Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Хамедова Елена Евгеньевна

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Программа предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 68 часов в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО учителей

общественных наук

 гимназии № 446

_________ (Т.Е.Лев)

Протокол № ___ от

«____»___________2015 г.

«Рекомендована к использованию»

Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446

Протокол №___________ от

«____»___________2015 г.

 

«Утверждаю»

Директор гимназии № 446

__________ (И.А. Лев)

«___»______________2015 г.

Рабочая программа учебного предмета

«География»

для 7 класса

Составитель: учитель географии

ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Хамедова Елена Евгеньевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении   Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;
  • Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. –

2-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. -75 с. (стандарты второго поколения);

  • Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2008.
  • Приказ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письмо Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Образовательная программа гимназии № 446;
  •      Учебный план гимназии № 446.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа», 2014 г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 68 часов в год.

Главная цель курса: создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

Предполагаемые результаты  освоения программы

Личностными результатами обучения географии 7 класса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в 7 классе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание толерантного отношения к истории, языку, культуре народов мира; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей разных стран; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности ;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции)
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  • формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета

       Название разделов и тем

        Основное содержание

Введение

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Раздел 1. Главные особенности природы Земли

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта.

Тема 3. Гидросфера Земли

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Тема 4. Географическая оболочка

Разнообразие растительного и животного мира Земли, географической оболочки.  Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.

Тема 5.Освоение Земли человеком. Страны Мира

Страны Мира, их группировки по различным признакам. Виды хозяйственной деятельности.

Раздел 2. Океаны и материки:

Тема 1. Океаны

Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

Тема 2. Африка

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Тема 3. Австралия и Океания

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Тема 4. Южная Америка

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко - географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Тема 5. Антарктида

Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

Тема 6. Северная Америка

Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Тема 7. Евразия

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Раздел 3. Географическая оболочка-наш дом

Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

Резерв-2часа

Всего-68асов.

                                     Контингент обучающихся.

Учащиеся 7-х классов с разноуровневой подготовкой.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

 В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:

  • основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
  • основную географическую номенклатуру

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Технологии и методики, используемые в процессе обучения

Методы обучения:

словесные - рассказ, беседа;

 наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

 

Технологии обучения:

дифференцированное,

 модульное,

проблемное

развивающее

 разноуровневое

классно-урочная технология обучения

 групповая технология обучения

 игровая технология (дидактическая игра) 

технология поиска информации

Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся на     уроках географии.

Цель: 

развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи:

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
  • научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
  • приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.

Проекты по географии 7класс (на выбор учащихся):

  • 1.Проект телепередачи «История географических открытий».
  • 2.Урок-кругосветное путешествие с яхтсменом-Френсисом Чичестером
  • 3.Творческий проект  (презентации)     «Удивительная Африка»,
  • 4.«Репотаж из джунглей»,
  • 5.Записки путешественника «По следам Ливингстона»
  • 6. «Дневник несостоявшегося путешествия»,
  • 7.«Памятка тому, кто окажется в Австралии
  • 8.Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности
  • 9.Составление возможного туристические маршрута «Путешествие по одной из стран Северной Америки и Евразии»
  •  10.Сочинение «Там, где Азия сошлась с Америкой».
  • 11.«Путешествие Витуса Беринга. Научные экспедиции XVIII-XX вв.» (Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям)


Предполагаемый результат проектно-исследовательской деятельности

Учащиеся должны знать: 

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь: 

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  •  выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  •  выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  •  рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
  •  наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  •  описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
  •  проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  •  проводить измерения с помощью различных приборов;
  •  выполнять инструкции по технике безопасности;
  •  оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: 

анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Критерии оценки проектной деятельности

Критерии

 Баллы

 10

20 

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

 

 

 

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений.

 

 

 

3. Реальность и практическая ценность.

 

 

 

4. Уровень самостоятельности.

 

 

 

5. Качество оформления продукта.

 

 

 

6. Оценка рецензентом.

 

 

 

7. Качество доклада.

 

 

 

8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме.

 

 

 

9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету.

 

 

 

10. Ответы на вопросы преподавателя.

 

 

 

11. Ответы на вопросы учащихся.

 

 

 

12. Оценка творческих способностей докладчика.

 

 

 

13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика.

 

 

 

Итоговая оценка (балл)

180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.

                         Тематическое планирование.

урока

Раздел и темы

Кол-во часов по плану

Фактически дано

В том числе

Примечание

7-а

7-б

7-в

Пр/р

Контрработа

                              ВВЕДЕНИЕ                            4

1

Что изучает география материков и океанов.

1

2

Основные этапы накопления знаний о Земле.

1

3

Современные географические исследования

1

4

История создания карт.

1

Пр/р№1

  1. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ                              9

5

Состав и строение литосферы. Теория литосферных плит.

1

6

Особенности рельефа Земли

1

Пр/р№2

7

Климатообразующие факторы

1

8

Распределение тепла и влаги у поверхности Земли.

1

9

Климатические пояса Земли.

1

Пр/р№3

10

Гидросфера. Мировой океан. Свойства водных масс, различие в природе.

1

11

 БиосфераЗемли. Географическая оболочка. Природные комплексы

1

Пр/р№4

12

 Земля - планета людей.

1

13

Обобщение "Главные особенности природы Земли"

1

Тест

II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ                           50

14

 Тема 1. Океаны

Мировой океан. Тихий океан.

(4)

1

15

 Атлантический океан.

1

16

 Индийский океан.

1

17

 Северный Ледовитый океан.   Обобщение.

1

Тест

18

Тема2. Африка

Южные материки. Африка: географическое положение и история исследования.

(11)

1

Пр/р№5

19

Особенности форм рельефа Африки.

1

20

Климат Африки.

1

Пр/р№6

21

 Внутренние воды Африки.

1

22

 Природные зоны Африки.

1

23

 Население Африки.

1

24

Страны Северной Африки.

1

25

 Центральная и Западная Африка.

1

Пр/р7

26

Восточная Африка.

1

27

Южная Африка.

1

28

 Обобщение по теме "Африка"

1

Тест

29

Тема 3. Австралия и Океания

Австралия, ее географическое положение и история исследования.

(4)

1

30

Особенности компонентов природы Австралии.

1

31

Население Австралии.

1

32

Океания.

1

33

 Тема 4. Южная Америка

Южная Америка, географическое положение и история исследования.

(6)

1

34

Рельеф и полезные ископаемые Ю.Америки.

1

35

Особенности климата. Внутренние воды.

1

Пр/р№8

36

Природные зоны Южной Америки.

1

37

Население Южной Америки

1

38

Страны Южной Америки

1

39

Тема 5. Антарктида

Антарктида: особенности Г П, и история исследования  

(2)

1

40

Природа Антарктиды.

1

Пр/р№9

41

Тема 6. Северная Америка

Северные материки. Северная Америка: Г П, исследование материка

(8)

1

42

Особенности рельефа, полезные ископаемые

1

Пр/р№10

43

Климат Северной Америки.

1

44

Внутренние воды Северной Америки.

1

45

Природные зоны Северной Америки.

1

46

Население и страны (США и Канада)

1

47

Страны Латинской Америки.

1

Пр/р№11

48

Обобщение по теме "Северная Америка"

1

Тест

49

Тема 7. Евразия

Географическое положение и исследование Евразии.

(15)

1

50

Современный рельеф и полезные ископаемые

1

51

Климат Евразии.

1

Пр/р№12

52

Крупнейшие речные системы и озера

1

53

Природные зоны Евразии

1

Пр/р№13.

54

Высотная поясность

1

55

Население и страны.

1

56

Зарубежная Европа.

1

57

Восточная Европа.

1

58

Южная Европа.

1

59

Зарубежная Азия (Юго-Западная и Центральная)

1

60

Восточная Азия (Япония, Китай)

1

61

Страны Южной и Юго-Восточной Азии.

1

Пр/р№14

62

Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия)

1

63

Итоговый урок по теме "Евразия"

1

тест

      III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ                               3

64

Закономерности развития географической оболочки

1

65

Взаимодействие природы и общества

1

66

Обобщение по теме "Материки и океаны"

1

Годовая К/р

67

Резервный урок

1

68

Резервный урок

1

Контроль уровня обученности

Форма контроля:

тестовый контроль, проверочные работы, терминологические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная  работа.

Практические работы

Пр/р №1 Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации ( карты, справочники, словари и др.),

Пр/р №2  Закономерности размещения  крупных форм рельефа от строения земной коры.

Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых ( работа с к/к)

 Пр/р №3    Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов

 Пр/р№4    Смена природных зон на равнинах с севера на юг и с запада на восток

Пр/р№5    Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка.

Пр/р№6   Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описание климата этого района. ( Работа с атласом, климатограммами). 
Пр/р№7. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран ( по выбору). ( Письменное описание в тетради по атласу). 
Пр/р№8. Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки ( по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного использования этих рек.

 Пр/р№9.Сравнение природы Арктики и Антарктики
Пр/р№10. Определение сходства и различий в рельефе С.Америки и Ю. Америки. (Анализ атласа и выводы в тетради). 

Пр/р№11. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран
Пр/р№12. Сравнение климата Евразии и С. Америки: определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климата для жизни и хоз. деятельности.
Пр/р№13. Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.

Пр/р№14. Описание одной из стран Европы и одной из стран Азии 

                            Критерии оценки устного ответа по географии:

Отметка"5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка"4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить

самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Отметка"3" ставится, если ученик: 

 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

Отметка"2" ставится, если ученик: 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

 

 Отметка"1" ставится, если ученик:

 

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Душина И.В.,  Коринская В.А., Щенев В.А.

Учебник «География материков и океанов.»7класс

2014.

М.: Дрофа,

2.

Атлас «География материков и океанов»  7 класс.  

2015.

М.: Дрофа,

3.

В.И.Сиротин.

 Рабочая тетрадь „География материков и океанов“. 7 класс

 2015

М.: Дрофа,

          Для учителя:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Баринова И.И.

Современный урок географии, Методические разработки уроков

для 7класса.

Материки и океаны.  

2014.

М.: Школьная Пресса

2.

За страницами  учебника географии.

2006.

М.: Дрофа,

3.

КоринскаяВ.А., ДушимаИ.В. Щенёв В.А

Методическое пособие. География

материков и

океанов, 7класс

2014

М.: Дрофа

4.

Н. А. Касаткина

Занимательные материалы к урокам в 6- 8 классах

2008г.

Волгоград изд. Учитель

5.

Н. А. Никитина

Поурочные разработки по

географии, 7класс

2014 г.

 М. Изд. Вако 

6.

Элькин Г.Н

Твой справочник. Материалы к урокам , 7 класс

2013.

СПб.: Паритет,

7.

Душина И.В.

 География материков и океанов. Рекомендации к планированию  

2013.

М.: Дрофа,

 Контрольно-измерительные материалы:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Жижина Е.А.

«Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс»

2012г.

издательство ВАКО

2.

Сиротин В. И.

Сборник заданий и упражнений по географии 6-10кл.

2013г.

М.: Дрофа

3.

В. Б. Пятунин.

 «Контрольные и проверочные работы по географии»

2014г.

М .: Дрофа

4.

Перлов Л.Е.

Дидактические     карточки –     задания по географии

2013

–       М.:   Экзамен ,  

5.

Дюкова С.Е.

Тесты, 7 класс.  

2012.

М.: Экзамен,

6.

Пятунин В.Б.

Контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 кл.

2012.

М.: Дрофа

7.

Евдокимов В.И.

       

Сборник заданий и упражнений по географии

2010

М.: Экзамен

8.

Крылова О.В.                

Практические  работы 7класс

2005

М.: Вита-  Пресс

9.

Т.А.Попова

« География. 7класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА»

2011г.

Издательство: Академия Развития, ISBN: 978-5-7797-1553-9
Серия: Государственная итоговая аттестация

Электронные издания, Интернет-ресурсы

 

1.    Образовательная коллекция 1С: География материков и океанов. 7класс. 
Адрес в интернет: http://www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/191.php.

2.Уроки «Кирилла и Мефодия»: Уроки географии,7класс
Адрес в интернет:
http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm

 3.geo2000.nm.ru - Cайт ГЕОГРАФИЯ".

4. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал «Планета Земля», раздел "Энциклопедия geo.historic.ru

5. adventure.hut.ru - "Мир путешествий и приключений. Планета Земля. 6. Мультимедийная программа: География 6-10классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446

Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Рабочая программа  конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 68 учебных часов (2 час...

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...