Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Программа предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО учителей общественных наук гимназии № 446 _________ (Т.Е.Лев) Протокол № ___ от «____»___________2015 г. | «Рекомендована к использованию» Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446 Протокол №___________ от «____»___________2015 г.
| «Утверждаю» Директор гимназии № 446 __________ (И.А. Лев) «___»______________2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«География»
для 7 класса
Составитель: учитель географии
ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Хамедова Елена Евгеньевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. –
2-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. -75 с. (стандарты второго поколения);
- Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2008.
- Приказ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций»;
- Образовательная программа гимназии № 446;
- Учебный план гимназии № 446.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа», 2014 г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Главная цель курса: создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностными результатами обучения географии 7 класса является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в 7 классе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание толерантного отношения к истории, языку, культуре народов мира; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей разных стран; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности ;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции)
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета
Название разделов и тем | Основное содержание |
Введение | Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. |
Раздел 1. Главные особенности природы Земли Тема 1. Литосфера и рельеф Земли | Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. |
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли | Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. |
Тема 3. Гидросфера Земли | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. |
Тема 4. Географическая оболочка | Разнообразие растительного и животного мира Земли, географической оболочки. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. |
Тема 5.Освоение Земли человеком. Страны Мира | Страны Мира, их группировки по различным признакам. Виды хозяйственной деятельности. |
Раздел 2. Океаны и материки: Тема 1. Океаны | Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов. |
Тема 2. Африка | Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Исорико-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |
Тема 3. Австралия и Океания | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |
Тема 4. Южная Америка | Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Историко - географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |
Тема 5. Антарктида | Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. |
Тема 6. Северная Америка | Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |
Тема 7. Евразия | Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |
Раздел 3. Географическая оболочка-наш дом | Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов. |
Резерв-2часа
Всего-68асов.
Контингент обучающихся.
Учащиеся 7-х классов с разноуровневой подготовкой.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:
- основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
- основную географическую номенклатуру
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
- определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
- понимания географической специфики регионов и стран мира.
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Технологии и методики, используемые в процессе обучения
Методы обучения:
словесные - рассказ, беседа;
наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное,
модульное,
проблемное
развивающее
разноуровневое
классно-урочная технология обучения
групповая технология обучения
игровая технология (дидактическая игра)
технология поиска информации
Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
- научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
- приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
Проекты по географии 7класс (на выбор учащихся):
- 1.Проект телепередачи «История географических открытий».
- 2.Урок-кругосветное путешествие с яхтсменом-Френсисом Чичестером
- 3.Творческий проект (презентации) «Удивительная Африка»,
- 4.«Репотаж из джунглей»,
- 5.Записки путешественника «По следам Ливингстона»
- 6. «Дневник несостоявшегося путешествия»,
- 7.«Памятка тому, кто окажется в Австралии
- 8.Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности
- 9.Составление возможного туристические маршрута «Путешествие по одной из стран Северной Америки и Евразии»
- 10.Сочинение «Там, где Азия сошлась с Америкой».
- 11.«Путешествие Витуса Беринга. Научные экспедиции XVIII-XX вв.» (Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям)
Предполагаемый результат проектно-исследовательской деятельности
Учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять инструкции по технике безопасности;
- оформлять результаты исследования.
Учащиеся должны владеть понятиями:
анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Критерии оценки проектной деятельности
Критерии | Баллы | ||
5 | 10 | 20 | |
1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы. |
|
|
|
2. Объем разработок и количество предлагаемых решений. |
|
|
|
3. Реальность и практическая ценность. |
|
|
|
4. Уровень самостоятельности. |
|
|
|
5. Качество оформления продукта. |
|
|
|
6. Оценка рецензентом. |
|
|
|
7. Качество доклада. |
|
|
|
8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме. |
|
|
|
9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету. |
|
|
|
10. Ответы на вопросы преподавателя. |
|
|
|
11. Ответы на вопросы учащихся. |
|
|
|
12. Оценка творческих способностей докладчика. |
|
|
|
13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика. |
|
|
|
Итоговая оценка (балл)
180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.
Тематическое планирование.
№ урока | Раздел и темы | Кол-во часов по плану | Фактически дано | В том числе | Примечание | |||
7-а | 7-б | 7-в | Пр/р | Контрработа | ||||
ВВЕДЕНИЕ 4 | ||||||||
1 | Что изучает география материков и океанов. | 1 | ||||||
2 | Основные этапы накопления знаний о Земле. | 1 | ||||||
3 | Современные географические исследования | 1 | ||||||
4 | История создания карт. | 1 | Пр/р№1 | |||||
ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ 9 | ||||||||
5 | Состав и строение литосферы. Теория литосферных плит. | 1 | ||||||
6 | Особенности рельефа Земли | 1 | Пр/р№2 | |||||
7 | Климатообразующие факторы | 1 | ||||||
8 | Распределение тепла и влаги у поверхности Земли. | 1 | ||||||
9 | Климатические пояса Земли. | 1 | Пр/р№3 | |||||
10 | Гидросфера. Мировой океан. Свойства водных масс, различие в природе. | 1 | ||||||
11 | БиосфераЗемли. Географическая оболочка. Природные комплексы | 1 | Пр/р№4 | |||||
12 | Земля - планета людей. | 1 | ||||||
13 | Обобщение "Главные особенности природы Земли" | 1 | Тест | |||||
II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ 50 | ||||||||
14 | Тема 1. Океаны Мировой океан. Тихий океан. | (4) 1 | ||||||
15 | Атлантический океан. | 1 | ||||||
16 | Индийский океан. | 1 | ||||||
17 | Северный Ледовитый океан. Обобщение. | 1 | Тест | |||||
18 | Тема2. Африка Южные материки. Африка: географическое положение и история исследования. | (11) 1 | Пр/р№5 | |||||
19 | Особенности форм рельефа Африки. | 1 | ||||||
20 | Климат Африки. | 1 | Пр/р№6 | |||||
21 | Внутренние воды Африки. | 1 | ||||||
22 | Природные зоны Африки. | 1 | ||||||
23 | Население Африки. | 1 | ||||||
24 | Страны Северной Африки. | 1 | ||||||
25 | Центральная и Западная Африка. | 1 | Пр/р7 | |||||
26 | Восточная Африка. | 1 | ||||||
27 | Южная Африка. | 1 | ||||||
28 | Обобщение по теме "Африка" | 1 | Тест | |||||
29 | Тема 3. Австралия и Океания Австралия, ее географическое положение и история исследования. | (4) 1 | ||||||
30 | Особенности компонентов природы Австралии. | 1 | ||||||
31 | Население Австралии. | 1 | ||||||
32 | Океания. | 1 | ||||||
33 | Тема 4. Южная Америка Южная Америка, географическое положение и история исследования. | (6) 1 | ||||||
34 | Рельеф и полезные ископаемые Ю.Америки. | 1 | ||||||
35 | Особенности климата. Внутренние воды. | 1 | Пр/р№8 | |||||
36 | Природные зоны Южной Америки. | 1 | ||||||
37 | Население Южной Америки | 1 | ||||||
38 | Страны Южной Америки | 1 | ||||||
39 | Тема 5. Антарктида Антарктида: особенности Г П, и история исследования | (2) 1 | ||||||
40 | Природа Антарктиды. | 1 | Пр/р№9 | |||||
41 | Тема 6. Северная Америка Северные материки. Северная Америка: Г П, исследование материка | (8) 1 | ||||||
42 | Особенности рельефа, полезные ископаемые | 1 | Пр/р№10 | |||||
43 | Климат Северной Америки. | 1 | ||||||
44 | Внутренние воды Северной Америки. | 1 | ||||||
45 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | ||||||
46 | Население и страны (США и Канада) | 1 | ||||||
47 | Страны Латинской Америки. | 1 | Пр/р№11 | |||||
48 | Обобщение по теме "Северная Америка" | 1 | Тест | |||||
49 | Тема 7. Евразия Географическое положение и исследование Евразии. | (15) 1 | ||||||
50 | Современный рельеф и полезные ископаемые | 1 | ||||||
51 | Климат Евразии. | 1 | Пр/р№12 | |||||
52 | Крупнейшие речные системы и озера | 1 | ||||||
53 | Природные зоны Евразии | 1 | Пр/р№13. | |||||
54 | Высотная поясность | 1 | ||||||
55 | Население и страны. | 1 | ||||||
56 | Зарубежная Европа. | 1 | ||||||
57 | Восточная Европа. | 1 | ||||||
58 | Южная Европа. | 1 | ||||||
59 | Зарубежная Азия (Юго-Западная и Центральная) | 1 | ||||||
60 | Восточная Азия (Япония, Китай) | 1 | ||||||
61 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. | 1 | Пр/р№14 | |||||
62 | Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия) | 1 | ||||||
63 | Итоговый урок по теме "Евразия" | 1 | тест | |||||
III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ 3 | ||||||||
64 | Закономерности развития географической оболочки | 1 | ||||||
65 | Взаимодействие природы и общества | 1 | ||||||
66 | Обобщение по теме "Материки и океаны" | 1 | Годовая К/р | |||||
67 | Резервный урок | 1 | ||||||
68 | Резервный урок | 1 |
Контроль уровня обученности
Форма контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, терминологические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Практические работы
Пр/р №1 Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации ( карты, справочники, словари и др.),
Пр/р №2 Закономерности размещения крупных форм рельефа от строения земной коры.
Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых ( работа с к/к)
Пр/р №3 Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов
Пр/р№4 Смена природных зон на равнинах с севера на юг и с запада на восток
Пр/р№5 Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка.
Пр/р№6 Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описание климата этого района. ( Работа с атласом, климатограммами).
Пр/р№7. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран ( по выбору). ( Письменное описание в тетради по атласу).
Пр/р№8. Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки ( по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного использования этих рек.
Пр/р№9.Сравнение природы Арктики и Антарктики
Пр/р№10. Определение сходства и различий в рельефе С.Америки и Ю. Америки. (Анализ атласа и выводы в тетради).
Пр/р№11. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран
Пр/р№12. Сравнение климата Евразии и С. Америки: определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климата для жизни и хоз. деятельности.
Пр/р№13. Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.
Пр/р№14. Описание одной из стран Европы и одной из стран Азии.
Критерии оценки устного ответа по географии:
Отметка"5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка"4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка"3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка"2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Отметка"1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. | Учебник «География материков и океанов.»7класс | 2014. | М.: Дрофа, |
2. | Атлас «География материков и океанов» 7 класс. | 2015. | М.: Дрофа, | |
3. | В.И.Сиротин. | Рабочая тетрадь „География материков и океанов“. 7 класс | 2015 | М.: Дрофа, |
Для учителя:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Баринова И.И. | Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7класса. Материки и океаны. | 2014. | М.: Школьная Пресса |
2. | За страницами учебника географии. | 2006. | М.: Дрофа, | |
3. | КоринскаяВ.А., ДушимаИ.В. Щенёв В.А | Методическое пособие. География материков и океанов, 7класс | 2014 | М.: Дрофа |
4. | Н. А. Касаткина | Занимательные материалы к урокам в 6- 8 классах | 2008г. | Волгоград изд. Учитель |
5. | Н. А. Никитина | Поурочные разработки по географии, 7класс | 2014 г. | М. Изд. Вако |
6. | Элькин Г.Н | Твой справочник. Материалы к урокам , 7 класс | 2013. | СПб.: Паритет, |
7. | Душина И.В. | География материков и океанов. Рекомендации к планированию | 2013. | М.: Дрофа, |
Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издания | Издательство |
1. | Жижина Е.А. | «Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс» | 2012г. | издательство ВАКО |
2. | Сиротин В. И. | Сборник заданий и упражнений по географии 6-10кл. | 2013г. | М.: Дрофа |
3. | В. Б. Пятунин. | «Контрольные и проверочные работы по географии» | 2014г. | М .: Дрофа |
4. | Перлов Л.Е. | Дидактические карточки – задания по географии | 2013 | – М.: Экзамен , |
5. | Дюкова С.Е. | Тесты, 7 класс. | 2012. | М.: Экзамен, |
6. | Пятунин В.Б. | Контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 кл. | 2012. | М.: Дрофа |
7. | Евдокимов В.И.
| Сборник заданий и упражнений по географии | 2010 | М.: Экзамен |
8. | Крылова О.В. | Практические работы 7класс | 2005 | М.: Вита- Пресс |
9. | Т.А.Попова | « География. 7класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА» | 2011г. | Издательство: Академия Развития, ISBN: 978-5-7797-1553-9 |
Электронные издания, Интернет-ресурсы
1. Образовательная коллекция 1С: География материков и океанов. 7класс.
Адрес в интернет: http://www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/191.php.
2.Уроки «Кирилла и Мефодия»: Уроки географии,7класс
Адрес в интернет: http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo6.htm
3.geo2000.nm.ru - Cайт ГЕОГРАФИЯ".
4. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал «Планета Земля», раздел "Энциклопедия geo.historic.ru
5. adventure.hut.ru - "Мир путешествий и приключений. Планета Земля. 6. Мультимедийная программа: География 6-10классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...
План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Цель урока:· расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....
Статья "Формирование самостоятельности учащихся на уроках географии" Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии ГБОУ гимназия № 446
Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса.В статье приводятся примеры самостоятельной работы с учебником и картами на разны...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...
Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 час...
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...
Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"
Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...