Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
статья по географии на тему

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться к социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

   Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких современных образовательных технологий является проектная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_obuchenii_geografii.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии.

(автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

   Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться к социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

   Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких современных образовательных технологий является проектная технология, способная развивать у обучающихся важнейшие компетенции:

-общенаучную;

-информационную;

-познавательную;

-коммуникативную;

-социальную;

-стремление личностного самосовершенствования.

Проектная деятельность развивает общеучебные умения и навыки:

-рефлексивные;

-поисковые;

-Умения и навыки работы в сотрудничестве;

-менеджерские умения и навыки;

-коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

   Ученический проект-это индивидуальная или коллективная (групповая) деятельность школьников, целью которой является развитие самостоятельного мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.  Успех наших учеников  в современном мире определяется его способностью  организовать свою жизнь как проект: уметь правильно поставить цели, наметить план выполнения этих целей, применить знания , полученные в школе  на практике, генерируя при этом новые идеи.

   Работа  над проектом в группе позволяет научиться работать в команде, уметь выполнять функции, поставленные руководителем группы и выполнять функции самого руководителя. Современные лидеры в бизнесе, политике, да просто успешные люди обладают проектным типом мышления. Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся -проектной  деятельности.

   Проектная работа имеет личностно значимую для учащихся  цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, учащиеся определяют стратегию и тактику, время, привлекают дополнительные ресурсы. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации. Вовлечение учащиеся в проектную деятельность происходит постепенно.  Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности учащихся, учесть их психологические способности.  Работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, учителей, родителей, горожан, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которыми могут воспользоваться другие.

   Самым важным и трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемых в ходе учебной программы. Роль учителя  в работе над проектом значима, хотя учащиеся выполняют все самостоятельно. Основная роль учителя важна на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Учитель должен помочь ответить  ученику на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать, решив и этот вопрос, ученик увидит задачи своей работы.. Следующий шаг - как это делать. Ученик выбирает способы, которые будет использовать при создании проекта и спрогнозирует ожидаемый результат.

   География уже давно ушла от стереотипа только описательной науки и становится  все более конструктивной. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о земле, позволяющее  отнести ее  к числу классических школьных предметов, на которые ложится формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально – ответственного поведения в окружающем мире. В условиях сокращения учебных часов, методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты.

   На протяжении нескольких последних лет на уроках географии  я часто использую  одну из современных образовательных технологий - проектную деятельность.  Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, с развитием самостоятельного мышления, умения самостоятельно добывать информацию, позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.  Учащиеся успешно работали и защитили  интегрированные проекты с биологией, историей, психологией, химией, технологией, физкультурой. Перечислю темы некоторых из них:  «Экологический проект» ( http://nsportal.ru/node/296395), « Здоровый образ жизни» (( http://nsportal.ru/node/2966000).

План Учебного проекта

Этапы

Деятельность участников учебного проекта

ответственные

1.

Предварительная подготовка

  1. Мотивация учащихся для работы над проектом.
  2. Познавательно-просветительская работа с учащимися.

2.

Основная подготовка

  1. Выбор и обсуждение темы, целей и задач учебного проекта
  2. Получение дополнительной информации
  3. Формирование рабочих групп
  4. Выбор ответственного от каждой группы.

3.

Планирование

  1. Разработка групповых и индивидуальных планов работы
  2. Формулирование задач
  3. Определение источников и способов сбора информации, ей анализ.
  4. Установление форм и сроков отчета
  5. Распределение обязанностей между членами рабочей группы.

4.

Исследование

  1. Выполнение исследования
  2. Использование методов исследования ( теоретический анализ, наблюдения, интервьюирование, опросы и анкетирование)
  3. Анализ информации формулировка задач и выводов

5.

Отчет

          1.  Формы отчета:

- устная презентация

-письменная презентация

-аудиовизуальная презентация

6.

Оценка

  1. Представление и оценивание результатов
  2. Коллективный анализ деятельности

   Таким образом, проектная деятельность - это создание  в школе особой образовательной атмосферы, дающей ученикам возможность попробовать себя в различных направления учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Проектная деятельность на уроках географии позволяет:

-повысить мотивацию изучения программы по географии;

-реализовать комплексное восприятие по географии;

-принимать самостоятельные решения;

-проверить свои силы.

   Используя  проектную деятельность на уроке географии, меняется и роль учителя. Из наставника учитель превращается в коллегу, партнера по исследованию и разработке проекта, в компетентного консультанта.

В нашем лицее  в рамках  реализации ОЭП, педагоги лицея наблюдают, что проектная деятельность может научить ученика умению:

-увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

-поставить стратегическую цель;

-оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

-добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;

-планировать свою работу;

-выполнить работу, оценить ее результат, сравнить ее с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

-увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того проектная деятельность способствует:

-развитию адекватной самооценки, формированию позитивной  Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

-развитию коммуникативной и информационной компетентности;

- решению профориентационных задач.

   Проектную деятельность можно рассматривать как один из видов педагогических технологий, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Литература

1.Дереклеева Н.И.    Научно-исследовательская работа в школе. « Вербум-М». М., 2001.

2.Лебедев О.Е.    Компетентностный  подход в образовании // школьные технологии.-2004.-№5.-с.5-12)

3.Сиденко А.С.    Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. М., 2001.

4.Щербакова С.Г.   Организация проектной деятельности в  образовательном  учреждении. -Волгоград: ИТД « Корифей»,2007г.-96с.

5.Элиасберг Н.И.    Ученические социальные проекты в системе школьного образования. Методические рекомендации.  –СПб.: СПбГУПМ,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический слёт « XXI-экологически чистый век» (Автор Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)

Географический слет - одна из форм массовых внеклассных  мероприятий по географии.(составитель: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)...

Отчетный доклад о работе ШМО ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербург

В этом докладе я рассказываю о целях и задачах ШМО. Сделан полный отчет о работе МО за 2012 и 2013 учебный год....

«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.

Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

Учебные дефициты учащихся и пути их преодоления (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга Евелевой С.Ю.)

Вопрос об учебных дефицитах, т.е.  низкой успеваемости учащихся актуален всегда. В соответствии с профессиональным стандартом, учитель обязан учить всех детей: с низкой успеваемостью, с плохим по...