«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
статья по биологии (5 класс) по теме
Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин и условий ухудшения состояния здоровья должно помочь в оценке ситуации и формировании действенных мер по улучшению ситуации. И на переднем крае оказываемся мы - учителя биологии, дающие знания по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), анатомии и физиологии, а значит формируем целый комплекс навыков и умений, мировоззрение на свой личный образ жизни, ведь ответственность за здоровье лежит прежде всего на тебе самом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_ot_4_04_13.doc | 582 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете от 2.04.2013 г.
«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
Тезисы выступления:
1. Формула здоровья: на 45-55% здоровье определяется образом жизни, поэтому очень важно формировать у учащихся, их родителей и у учителей принципы здорового образа жизни (ЗОЖ).
2. Анализ анкетирования учащихся 5-х – 11-х классов: участвовало 252 учащихся, анкеты продемонстрировали, что наши учащиеся в большинстве своем имеют представление о ЗОЖ и претворяют его в жизнь, о вредных привычках, о необходимости занятий спортом, об ответственности за свое здоровье.
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-х – 11-х классов:
5-е классы – 43 учащихся
6-е классы – 40 учащихся
7-е классы – 40 учащихся
8-е классы – 36 учащихся
9-е классы – 39 учащихся
10-е и 11-а классы – 54 учащихся
ВСЕГО – 252 учащихся.
Вопрос № 1: что вы знаете о ЗОЖ?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
- ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ
- ПРАВИЛЬНОЕ И СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ
- РЕЖИМ ДНЯ
- ПРОГУЛКИ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
- ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
- ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРОЖИВАНИЯ
- НЕ РУГАТЬСЯ, НЕ РАЗДРАЖАТЬСЯ
- НЕ РУГАТЬСЯ МАТОМ
Вопрос №2: что ты считаешь вредными привычками?
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:
- КУРЕНИЕ
- АЛКОГОЛИЗМ
- НАРКОМАНИЯ
- НЕВОЗДЕРЖАННОСТЬ, ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- ОПОЗДАНИЕ В ШКОЛУ
- ГРЫЗТЬ НОГТИ, РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
- КОВЫРЯТЬСЯ В НОСУ
- РУГАТЬСЯ МАТОМ
- ЕСТЬ «ФАСТ-ФУТ», ЧИПСЫ
- МНОГО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР
- ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
- НЕ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ
Вопрос № 3: есть ли вредные привычки у твоих родных и близких? (учащиеся в анкетах отмечали свое негативное отношение к наличию у родных вредных привычек).
Вопрос № 4: Занимаешься ли ты в спортивной школе, секции, клубе? (преимущественно это секции, бассейн, фитнесс- клубы, рядом с домом или в гимназии.
Вопрос № 5: делаешь ли ты зарядку?
Вопрос № 6: как ты думаешь: кто отвечает за твое здоровье?
3. Состояние здоровья и причины ухудшения здоровья современных учащихся (по данным медицины).
1) Черты современного подростка:
1. ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ
2. ДИСГАРМОНИЧНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3. ОТСТАВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ОТ ПАСПОРТНОГО
4. ПОВЫШЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ
5. АСТЕНИЗАЦИЯ – БЫСТРОЕ УСТАВАНИЕ
6. «ПОМОЛОДЕЛИ» ЗАБОЛЕВАНИЯ
7. СИНДРОМ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ
8. ОЖИРЕНИЕ И ДИСТРОФИЯ
9. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ.
2) Причины децелерации:
- экологический фактор;
- генные мутации;
- ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, структуры питания;
- всё тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и в ответ на это к её торможению;
- снижение физической активности.
3) Основные вредные факторы для здоровья в школе:
1. НЕДОСТАТОК ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (гипокинезия), приводит к болезненному состоянию (гиподинамии - увеличение кровяного давления, ожирение и т.д.);
2. НЕДОСТАТОК КИСЛОРОДА (АЭРАЦИИ) В КРОВИ; нужно проветривать классы, активно проводить на свежем воздухе;
3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПЕРЕГРУЗКИ (психоэмоциональный стресс - действие психической нагрузки превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека; включаются резервные механизмы; психическая нагрузка увеличивается при увеличении ответственности за результаты деятельности);
4. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВРЕДЯЩИЕ ЗДОРОВЬЮ (САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ) – освещение рабочих мест, расстановка и высота парт и стульев, ограниченные возможности проветривания учебных помещений, расположение доски относительно угла зрения, другое.
4) Осложняющие факторы для здоровья в школе:
- наличие у детей хронических заболеваний;
- интенсивный процесс развития, которые переживают дети;
- уязвимость по отношению к неблагоприятным факторам.
5) Внешкольные факторы, вредящие здоровью:
- неправильный режим дня;
- неправильное питание;
- нарушение санитарно-гигиенических норм в быту.
6) Школьная дезадаптация - это патологическая реакция на учебную деятельность в виде ухудшения состояния здоровья (психосамотические заболевания), повышенной утомляемости (синдром хронической усталости), повышенной активности (гиперактивные дети), ассоциального поведения (нарушение правил поведения).
7) Причинами нарушений поведения и неуспеваемости являются:
- Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка – 13%
- Низкая школьная мотивация – 21%
- Недостаточное развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, моторики, речи и т.д.) –23%
- Неумение контролировать и организовывать свое поведение во время выполнения учебных задач – 42%
- Несоответствие индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка требованиям педагога – 36%
4. Перспективы работы педагогического коллектива по формированию здоровьесозидающей среды в ГБОУ гимназия № 209, принципов ЗОЖ у учащихся, их родителей, у педагогов гимназии. Проведение обучающих семинаров, разработка различных рекомендаций для учителей и учащихся по реализации программы улучшения здоровья педагогических работников и учащихся общеобразовательных учебных заведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
«Выявление источников мутагенов в окружающей среде» На примере исследования степени загрязнённости вод рек Центрального района Санкт-Петербурга
Данный проект может быть адаптирован для учеников любого класса с 6 по 11 включительно...
Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"
Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...
Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.
Данная статья была представлена в качестве доклада на Межрайонной научно-практической конференции "Актуальные аспекты гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения: опыт...
«Использование ресурса медиа-лаборатории при формировании активной гражданской позиции у обучающихся ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга»
Текст статьи был представлен в виде доклада на районной конференции «Воспитание патриотизма и гражданской ответственности обучающихся: современные вызовы и ресурсы» 29.03.2022 года, Д...
Система патриотического воспитания ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга. Традиции и потенциал.
Материал доклада для представления опыта работы школы на районной конференции.Патриотизм - определяется, как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любо...
"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"
quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...