Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
статья по географии на тему
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться к социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких современных образовательных технологий является проектная технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_obuchenii_geografii.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии.
(автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться к социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких современных образовательных технологий является проектная технология, способная развивать у обучающихся важнейшие компетенции:
-общенаучную;
-информационную;
-познавательную;
-коммуникативную;
-социальную;
-стремление личностного самосовершенствования.
Проектная деятельность развивает общеучебные умения и навыки:
-рефлексивные;
-поисковые;
-Умения и навыки работы в сотрудничестве;
-менеджерские умения и навыки;
-коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.
Ученический проект-это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность школьников, целью которой является развитие самостоятельного мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Успех наших учеников в современном мире определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: уметь правильно поставить цели, наметить план выполнения этих целей, применить знания , полученные в школе на практике, генерируя при этом новые идеи.
Работа над проектом в группе позволяет научиться работать в команде, уметь выполнять функции, поставленные руководителем группы и выполнять функции самого руководителя. Современные лидеры в бизнесе, политике, да просто успешные люди обладают проектным типом мышления. Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся -проектной деятельности.
Проектная работа имеет личностно значимую для учащихся цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, учащиеся определяют стратегию и тактику, время, привлекают дополнительные ресурсы. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации. Вовлечение учащиеся в проектную деятельность происходит постепенно. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности учащихся, учесть их психологические способности. Работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, учителей, родителей, горожан, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которыми могут воспользоваться другие.
Самым важным и трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемых в ходе учебной программы. Роль учителя в работе над проектом значима, хотя учащиеся выполняют все самостоятельно. Основная роль учителя важна на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Учитель должен помочь ответить ученику на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать, решив и этот вопрос, ученик увидит задачи своей работы.. Следующий шаг - как это делать. Ученик выбирает способы, которые будет использовать при создании проекта и спрогнозирует ожидаемый результат.
География уже давно ушла от стереотипа только описательной науки и становится все более конструктивной. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о земле, позволяющее отнести ее к числу классических школьных предметов, на которые ложится формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально – ответственного поведения в окружающем мире. В условиях сокращения учебных часов, методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты.
На протяжении нескольких последних лет на уроках географии я часто использую одну из современных образовательных технологий - проектную деятельность. Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, с развитием самостоятельного мышления, умения самостоятельно добывать информацию, позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. Учащиеся успешно работали и защитили интегрированные проекты с биологией, историей, психологией, химией, технологией, физкультурой. Перечислю темы некоторых из них: «Экологический проект» ( http://nsportal.ru/node/296395), « Здоровый образ жизни» (( http://nsportal.ru/node/2966000).
План Учебного проекта
№ | Этапы | Деятельность участников учебного проекта | ответственные |
1. | Предварительная подготовка |
| |
2. | Основная подготовка |
| |
3. | Планирование |
| |
4. | Исследование |
| |
5. | Отчет | 1. Формы отчета: - устная презентация -письменная презентация -аудиовизуальная презентация | |
6. | Оценка |
|
Таким образом, проектная деятельность - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей ученикам возможность попробовать себя в различных направления учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Проектная деятельность на уроках географии позволяет:
-повысить мотивацию изучения программы по географии;
-реализовать комплексное восприятие по географии;
-принимать самостоятельные решения;
-проверить свои силы.
Используя проектную деятельность на уроке географии, меняется и роль учителя. Из наставника учитель превращается в коллегу, партнера по исследованию и разработке проекта, в компетентного консультанта.
В нашем лицее в рамках реализации ОЭП, педагоги лицея наблюдают, что проектная деятельность может научить ученика умению:
-увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
-поставить стратегическую цель;
-оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
-добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;
-планировать свою работу;
-выполнить работу, оценить ее результат, сравнить ее с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
-увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того проектная деятельность способствует:
-развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
-развитию коммуникативной и информационной компетентности;
- решению профориентационных задач.
Проектную деятельность можно рассматривать как один из видов педагогических технологий, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Литература
1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М». М., 2001.
2.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // школьные технологии.-2004.-№5.-с.5-12)
3.Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. М., 2001.
4.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. -Волгоград: ИТД « Корифей»,2007г.-96с.
5.Элиасберг Н.И. Ученические социальные проекты в системе школьного образования. Методические рекомендации. –СПб.: СПбГУПМ,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географический слёт « XXI-экологически чистый век» (Автор Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
Географический слет - одна из форм массовых внеклассных мероприятий по географии.(составитель: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)...
Отчетный доклад о работе ШМО ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербург
В этом докладе я рассказываю о целях и задачах ШМО. Сделан полный отчет о работе МО за 2012 и 2013 учебный год....
«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...
Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...
Учебные дефициты учащихся и пути их преодоления (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга Евелевой С.Ю.)
Вопрос об учебных дефицитах, т.е. низкой успеваемости учащихся актуален всегда. В соответствии с профессиональным стандартом, учитель обязан учить всех детей: с низкой успеваемостью, с плохим по...