаша, стакан, кусочек сахара, комочек почвы, мяч. | Параграф 20, вопросы стр. 77 | ||
2.15 | Изменение температуры и давление воздуха и давление воздуха с высотой. |
| Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, барометр. Нагревание воздуха от поверхности земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. | Демонстрация барометра, теплопроводности воздуха. Работа с картой, определение места нахождения гор со снежными вершинами. | Параграф 22, вопросы стр. 84 | ||
2.16 | Работа ветра в природе. Погодные явления. Основные характеристики погоды. |
| Ветер и причины его образования. Скорость ветра, работа ветра в природе. Погода, признаки погоды своей местности. | Демонстрация рисунков, картин, фотографий с признаками погоды, две свечи. | Ответить на вопросы: с какими явлениями природы связаны в вашей местности те или иные виды работ в поле, саду, парке, огороде. | ||
2.17 | Влияние погоды на организм человека |
| Предсказание погоды, метеорология, метеорологические станции, метеорологическая площадка. | Практическая работа№7 «Наблюдение погод, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра». Практическая работа№8 «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей» | Беседа о характеристике погоды, погодных явлениях. Демонстрация флюгера, термометра. | Подготовить сообщение «Способы закаливания организма» | |
2.18 | Вода. Три состояния воды |
| Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар | Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла. Пробирка, кусочек льда, спиртовка, держалка | Параграф 23, вопросы стр. 91 | ||
2.19 | Тепловое расширение воды. |
| Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при +4 гр. С | Демонстрация опытов, доказывающих тепловое расширение воды. Колба с пробкой и трубкой, спиртовка, стеклянная чаща, кусок льда и термометр. | Параграф 24, вопросы стр. 93. подготовить сообщение о созидательной и разрушительной роли воды. | Подготовка к опыту: «Вода – растворитель» | |
2.20 | Вода – растворитель. Работа воды в природе. Использование воды человеком. |
| Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества. Работа воды в природе. Значение воды и ее охрана. | Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер. Набор лабораторного оборудования (4 химических стаканчика, стеклянная палочка, химическая воронка, фильтр, соль, сода, глина, песок) | Параграф 25, вопросы стр. 97. | Подготовка к опыту «Электризация тел путем трения». | |
2.21 | Электрические явления. Электризация тел, электрические заряды. |
| Электризация тел, свойства наэлектризованных тел, заряды «+» и «-», проводники электрического тока | Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Воздушные шарики, стеклянная палочка, шелковая ткань, пластмассовая расческа, мелкие кусочки бумаги. | Параграф 16, вопросы стр. 64 | ||
2.22 | Электрические разряды в природе. Молния. |
| Электрический разряд. Молния, молниеотвод, поведение во время грозы. | Беседа по результатам опытов «Электризация тел». Демонстрация рисунков, изображающих образование молнии, рисунок молниеотвода. | Параграф 17, вопросы стр. 68, подготовить сообщение об электрических рыбах. | ||
2.23 | Электрический ток. |
| Электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники электрического тока | Беседа о правилах поведения во время грозы. Демонстрация различных источников эл. Тока. Батарея, провода, лампочка, выключатель | Параграф 18, вопросы стр. 70 | ||
2.24 | Горные породы. Разнообразие горных пород. |
| Горные породы. Происхождение горных пород, минералов. | Демонстрация коллекции горных пород, заполнение таблицы «Определение свойств минералов и горных пород». | Параграф 26, вопросы стр. 105 | Подготовка опыта, доказывающего расширение и сжатие твердых тел. | |
2.25 | Разрушение горных пород. Использование человеком обломочных пород. |
| Разрушение твердых пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород человеком. | Демонстрация обломочных горных пород, демонстрация опыта, доказывающего расширение твердых тел при нагревании и сжатии при охлаждении. Демонстрация фотографий, рисунков, картин с изображением скал. Кусочек гранита, спиртовка, банка с холодной водой. | Параграф 27, вопросы стр. 109 | ||
2.26 | Полезные ископаемые. Металлы |
| Руда, руды черных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые. | Демонстрация коллекций руд черных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых. | Параграф 28, вопросы стр. 113 | ||
2.27 | Почва. Образование почв, структура и их разнообразие. |
| Образование почвы, структурная почва; бесструктурная почва; горизонт; кислые почвы. | Демонстрация физической карты России; коллекция образцов почв; | Параграф 29, вопросы стр. 121 | ||
2.28 | Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли. Уход за почвой. |
| Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы, солончаковая почва, капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения. | Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы. Почва, спиртовка, химический стакан, стеклянная палочка, жестяная банка; 2-3 стеклянные трубочки разного диаметра; чернила для подкрашивания воды; коллекция удобрений. | Параграф 30,31, вопросы стр. 123. | ||
2.29 | Почва и растения. |
| Влияние почвы на растение, влияние растений на почву. | Демонстрация таблиц елового леса, луга. Продолжить формирование экологической грамотности на основе знакомства с экологическими проблемами своей местности. | Параграф 32, подготовить сообщение о почвах своей местности. | ||
2.30 | Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. |
| Эрозия почв. Ветровая эрозия. Водная эрозия. Обработка почвы. Растения – защитники почвы. Человек – защитник почвы. | Практическая работа №9 «Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения» | Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующую ветровую, водную эрозию. Влияние на почву неправильной обработки. | Параграф 33, подготовить отчет о практической работе. | |
2.31 | Обобщающий урок по теме «Почва» | Обобщить и систематизировать знания по теме «Почва» в виде беседы и выполнения тестовой работы. | |||||
2.32 | Организмы. Свойства живых организмов. |
| Организм. Свойства живых организмов. | Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую жидкость. | Параграф 34, подготовить вопросы стр. 137 | ||
2.33 | Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. |
| Среда обитания, факторы среды обитания, факторы живой и неживой природы, экология. | Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса. Демонстрация приспособлений растений и животных к среде обитания. | Параграф 35, вопросы стр. 140 | ||
2.34 | Знакомство с увеличительными приборами. |
| Лупа. Микроскоп. Тубус. Окуляр, объектив, клетка | Демонстрация лупы, микроскопа, яблоко, скальпель. | Параграф 36, изучить устройство микроскопа. | ||
2.35 | Клеточное строение организма. Разнообразие организмов. |
| Цитоплазма, ядро, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткани, орган, многоклеточные организмы. | Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекция насекомых, муляжей грибов. Таблицы с изображением клетки растений и животных. Микроскопы и микропрепараты клеток (кожица лука, лист элодеи, эпителиальные ткани, кровь человека). | Параграф 37, подготовка к обобщающему уроку «Организмы». | ||
2.36 | Организмы (обобщающий урок). |
| Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений и животных. |
| |||
2.37 | Растения. Характерные признаки растений. |
| Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез. | Демонстрация комнатных растений с разной пигментацией листьев, цветков. Гербарий «Осенняя окраска листьев». | Параграф 38, вопросы стр. 152 | Закладка опыта «Условия прорастания семян». | |
2.38 | Растения цветковые и нецветковые. Многообразие культурных растений. |
| Растения леса, луга, поля, водоема. Теневыносливые растения, светолюбивые растения, дикорастущие, культурные растения , орган. Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения. | Демонстрация комнатных растений, гербарные образцы дикорастущих и культурных растений, таблицы с изображением одноклеточных растений, цветковых и нецветковых растений. | Параграф 39, 43, вопросы стр. 158, заполнить таблицу «Группы растений» | Подготовка к лабораторной работе «Распознавание органов цветковых растений» | |
2.39 | Строение цветковых растений. |
| Органы цветкового растения; функции органов цветкового растения. | Лабораторная работа №1 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных экземплярах». | Демонстрация гербариев цветковых растений; таблица с изображением органов цветковых растений; модель цветка вишни; комнатные растения; зарисовка органов цветковых растений. | Параграф 40, заполнить таблицу «Строение цветкового растения». | |
2.40 |
| Практическая работа №10 «Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян». | Знакомство учащихся с жизненными процессами, протекающими в семени. Демонстрация сухих и проросших семян, проростков. Демонстрация опыта, доказывающего значение воды, температуры и света для прорастания семян. Заполнение таблицы «Определение условий прорастания семян». | Оформление практической работы. Ответить на вопрос: при каких условиях прорастают семена. | |||
2.41 | Места обитания дикорастущих растений. Зеленая аптека. |
| Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, ядовитые растения. | Демонстрация гербариев дикорастущих, лекарственных растений. Таблица, изображающая лесной биоценоз; набор открыток «лекарственные растения». | Параграф 41, вопросы стр. 166, сообщение о лекарственных растениях. | Закладка опыта по выращиванию белой и зеленой плесени. | |
2.42 | Красная книга растений. |
| Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. | Демонстрация видеофильма «Растения Красной книги», Красная книга, набор открыток, фотографий с изображением растений, занесенных в Красную книгу, Конституция РФ. | Параграф 42, оформить альбом рисунков или фотографий, охраняемых растений вашей местности. | ||
2.43 | Обобщающий урок по теме «Растения». |
| Обобщить и систематизировать знания в виде устного опроса, тестирования и работой с гербарием. | ||||
2.44 | Грибы. Разнообразие грибов. Шляпочные грибы. |
| Грибы одноклеточные многоклеточные, питание грибов, значение грибов, шляпочные грибы, строение шляпочных грибов, грибы-двойники. | Демонстрация белой и зеленой плесени на продуктах. Демонстрация муляжей съедобных и ядовитых грибов. | Параграф 44, 45, провести опыт по выращиванию плесени. Памятка сборщику грибов. | ||
2.45 | Животные. Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных. |
| Многообразие животных по способу питания. Клетчатка. Одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среда обитания диких животных. | Демонстрация живых животных, муляжей, влажных препаратов животных, таблиц, изображающих диких животных. Заполнение таблицы «Сходство и различие между растениями и животными». | Параграф 46, 47, заполнить таблицу стр.194. | ||
2.46 | Животные Красной книги. Охрана диких животных. |
| Значение животных в природе. Значение животных для человека. Животные красной книги, меры охраны диких животных. | Практическая работа №11 «Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации» | Демонстрация видеофильма, таблиц о животных красной книги. | Параграф 48, подготовить сообщение о заповедниках, заказниках, национальных парках. | |
2.47 | Растения и животные уголка живой природы |
| Значение комнатных растений, разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений уход за комнатными растениями. Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума. | . | Демонстрация разнообразия комнатных растений. Демонстрация аквариумов, аквариумных растений и животных. Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений | Провести наблюдение за аквариумными рыбками; если нет рыбок, пронаблюдать за другими животными. | |
2.48 | Связи живого и неживого. Природа – наш друг. Охрана природы. |
| Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое. Взаимосвязь в природе. | Демонстрация рисунков, таблиц с изображением растений и животных для составления простых цепей питания. Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе. | Параграф 50, знать правила поведения в природе. | ||
2.49 | Обобщающий урок по теме «Многообразие тел, веществ и явлений природы». |
| Подготовиться к контрольной работе по предложенным вопросам и терминам. | ||||
2.50 | Контрольная работа по теме «Многообразие тел, веществ и явлений природы». | ||||||
III. | Здоровье человека и безопасность жизни. (10 ч.) | ||||||
3.1 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. |
| Гигиена питания, рациональное питание. Закаливание, двигательная активность. | ||||
3.2 | Профилактика вредных привычек, их влияние на здоровье. |
| Алкоголь, никотин, наркотики. | Демонстрация видеофрагментов, фотографий с примерами положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека. | |||
3.3 | Комфортные экологические условия жизнедеятель ности человека. |
| Экология, комфортные экологические условия. | Демонстрации видеофрагментов, фотографий, таблиц с примерами экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей. Показать примеры создания городского и сельского ландшафта, оформление жилых помещений, зон рекреаций. | |||
3.4 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения |
| Молния, электрический разряд, наводнение, землетрясение, ядовитые животные и растения. | Демонстрация фотографий, рисунков с примерами ядовитых растений и опасных животных своей местности. | |||
3.5 | Простейшие способы оказания первой мед. Помощи при травмах и кровотечениях |
| Ушибы, растяжения, ожоги, переломы, кровотечения. | Практическая работа№12 «Овладение способами оказания первой мед. помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений». | |||
3.6 | Практическая работа №13 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности». | ||||||
3.7 | Практическая работа №14 «Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. | ||||||
3.8 | Практическая работа№15 «Наблюдение за самочувствием». | ||||||
3.9 | Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность жизни |
| |||||
3.10 | Годовая контрольная работа. | Проконтролировать уровень усвоения учащимися материала по курсу «Природоведения». | Тестирование, практические задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоведение 5 класс и география 6 класс
Предлагаю материал по двум урокам- Природоведение 5 класс - урок обощения и повторения проводится в форме космического путешествия, параллено идет подготовка к контрольной работе по теме: " Вселенная"...
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"
Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...
Тематическое планирование.Биология 6-11 классы. Природоведение 5 класс
Тематическое планирование по курсу биологии и курсу природоведения по программамА.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Заха...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Конспект урока в малокомплектной школе (природоведение 5 класс и география 6 класс) потемам: "Рельеф суши. Горы. Равнины" и 6 класс - "Рельеф дна Мирового океана".
Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная....