Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 9 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО учителей общественных наук гимназии № 446 _________ (Т.Е.Лев) Протокол № ___ от «____»___________2015 г. | «Рекомендована к использованию» Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446 Протокол №___________ от «____»___________2015 г.
| «Утверждаю» Директор гимназии № 446 __________ (И.А. Лев) «___»______________2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«География»
для 9 класса
Составитель: учитель географии
ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Хамедова Елена Евгеньевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. –
2-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. -75 с. (стандарты второго поколения);
- Авторская программа по географии. 5-9 классы / Под редакцией И.В. Душиной, И.И.Бариновой, В.П.Дронова, В.И.Сиротина. - М.: Дрофа, 2014.
- сборник серии «Новый образовательный стандарт» «Рабочие программы по географии» 6 – 11 классы автора-составителя Н.В.Болотниковой, Изд. «Глобус», 2010 год
- Приказ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций»;
- Образовательная программа гимназии № 446;
- Учебный план гимназии № 446.
Курс «География России» изучается два года:
в 8-ом классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Эти два курса географии взаимно дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 9 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Главная цель курса «География России» — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Цель курса 9 класса: Создать у учащихся целостное представление о своей Родине, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи:
- приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
- изучение природно-ресурсного потенциала России;
- анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
- изучение отраслевой структуры экономики России;
- знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
- изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
- анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Предполагаемые результаты освоения программы
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание учебного предмета
Название разделов и тем | Основное содержание |
Введение | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. |
Раздел 1. Общая экономико-географическая характеристика Российской Федерации: Тема 1. Население России | Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. |
Тема 2. Экономика Российской Федерации. | . Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география: Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. |
Раздел 2. География крупных районов : Тема1. Территориальная организация и районирование России | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования |
Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. |
Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. |
Тема 4. Изучение своего региона | Роль Санкт-Петербурга в жизни страны. Экономико-географическое положение СПб и Ленинградской области. Отрасли специализации. Особенности развития С-Петербуржского региона на современном этапе. Экологические проблемы. Перспективы развития. Население и трудовые ресурсы С-Петербурга. Колпинский район. Современный уровень развития. Перспективы. |
Раздел 3. Россия в Мире | Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. |
Резерв-3часа
Всего-68асов.
Контингент обучающихся.
Учащиеся 9-х классов с разноуровневой подготовкой.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения географии ученик 9 класса должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экoпроблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Технологии и методики, используемые в процессе обучения
Методы обучения:
словесные - рассказ, беседа;
наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное,
модульное,
проблемное
развивающее
разноуровневое
классно-урочная технология обучения
групповая технология обучения
игровая технология (дидактическая игра)
технология поиска информации
Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
- научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
- приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
Проекты по географии 9класс (на выбор учащихся):
1.Проблема рационального использования природопользования в России.
2.«На родине жар-птицы»
3.«Я - горожанин»
4.Дневник исследователя. «Великий Новгород».
5.Мини-проект по теме:
«Связь химической промышленности с пищевой»
6. Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом»
7. «Памятники всемирного культурного наследия на территории России»,
8.«Создание экологической карты области»,
9.«Этнические традиции народов Поволжья»
10.Проект телепередачи «Экспедиции Русского географического общества»;
11.«Научное значение путешествий русских землепроходцев в 16–17 вв.»
12. «Северный морской путь. История освоения, современное значение»
13.Разработка проекта “Золотой российский чернозём»
14.Исследовательский проект "Природные зоны в жизни людей"
15.«Моя малая Родина».
Предполагаемый результат проектно-исследовательской деятельности
Учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять инструкции по технике безопасности;
- оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями:
анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Критерии оценки проектной деятельности
Критерии | Баллы | ||
5 | 10 | 20 | |
1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы. |
|
|
|
2. Объем разработок и количество предлагаемых решений. |
|
|
|
3. Реальность и практическая ценность. |
|
|
|
4. Уровень самостоятельности. |
|
|
|
5. Качество оформления продукта. |
|
|
|
6. Оценка рецензентом. |
|
|
|
7. Качество доклада. |
|
|
|
8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме. |
|
|
|
9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету. |
|
|
|
10. Ответы на вопросы преподавателя. |
|
|
|
11. Ответы на вопросы учащихся. |
|
|
|
12. Оценка творческих способностей докладчика. |
|
|
|
13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика. |
|
|
|
Итоговая оценка (балл)
180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.
Тематическое планирование
№ урока | Раздел и темы | Кол-во часов по плану | Фактически дано | В том числе | примечание | ||||
9-а | 9-б | 9-в | Пр/р | Контр. работы | |||||
Введение- 2часа | |||||||||
1 | Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации. | 1 | |||||||
2 | Территория Р Ф. Физико-географическое и экономико-географическое положение страны. Государственные границы. | 1 | Пр/р №1 | ||||||
Раздел 1. Общая экономико- географическая 27час.: характеристика Р.Ф. Тема 1. Население Российской Федерации - ( 8час.) | |||||||||
3 | Этапы заселения территории России и формирование государства. | 1 | |||||||
4 | Изменение численности населения Земли и России. Демографические кризисы. Типы воспроизводства. Половозрастной состав населения России. | 1 | Пр/р№2 | ||||||
5 | Миграции населения. Причины миграций, их виды. Направления миграционных потоков. | 1 | |||||||
6 | Расселение. Городское и сельское население. Плотность, Главная полоса расселения. Типы населенных пунктов. | 1 | |||||||
7 | Урбанизация. Различие городов по людности и функциям. Города РФ. | 1 | |||||||
8 | Трудовые ресурсы. Колличество и качество трудовых ресурсов, их роль в экономической жизни страны. | 1 | |||||||
9 | Этнический состав населения. География народов РФ. Религии. Административно-территориальное деление страны. Субьекты РФ. | 1 | |||||||
10 | Обобщение. | 1 | тест | ||||||
Тема 2.Хозяйство Р.Ф. ( 19час.) | |||||||||
11 | Развитие хозяйства России. Переход к рыночной экономике. | 1 | |||||||
12 | Структура хозяйства России.Отраслевая и территориальная структура хозяйства, ее изменения. | 1 | Пр/р№3 | ||||||
13 | Природные условия и ресурсы-основа отраслей первичного сектора. Рациональное природопользование. | 1 | |||||||
14 | Топливно-энергетический комплекс. Рамещение угольной, нефтяной и газовой промышленности. | 1 | Пр/р№4 | ||||||
15 | Электроэнергетика. Типы эл/станций. Единая энергосистема | 1 | Пр/р№5 | ||||||
16 | Черная и цветная металлургия. Металлургическое производство. Экологические проблемы. | 1 | |||||||
17 | География металлургии. Факторы, влияющие на размещение предприятий. | 1 | Пр/р№6 | ||||||
18 | Лесная промышленность. Продукция. Целлюлозно-бумажное производство. | 1 | |||||||
19 | Химическая промышленность. Значение. Состав. Влияние на окружающую среду. | 1 | Пр/р №7 | ||||||
20 | Машиностроение. Роль, состав, отраслевой состав. | 1 | |||||||
21 | География машиностроения. Факторы, влияющие на размещение предприятий. | 1 | |||||||
22 | Военно-промышленный комплекс. Роль. Перспективы развития. | 1 | |||||||
23 | Научный комплекс. Значение научных разработок и их внедрение в производство. | 1 | |||||||
24 | Сельское хозяйство. Отраслевой состав. Зональная специализация. | 1 | Пр/р №8 | ||||||
25 | Агро-промышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность. | 1 | |||||||
26 | Инфраструктурный комплекс. Транспорт.Коммуникационные системы. | 1 | |||||||
27 | Виды транспорта. Проблемы. Перспективы. | 1 | Пр/р№9 | ||||||
28 | Сфера обслуживания. Состав и роль. | 1 | |||||||
29 | Обобщение. | 1 | тест | ||||||
Раздел 2. География крупных регионов России. 32часа: Тема 1. Районирование (1ч) | |||||||||
30 | Специализация территории. Географическое разделение труда. Экономическое районирование. | 1 | |||||||
Тема 2. Западный макрорегион -Европейская Россия (16ч.) | |||||||||
31 | Центральная России. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы. | 1 | |||||||
32 | Центральная России. Хозяйство. Специализация. | 1 | Пр/р№10 | ||||||
33 | Центральный экономический район-административный, научный, торгово-финансовый, культурный центр страны. | 1 | |||||||
34 | Центрально-черноземный район. Русские черноземы и гигант КМА, проблемы и перспективы развития. | 1 | |||||||
35 | Волго-Вятский район.Тяготение к Центральному району, Поволжью, Европейскому Северу. | 1 | |||||||
36 | Северо-Запад.Особая роль Санкт-Петербурга. Специализация. | 1 | Пр/р№11 | ||||||
37 | Калининградская область. Особенности ЭГП. Специализация. Свободная экономическая зона. | 1 | |||||||
38 | Европейский Север. История освоения. Природное и культурное наследие. | 1 | |||||||
39 | Европейский Север.Специализация. Проблемы развития. | 1 | Пр/р№12 | ||||||
40 | Северный Кавказ. ЭГП. Население. Национальный состав. | 1 | |||||||
41 | Северный Кавказ. Климатические ресурсы- основа с/х и рекреационной специализации. | 1 | Пр/р№13 | ||||||
42 | Поволжье. Волга-экономический стержень района. Специализация. | 1 | |||||||
43 | Поволжье. Население. Крупные города. Экологические проблемы. | 1 | |||||||
44 | Урал. Природные условия и ресурсы. | 1 | |||||||
45 | Современная специализация Урала. Пути развития. Экология. | 1 | Пр/р№ 14 | ||||||
46 | Обобщение. Западный макрорегион. Общие черты и перспективы развития. | 1 | тест | ||||||
Тема 3. Восточный макрорегион –Азиатская часть ( 6ч.) | |||||||||
47 | Восточный макрорегион. Природа, население и перспективы развития. | 1 | |||||||
48 | Западная Сибирь.Нефтегазоносное Приобье. Угольно-металлургический комплекс Кузбасса. | 1 | Пр/р№15 | ||||||
49 | Восточная Сибирь. Природные и хозяйственные контрасты. Добывающие отрасли промышленности. Пути развития. | 1 | |||||||
50 | Дальний Восток. ЭГП. Специализация. Города. | 1 | Пр/р№16 | ||||||
51 | Обобщение по теме "Восточный макрорегион" | 1 | тест | ||||||
52 | Обобщение и контроль знаний по теме «География крупных районов Р.Ф.» | 1 | К/Р | ||||||
Тема 4. Изучение своего региона ( 9ч.)
| |||||||||
53 | Роль Санкт-Петербурга в жизни страны. | 1 | |||||||
54 | Экономико-географическое (и транспортное) положение С-Пб и Лен.области. | 1 | Пр/р№17 | ||||||
55 | Отрасли специализации С-Петербуржского региона | 1 | |||||||
56 | Особенности развития С-Петербуржского региона на современном этапе. | 1 | |||||||
57 | Экологические проблемы С-Петербурга и области. | 1 | |||||||
58 | Перспективы развития С-Петербуржского региона | 1 | |||||||
59 | Население С-Петербурга | 1 | |||||||
60 | Колпинский район. Современный уровень развития. Перспективы. | 1 | |||||||
61 | Обобщение по теме "Свой район" | 1 | Тест | ||||||
Раздел 3. Россия в Мире 4часа | |||||||||
62 | Россия в мировой экономике. Россия в МГРТ. | 1 | |||||||
63 | Россия и ближнее зарубежье. Внешнеэкономические, политические и культурные связи России со странами ближнего зарубежья | 1 | Пр/р№18 | ||||||
64 | Объекты мирового природного и культурного наследия России. | 1 | |||||||
65 | Обобщение за весь курс | 1 | Годовая К/Р | ||||||
66 | РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 1 | |||||||
67 | РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 1 | |||||||
68 | РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 1 |
Итого: 68часов.
Контроль уровня обученности
Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, терминологические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная.письменная работа.
Практические работы:
Пр/р№1: работа с картой, определение особенностей ЭГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве.
Обозначение на к/к республик, автономных округов, автономных областей, входящих в состав РФ
Пр/р№2: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения
Пр/р№3:анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.
Пр/р№4: характеристика одного из районов добычи угля (нефти,газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.
Пр/р№5: сравнительная характеристика разных видов электростанций. (Выявление преимуществ и недостатков)
Пр/р№6: составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим.Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.
Пр/р№7: выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
Пр/р№8: определение по карте размещения отраслей АПК. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Пр/р№9: анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
Заполнение таблицы «Виды транспорта».
Пр/р№10: изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России
Пр/р№11: сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга
Пр/р№12: характеристика ТПК Европейского Севера
Пр/р№13: выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе
Пр/р№14: оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем
Пр/р№15: характеристика ТПК Западной Сибири
Пр/р№16: сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
Пр/р№17: определение по картам ГП области, работа по к/к.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области
Пр/р№18: составление характеристики внешнеэкономических, политических и культурных связей России со странами ближнего зарубежья на основе разнообразных источников географической информации
Критерии оценки устного ответа по географии:
Отметка"5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка"4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка"3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка"2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Отметка"1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Дронов В.П., Ром В.Я | Учебник «География России. Население и хозяйство» | 2014 | М.: Дрофа |
2. | В.П.Дронов. | География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России.. 9 класс, | 2015 | М.: Дрофа |
3. | Атлас. География России. 8-9 класс. | 2014 | ФГУП «Омская картографическая фабрика» |
Для учителя:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Дронов В.П. - | Методическое пособие, 8-9 кл | 2010. | М.: Дрофа, |
2. | БеньковиТ.М | Опорные конспекты в обучении географии России: 8-9 | 1997. | М.: Просвещение |
3. | Воробцова Т.П. - - | Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) | 2013. | Волгоград: Учитель-АСТ, |
4. | Перепечеева Н.Н. | Нестандартные уроки, 8–9 кл. | 2004 | Волгоград: Учитель-АСТ |
5. | Баринова И.И. | Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. | 2011. | М.: Просвещение, |
6. | Арефьев И.П. | Экономика России в опорных схемах и таблицах | 2010. | М.: НЦ ЭНАС, |
7. | Современный урок географии: 8-9 кл. | 2009. | М.: Школьная пресса, |
Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Летягин А.А. | Тесты: 8-9 кл. | 2010. | М.: Аквариум |
2. | Элькин Г.Н. – | Тесты, 8-9 кл. | 2010. | СПб.: Паритет |
3. | Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. | Олимпиадные задания по географии. 9-11 кл. | 2009. | Волгоград: Учитель, |
4. | Моргунова А.Б. | Олимпиадные задания по географии, 9 кл. | 2006. | Волгоград: Учитель, |
5. | Лисенкова Г.Я. - | Разноуровневые практич. работы: 9 кл.- | 2004 | М.:Дрофа, |
6. | Пятунин В.Б. | Новые контрольные и проверочные работы по географии 8-9кл. | 2010 | М.:Дрофа, |
7 | Сиротин В.И. | Тесты для итогового контроля. 8-9кл. | 2013 | М.:Дрофа, |
8 | Дюкова С.Е,
| Тематический контроль по географии | 2012 | М.: Интеллект –Центр |
9 | Евдокимов В.И | Сборник заданий и упражнений по географии | 2010 | М.: Экзамен, |
10 | Перлов Л.Е | Дидактические карточки – задания по географии | 2014 | М.: Экзамен , |
11. | Амбарцумова Э.М. и др. | География. Тематические тренировочные задания. 9 класс. | 2014 | http//www.alleng,ru/d/gtjg/geo032 |
Электронные издания, Интернет-ресурсы
1. Мультимедийная программа: География 8-9 классы. География России.
2.География: 9 класс, «1С»
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»
4.terrus.ru - Сайт "Территориальное устройство России"
5.geo2000.nm.ru - Cайт ГЕОГРАФИЯ".
6.geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
7. georus.by.ru - "География России".
8.afromberg.narod.ru - сайт Электронные уроки
9.htth://nanion.geoman.ru/ - Народы мира –
политико- этнографический справочник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446
Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...
Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 час...
Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"
Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...