Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению.
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie.5_klass.novyy_.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по курсу «Природоведение. 5 класс».
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению – 5 класс, авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва, Дрофа, 2005г.
Учебник для общеобразовательных школ этих же авторов: Природоведение. 5 класс. Москва: Дрофа, 2008г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, практических работ.
В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии.
Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.
Общая характеристика учебного предмета.
«Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Предмет “Природоведение” продолжает естественно - научную составляющую предмета “Окружающий мир” начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и географии в основной школе.
Для изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю отводится 70 учебных часов.
№ | Раздел / Тема урока. | Практическая часть. | Вид контроля. | Дата. |
1. | Введение (1 час.) Введение. | |||
2. | Изучение природы (5 часов). Науки о природе. | |||
3. | Методы изучения природы. Наблюдения. | |||
4. | Эксперимент, измерение – методы познания природы. | Практическая работа № 1 “ Знакомство с оборудованием для научных наблюдений”. | ||
5. | Оборудование для научных исследований. | Самостоятельная работа. | ||
6. | Великие естествоиспытатели. | |||
7. | Вселенная (16 часов.) Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. | |||
8. | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | |||
9. | Николай Коперник и его модель Вселенной. | |||
10. | Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | |||
11. | Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. | |||
12. | Планеты - гиганты. Самая маленькая планета- Плутон. | |||
13. | Спутники планет. | |||
14. | Астероиды. Кометы. | |||
15. | Метеоры. Метеориты. | |||
16. | Звезды. Солнце- ближащая к нам звезда. | |||
17. | Многообразие звезд. | |||
18. | Созвездия. | Практическая работа №2 “ Наблюдения за звездным небом”, | ||
19. | Галактики. Световой год. | Практическая работа № 3 “Нахождение созвездий Северного полушария”. | ||
20. | Многообразие галактик. | |||
21. | Обобщающий урок по теме: “Вселенная” | |||
22. | Проверочная работа по теме: “Вселенная” | Контрольная работа. | ||
23. | Земля (19 часов). Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | |||
24. | Возникновение Земли. | |||
25. | Ученые, объяснившие происхождение Земли. | |||
26. | Внутреннее строение Земли. | |||
27. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Практическая работа № 4 “ Ознакомление со свойствами горных пород и минералов”. | ||
28. | Тела, вещества и явления в окружающем мире. | |||
29. | Землетрясения. | Практическая работа № 5 “ Отметить на контурной карте зоны землетрясений”. | ||
30. | Вулканы. | |||
31. | Суша. | |||
32 | Атмосфера Земли. | |||
33. | Погода. Климат. | |||
34. | Ураганы. Смерчи. | |||
35. | Обобщающий урок по теме: “Атмосфера Земли”. | |||
36. | Контрольная работа по теме: “Атмосфера Земли”. | |||
37. | Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан. | Практическая работа № 6 “ Подписать на контурной карте океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.” | ||
38. | Воды суши. | |||
39. | Уникальность планеты Земля. | |||
40. | Уникальность планеты Земля. | Самостоятельная работа. | ||
41. | Обобщающий урок по теме: “Земля”. | |||
42. | Жизнь на Земле (17 часов.) Развитие жизни на Земле. | |||
43. | Животные прошлого. | Практическая работа № 7 “Рассматривание ископаемых остатков организмов.” | ||
44. | Живые клетки. | |||
45. | Разнообразие клеток. | Практическая работа № 8 “Изучение устройства микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.” | ||
46-47. | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | Практическая работа № 9 “ Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.” | ||
48. | Многоклеточные организмы ( грибы, растения). | |||
49. | Беспозвоночные и позвоночные животные. | |||
50. | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. | |||
51. | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | |||
52. | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. | Практическая работа № 10 “ Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербария.” | ||
53. | Жизнь на разных материках. | |||
54. | Жизнь на разных материках. | |||
55. | Природные зоны Земли. | Практическая работа № 11 “ Исследование разнообразных растений с использованием гербария.” | ||
56. | Жизнь в морях и океанах. | Практическая работа № 12 “ Рассмотрение морских организмов в коллекциях на влажных препаратах.” | ||
57. | Обобщающий урок по теме: “Жизнь на Земле”. | |||
58. | Проверочная работа по теме: “Жизнь на Земле”. | Тестирование. | ||
59. | Человек на Земле ( 16 часов). Происхождение человека. Древние предки человека. | |||
60. | Первые люди. | |||
61. | История географических открытий. Открытие Америки. | |||
62. | Открытие Австралии и Антарктиды. | |||
63. | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | |||
64. | Как человек изменил Землю. | |||
65. | Три «подарка человека самому себе и своей планете. | |||
66. | Жизнь под угрозой. | |||
67 | Меры сохранения жизни на Земле. | |||
68. | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | |||
69 | Здоровье человека и безопасность жизни. | Биологический диктант. | ||
70. | Обобщающий урок по теме: “Человек на Земле” |
№ | Раздел. | Содержание раздела. | Компетенции. | Требования к уровню подготовки | Повышенный уровень. | Система отслеживания. | Дата |
1. | Введение (1 час.) | Знакомство с учебником природоведения. | Познакомить с правилами пользования учебником “Природоведение”. | ||||
2. | Изучение природы (5 часов). | Науки о природе. Методы изучения природы. | Познакомить обучающихся с комплексом наук о природе; - обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, приборах, применяемых для познания природы; -показать роль человека в природе, возможность использования знаний о природных процессах и явлениях в практической деятельности человека. | Знать: -что такое “тело”, “вещество”, “явление природы”; -методы изучения окружающей действительности; - приборы, используемые для познания природы. | Уметь совершать логические операции: сравнивать, анализировать, обобщать. | ||
3. | Вселенная (16 часов). | Представления древних людей о Вселенной. Модели Вселенной. Солнечная система и ее состав. Планеты. Звезды. Созвездия. Галактики. | Сформировать у обучающихся представление о строении Вселенной, различных взглядов на модель Вселенной; - показать вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Галилея в развитии науки о Вселенной; -познакомить школьников с современной моделью Вселенной, составом Солнечной системы: планеты и их спутники, астероиды, кометы, с галактиками, звездным небом, многообразием мира звезд, созвездиями; -научить обучающихся проводить наблюдения за положением звезд на небе; -находить Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведицы. | Знать: - основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; -отличие систем мира по Птолемею и Копернику; -роль Бруно и Галилея в развитии науки о Вселенной; - строение и состав Солнечной системы: общую характеристику планет, астероидов, комет, метеоров; - основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария; -характеристику галактик; - спутник Земли - - Луну и ее характеристики. | Уметь: -выполнять несложные наблюдения и другие практические работы; -фиксировать наблюдения в рабочих тетрадях; -самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию; - совершать логически мыслительные операции. | Практическая работа № 1 “ Наблюдения за звездным небом.” Практическая работа № 2 “Нахождение созвездий Северного полушария.” Контрольная работа. | |
4. | Земля ( 19 часов). | Гипотезы возникновения Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и полезные ископаемые. Землетрясения. Вулканы. Атмосфера и гидросфера Земли. Уникальность планеты Земля. | Познакомить обучающихся с различными гипотезами о возникновении Земли, особенностями ее строения, с горными породами и минералами, слагающими земную кору, природными явлениями, связанными с движением земной коры; -раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; -показать уникальность Земли, как единственной планеты на которой существует жизнь; -обосновывать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов Земли. | Знать: -основные гипотезы возникновения Земли; -внутреннее строение Земли, ее оболочки; -причины землетрясений и вулканов; -состав воздуха, типы облаков; -содержание понятий “погода”, “климат”; -влияние климата и погоды на состояние живых организмов, здоровье людей; -составные части гидросферы, сущность круговорота воды в природе. | Уметь: -характеризовать основные оболочки Земли; -показывать на карте основные материки и острова; -определять различные горные породы; -выполнять несложные практические работы; -извлекать нужную информацию из различных источников знаний; -логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать. | Практическая работа № 3 “Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.” Практическая работа № 4 “Отметить на контурной карте зоны землетрясений.” Практическая работа № 5 “Подписать на контурной карте океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.” Контрольная работа. | |
5. | Жизнь на Земле (17 часов ). | Развитие жизни на Земле. Животные прошлого. Царства живой природы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среды обитания организмов. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. | Дать представление о развитии жизни на Земле; -показать многообразие живых организмов: одноклеточных и многоклеточных; -сформулировать понятия о царствах природы, об отличительной особенности живого в клеточном строении, о разнообразии сред обитания и приспособленности организмов к жизни в определенных условиях; -познакомить с растительным и животным мирами материков нашей планеты; -раскрыть причины, которые обусловили распространение на Земле природных зон и сообществ. | Знать: -как развивалась жизнь на Земле; -строение живой клетки; -царства живой природы; -беспозвоночных и позвоночных животных; -среды обитания организмов; -природные сообщества морей и океанов; -строение микроскопа и правила работы с ним. | Уметь: -характеризовать важнейшие природные зоны Земли; -перечислять природные сообщества морей и океанов, приводить примеры организмов; -приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; -приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания; -работать с дополнительной литературой; -отвечать на вопросы и извлекать информацию из различных источников знаний. | Практическая работа № 6 “Рассматривание ископаемых остатков организмов.” Практическая работа № 7 “Изучение устройства микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.” Практическая работа № 8 “ Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.” Практическая работа № 9 “ Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербария.” Практическая работа № 10 “Исследования разнообразных растений с использованием гербария.” Практическая работа № 11 “Рассмотрение морских организмов в коллекциях на влажных препаратах.” Тестирование. | |
6. | Человек на Земле. (16 часов) | Происхождение человека. Первые люди. Методы изучения природы. История географических открытий. Великие путешественники- первооткрывателиКак человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Меры сохранения жизни на Земле. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | Сформировать представления о происхождении человека, его далеких предков, о возникновении различных наук о природе, методах ее изучения; -раскрыть влияние человека на окружающую среду, пути решения экологических проблем, сохранение жизни на Земле. | Знать: -как человек появился на Земле; -естесственные науки, методы их изучения природы; -изменения в природе, вызванные деятельностью человека; -увеличительные и измерительные приборы; -первооткрывателей Австралии и Антарктиды; -как люди открывали новые земли; -важнейшие экологические проблемы; -основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ; -сущность понятия “опустынивание”, причины и меры его остановки и защиты Земли от этого процесса. | Уметь: -составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу; -выполнять несложные наблюдения; -пользоваться микроскопом, лупой, знать правила работы с лабораторным оборудованием; -кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков; -обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; -отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. | Практическая работа № 12 “ Знакомство с оборудованием для научных наблюдений.” Биологический диктант. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.
Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...
Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."
Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..." рабочую программу учебной и произ...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 8 кл 2 часа ФГОС ( по программе О.С.Габриеляна)...