Учебные дефициты учащихся и пути их преодоления (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга Евелевой С.Ю.)
статья по биологии
Вопрос об учебных дефицитах, т.е. низкой успеваемости учащихся актуален всегда. В соответствии с профессиональным стандартом, учитель обязан учить всех детей: с низкой успеваемостью, с плохим поведением и даже с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_defitsity_uchashchihsya_po_biologii_i_puti_ih_preodoleniya.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные дефициты учащихся и пути их преодоления
Из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга
Евелевой С.Ю.
«Скажи мне, и я забуду, научи меня, и я,
возможно, запомню, вовлеки меня, и я научусь».
Конфуций
Вопрос об учебных дефицитах, т.е. низкой успеваемости учащихся актуален всегда. В соответствии с профессиональным стандартом, учитель обязан учить всех детей: с низкой успеваемостью, с плохим поведением и даже с девиантным поведением.
Каждый из нас, учителей, неоднократно сталкивался с тем, что в каждом классе есть ученик, а порой и не один, с низкой успеваемостью, причем хочу подчеркнуть, что речь идет не о «тихом троечнике», а о ребенке , который имеет двойки. Давайте попробуем разобраться что же это такое «низкая успеваемость»
Под низкой успеваемостью подразумевается систематическое несоответствие уровня знаний и умений ребенка требованиям учебной программы. Это не просто «троечник», ученик, которому достаточно тройки за ответ, а более серьезное отклонение от учебных норм, которое может проявляться в:
- Пониженной или неудовлетворительной оценке за работу на уроке или домашнее задание.
- Отставании от одноклассников по уровню знаний и навыков.
- Трудности в понимании и усвоении нового материала.
- Неспособности концентрироваться на учебном процессе и многое другое.
Причины низкой успеваемости
Низкая успеваемость – это не всегда результат лени или небрежности ребенка. Чаще всего это следствие множества внутренних и внешних факторов, которые могут включать в себя:
- Недостаточная мотивация. Если ребенок не видит смысла в учебе, он не будет стараться достигать высоких результатов. Для многих детей учеба воспринимается как обязанность, а урок как возможность отдохнуть от перемены. В этом случае основной задачей родителей и педагогов становится поиск методов мотивации.
- Проблемы с вниманием. Дефицит внимания и гиперактивность – частая причина низкой успеваемости. Дети с такими особенностями сталкиваются с трудностями в сосредоточении, что мешает им усваивать материал в полной мере. Эта проблема усугубляется компьютерными играми, играми в телефоне на переменах и дома, вседозволенностью дома.
- Неврологические и когнитивные нарушения. Низкая успеваемость может быть вызвана задержками в развитии или нарушениями в работе мозга. Например, дисграфия, дислексия – это неврологические расстройства, которые затрудняют обучение и эта проблема требует подключения психологов и врачей, что вызывает частот негативное отношение родителей.
- Психологический дискомфорт. Тревожные расстройства, депрессия, проблемы в семье или с одноклассниками могут привести к снижению успеваемости. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, не может сосредоточиться на учебе.
- Недостаток базовых знаний. Иногда причиной отставания становится элементарная нехватка базовых знаний. Если ребенок не усвоил базовый материал, ему будет трудно понимать более сложные темы. Чаще всего это касается детей, которые переходят часто из школы в школу.
- Неблагоприятная школьная среда. Конфликты ,постоянное давление дома и др.– всё это может стать причиной низкой успеваемости.
Формы работы по преодолению низкой успеваемости.
Прежде всего надо понимать, что это длительный процесс, который требует совместной работы учителя и родителей, часто с подключением психолога или даже невролога.
- Я обычно начинаю с беседы с ребенком, а затем с родителями. Достаточно часто родители не понимают проблемы и обвиняют школу, учителя, порой даже одноклассников в неудачах своего ребенка. «Вы не так даете материал, в наше время программа была легче, Вася, Петя , Маша мешают моему ребенку на уроках и т.п.» , слышим мы от родителей. Задача учителя в этом случае убедить родителей в том, что успех ребенка в учебе – это совместная работа их и учителя. А не только задача школы. Родители должны стать нашими союзниками. Приведу пример из моей практики: ученик 6 класса не может ответить ни на один вопрос на уроках, письменно в тетради плохо выполняет задания, даже при работе с учебником не может найти нужный ответ и озвучить его, при этом еще мальчик замкнутый и очень тихий. При беседе с мамой выясняется , что готовят они домашние задания по биологии следующим образом: перед сном мальчик ложится и мама ему читает заданный параграф и потом отвечает на вопросы к параграфу, а затем засыпает. Мама искренне недоумевала «Мы же готовим домашнее задание !». Пришлось мне объяснять маме шестиклассника как надо готовить домашнее задание по биологии, через некоторое время результативность у ученика выросла, появился интерес к занятиям, но это продолжалось только в 6 классе. Затем успеваемость снова упала, из чего я сделала вывод, что родители ослабили контроль и особый акцент сделали на основные предметы. Кстати , успеваемость у этого ученика упала по всем предметам.
Вывод напрашивается сам собой, работать надо с родителями, вот несколько советов родителям:
«Если вы заметили, что у вашего ребенка начались проблемы с успеваемостью, не стоит сразу паниковать. Важно подойти к этой проблеме с пониманием и терпением. Вот несколько шагов, которые помогут справиться с низкой успеваемостью:
- Выясните причину. Первое, что нужно сделать – понять, почему ребенок испытывает трудности. Беседуйте с ним, обратитесь к учителям, психологам. Только выяснив причину, можно будет найти подходящий способ решения проблемы.
- Поддерживайте ребенка. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку. Не критикуйте его за низкие оценки, а вместо этого помогите ему справиться с трудностями. Обсуждайте, что именно ему не понятно, и предлагайте помощь в решении задач.
- Создайте благоприятную учебную среду. Убедитесь, что у ребенка есть тихое и удобное место для занятий, где его никто не будет отвлекать. Следите за тем, чтобы он получал достаточно отдыха и сна, так как усталость и переутомление могут влиять на успеваемость.
- Развивайте навыки саморегуляции. Научите ребенка планировать свое время и устанавливать приоритеты.
- Используйте положительное подкрепление. Поощряйте ребенка за успехи, даже если они небольшие. Это может быть похвала, совместное времяпровождение или небольшие подарки. Главное – чтобы ребенок понимал, что его усилия ценятся.
- Обратитесь к специалистам. Если низкая успеваемость вызвана серьезными психологическими или неврологическими проблемами, важно обратиться к профессионалам. Психологи и нейропсихологи помогут диагностировать проблему и выберут пути решения.
Работа с неуспевающими учащимися:
1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают им усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки).
2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе – их моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса).
3:Необходима специальная психокоррекционная работа, направленная на изменение особенностей протекания мыслительной деятельности (в первом случае) и на изменение моральных установок, отношения к учению (во втором).Это в компетенции только родителей.
Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников.
-Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение.
-Режим дня.
Личный пример родителей
- Повышение мотивации обучения.
Сразу хочу сказать, что за 35 лет работы в школе, я перепробовала разные методы, но надо понимать, что дети сейчас другие, чем были даже 20 лет назад. Дополнительные занятия не приводят к желаемому результату, можно опираться только на мотивацию
- Использование игр, викторин, конкурсов. Этот приём вызывает у учащихся интерес и включает их в работу. Хотя, я полностью согласна с высказыванием К.Д. Ушинского: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". Поэтому этот приём необходимо использовать дозированно.
.Развивать творчество и деятельностную составляющую в обучении .
Предложить учащимся самим составить задание по типу: «найди лишнее», «найди соответствие» непосредственно на уроке., информационные проекты (презентации)
- СИНКВЕЙН Интересный приём, который можно использовать на этапе рефлексии – синквейн. Эту пятистрочную стихотворную форму разработала американская поэтесса А. Крипси на основе японских миниатюр хайку и танка.
Синквейн – это методический прием, который представляет собой стихотворение из 5 строк (одна из технологий критического мышления)
1 строка – 1 ключевое слово – существительное, обозначающее тему.
2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка – 3 глагола, характеризующих действие, которое производит существительное.
4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее ваше отношение к теме – существительному.
5 строка – синоним или ваши ассоциации из 1 слова, которое повторяет суть темы.
- Различные формы групповой работы. Применяю работу в парах, группах, например – взаимоконтроль, когда учащиеся проверяют работу друг у друга и ставят оценку. Здесь есть возможность более сильному ученику помочь более слабому.Личностная значимость изучаемого материала очень важна.
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания (придумай рекламу; гигиенический плакат, слоган, синквейн)
· самооценка события, происшествия;
В 9 классе таблица по гигиене системы органов
Гигиеническое правило | Обоснование |
Личностные УУД помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.
Примеры заданий
При изучении тема "Кожа" 9 класс использовать такой метод как «Постановка проблемы: «Кожа – это зеркало организма, почему?
Еще один метод - блиц-опрос:
1.Сколько раз в день нужно умывать лицо? (2 раза: утром и вечером)
2. Кожа становится сальной, угреватой, если человек ест много жирной, мучной, острой пищи, особенно на ночь. (Правда, так как жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной клетчатке.)
3 .Черные угри содержат грязь. (Нет. Черные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры.)
4. Кожа становится сальной при занятиях спортом, физической работой. (Нет, при занятиях спортом улучшается кровообращение кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет здоровой и упругой.)
5. Выдавливание угрей, прыщей поможет быстрее избавиться от них. (Нет. Выдавливание прыщей может привести к возникновению и распространению инфекции, вплоть до гибели и заражения крови. На коже при этом остаются раневые рубцы.)
6. Использование косметики может привести к появлению прыщей. (Да и нет. Да при неправильном нанесении и использовании, при блокировании пор, когда нарушается выделительная функция кожи.)
7.Наше настроение не влияет на состояние кожи. (Влияет. Стрессы, ссоры приводят к сужению сосудов, нарушению обмена веществ в коже.)
8. Улыбка увеличивает количество морщин на коже лица. (Нет. Улыбка озаряет лицо человека, делает его более привлекательным. Работы мимических мышц улучшает кровоснабжение в коже.)
«Верю- не верю»
1. Верите ли вы, что здоровье можно сохранить, принимая определенные меры?
2. Верите ли вы, что можно разговаривать и глотать пищу одновременно?
3 . Верите ли вы, что проветривать помещение нужно даже в любую погоду?
4. Верите ли вы, что флюрограмму необходимо проходить регулярно?
5. Верите ли вы, что вирусы и бактерии оседают на пылинки и, как на парашютах, оседают на различные объекты?
6. Верите ли вы, что слово «инфекция» в переводе с латинского означает «заражать, поражать»?
7.Верите ли вы, что дифтерия -инфекционное заболевание?
8. Верите ли вы, что при курении на легких человека оседает смола и дым?
7 класс теме «Голосеменные растения»
Вопрос: Почему нахождение в лесу благотворно влияет на человека?
Говоря о воздействии леса, нельзя не затронуть факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние человека.Из-за особенности расположения хвои на более высоких ярусах, освещение в бору рассеянное, но далеко не слабое. Такой свет не утомителен для глаза, и приятен человеку с эстетической стороны. Так же, эта особенность защищает человека от чрезмерного воздействия УФ излучения.
Немаловажным фактором являются звуки в лесу. Сильное влияние оказывает пение птиц. Их прослушивание успокаивает, настраивает на полноценный отдых и гармонизирует изнутри. Хруст веток и хвои под ногами, так же оказывает психологическое влияние на человека, помогая справиться со стрессовыми ситуациями. Его можно сравнить с «лопанием пузырьков» на защитной плёнке. Это помогает обстоятельно обдумывать текущую ситуацию и принять тщательно взвешенное решение, причем не важно, что волнует конкретную личность.
По итогу мы выяснили, что в сосновом воздухе содержится более двух сотен биологически активных летучих веществ. Воздух хвойного леса обладает мощными целительными свойствами, благодаря активному выделению хвойными деревьями фитонцидов, которые обеззараживают воздух и создают уникальный микроклимат. Особенно богат сосновый лес фитонцидами. Воздух в нём практически стерилен, поэтому многие санатории, оздоровительные центры и детские лагеря располагают в сосновых лесах.
Тема «Бактерии» 7 класс и 5 класс
Столбняк представляет собой опасное инфекционное заболевание, вызванное столбнячной палочкой . Эта бактерия отличается крайней устойчивостью в окружающей среде: ее споры сохраняют жизнеспособность годами, а при температуре 90°С – около двух часов. Вегетативные формы погибают через несколько минут в кипящей воде и в течение 3-6 часов после обработки антисептическими и дезинфицирующими средствами. Попадая в рану, бактерии начинают вырабатывать токсин, который оказывает влияние нервную систему, приводя к тяжелым мышечным спазмам и судорогам. Столбнячные палочки живут в почве. Путь заражения – контактный. Бактерии попадают в организм через раны, ссадины, при ожогах, обморожениях и т.д.
Плановая профилактики включает вакцинацию, которая проводится с рождения ребенка.
В России курс вакцинации против столбняка состоит из 3 прививок АКДС (в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев) и однократной ревакцинации в возрасте 18 месяцев. Далее ревакцинация проводится в 6–7 лет и в 14 лет вакциной АДС-М анатоксином. Последующие ревакцинации проводятся через каждые 10 лет.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что никаких единых методик или форм работы с неуспевающими учениками нет, все индивидуально , но работа такая должна проводиться в системе и во взаимодействии с родителями. И закончить я хочу словами Цицерона «Человеческий ум воспитывается учением и мышлением».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географический слёт « XXI-экологически чистый век» (Автор Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
Географический слет - одна из форм массовых внеклассных мероприятий по географии.(составитель: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)...
Проектная деятельность - это одна из технологий воспитания мотивированных детей в обучении географии. (автор: Згибай Т.Н., учитель географии ГБОУ лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга)
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решени...
Отчетный доклад о работе ШМО ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербург
В этом докладе я рассказываю о целях и задачах ШМО. Сделан полный отчет о работе МО за 2012 и 2013 учебный год....
«Здоровье учителей и учащихся: здоровьесберегающий подход и здоровьесозидающая среда» учителя биологии ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга М.Н.Фурса.
Уже много говорить не хочется, а хочется много делать, чтобы здоровье наших учащихся, учителей давало возможность полноценной жизни , творчеству и труду, реализации способностей, планов. Знание причин...
Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)
Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...
Сотрудничество ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга и "Центром помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга"
"Социальное партнёрство"...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...