Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время проведения урока 60 минут. Тип урока-комбинированный. Форма урока-работа в группах. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_6kl..docx589.33 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku_navodnenie_na_rekah..pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии, русского языка, литературы и ТРИЗ. 6 класс.

Тема урока: «Наводнение на реках».

       

                                                                       Пархоменко Елена Андреевна,

                                                                               учитель географии,

 1 квалификационная категория;

                                                                       Денисюк Лариса Серафимовна,

                                                                        учитель русского языка, литера-

                                                                        туры, ТРИЗ,

 1 квалификационная категория.                                  

                                                                                 МАОУ «СОШ № 5»

                               

г. Усть-Илимск

2011 г.

Интегрированный урок географии, русского языка, литературы и ТРИЗ. 6 класс.

Тема урока: «Наводнение на реках».

Тип урока – комбинированный.  

Форма проведения – работа в группах.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран; мультимедийная презентация, физическая карта полушарий,  схема «Строение речной долины», магнитофон, аудиозапись «Наводнение», рисунки детей на тему «Наводнение», карточки-задания.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «наводнение», его причинами, особенностями и наиболее памятными наводнениями.

Образовательные задачи урока:

  1. Дать определение понятию «наводнение»
  2. Познакомить школьников с наиболее памятными и катастрофическими наводнениями в Санкт – Петербурге,  Китае.
  3. Объяснить причины и особенности наводнений.
  4. Учить детей видеть образные средства выразительности литературного языка.

Воспитательные задачи урока: воспитание любознательности, любви к своей Родине, расширение кругозора, воспитывать потребность в личностном саморазвитии, уверенность в своих возможностях, способность открыто выражать свои чувства, осознание ответственности за свои действия, воспитывать бережное отношение к природе, сохранению ресурсов земли.

Развивающие задачи урока: продолжить развитие умения выделять причинно-следственные связи диалектического мышления учащихся, правильной и выразительной устной речи учащихся,  внимания; продолжить формирование умений работы с раздаточным материалом; продолжить развитие творческого мышления, способного принимать нестандартные решения в критических ситуациях.

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

 Река, речная долина, русло, меандры, старица, пойма, надпойменные террасы.  

Наводнение.

Домашнее задание: сделать проект защиты городов от наводнений без угрозы для окружающей среды; проект представить в виде схемы или рисунка с описанием.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деят.

уч - ся

Дидак.

обесп.

Формирование

УУД

Организацион-ный

 момент

Мотивация и целе-

полага-ние

Организация работы в группах

Выполнение заданий в группах (работа по созданию проектов)

Отчёты о работе групп

Рефлексия.

Приветствие учащихся, гостей,  проверка готовности рабочего места, создание доброжелательной обстановки.

1) Мотивация на работу по теме урока.

2) Определение темы на основе анализа отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»:

(Учитель литературы читает отрывок из поэмы)

Над омрачённым Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В краю своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постели беспокойной;

Уж было поздно и темно;

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя.

- В какое время года происходит описание событий? (осенью).

- О каком же грозном явлении природы пишет автор? (о наводнении).

-Какими средствами выразительности А.С.Пушкин изобразил это грозное явление?(сравнение, олицетворение, инверсия)

-Откройте тетради и запишите тему урока: «Наводнение на реках».

3) Формулирование учебной цели  урока.

 

УЗ: Разберите слово «наводнение» по составу.    

- Какой корень в этом слове?

-Значит с чем это явление связано? (с водой)

Учитель географии:

-А как вы представляете наводнение?

 Поможет представить вам наводнение, силу природы, могущество и зависимость человека от неё. Послушайте звуки стихии.

Во время звучания музыки вывешиваем рисунки детей с изображением разбушевавшейся водной стихии.

-Что происходит при наводнении? Попробуйте сами дать определение наводнению (ответы учеников обобщаются учителем, и определение     записывают  в тетрадь):  НАВОДНЕНИЕ - это грозное явление природы, при котором река выходит из берегов из-за резкого подъёма уровня воды, при этом затапливает прибрежное пространство.

- Руководствуясь схемой «Строение речной долины»,  вспомните и дайте определение всех её составных частей (река, речная долина, русло, межень, меандры, старица, пойма, надпойменные террасы) 

Река, естественный водный поток, текущий в выработанном им русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока вод.

Река течёт в пределах речной долины – линейно – вытянутого понижения.        

Речная долина включает русло – самую низкую часть, в пределах которой река течёт в период межени  - самый низкий уровень воды в реке. Русло часто имеет причудливую форму, образуя множество крупных излучин – меандр. Иногда река спрямляет своё русло и образует отчленившийся от русла водоём – старицу. Заливаемая во время половодий и паводков часть речной долины называется поймой. Река переоткладывает твёрдый материал  и постоянно формирует свою пойму, меняет очертания излучин – меандр. Постоянно углубляя свою долину, река формирует надпойменные террасы – остатки бывших пойм, расположенных на разной высоте, подобные огромным ступеням.

- В каких случаях происходит наводнение? (при выпадении сильных дождей, усилении таяния снега  или ледников).

Учитель литературы:

А бывают наводнения, которые не зависят от количества выпавших осадков или таяния снегов. Примером могут быть наводнения, случающиеся часто на реке Неве. Самым разрушительным и грозным было наводнение 1824 года, которое А. С. Пушкин отразил в поэме «Медный всадник»:

Но силой ветров от залива

Переграждённая Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клочка, и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решёткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружён.

-Какие средства выразительности помогают нам представить разбушевавшуюся Неву?(олицетворение, сравнение) С чем сравнил Александр Сергеевич Неву? Почему?

Учитель географии:

- Прослушайте сообщение о том, как произошло наводнение на реке Неве,  и определите причины его возникновения (1 группа):

День 6 ноября, предшествовавший наводнению, был дождливым; с самого утра дул юго-западный ветер, сырой и пронзительный. К ночи ветер усилился. К 8-9 часам утра 7 ноября вода поднялась на 130 см выше обычного уровня. Ветер всё усиливался и вскоре перешёл в бурю. В 10 часов утра вода вышла из берегов,  а к 12 часам утра уже было затоплено 2/3 города. В полдень по улицам города неслись бурлящие потоки воды; по Неве, каналам и улицам носились баржи, плоты, крыши домов, вырванные с корнем деревья. К 2-3 часам дня вода достигла наибольшей высоты-4,1 м выше обычного и затем стала быстро спадать, гораздо быстрее, чем поднималась. В 7-8 часов вечера вода уже вошла в берега. Следующий день, 8 ноября, выдался ясным, солнечным.

(2 группа)

Наводнение в 1824 году произвело огромное опустошение, после которого потребовалось многие годы на восстановление хозяйства города. «Галерная гавань представляла вид ужаснейших развалин: большие суда лежали во множестве по улицам и дворам; в некоторых местах, где были ряда домов, сделались площади, поперёк улиц стояли и лежали снесённые дома и крыши; разными обломками и домашней утварью была общая часть улиц так завалена, что почти не было возможности пройти, со всех сторон под грудами развалин видны были трупы людей и домашнего скота».

 Погибло около 500 человек, разрушено 462 дома, и 3681 повреждён; стихия унесла 3609 лошадей, быков, коров, коз и свиней; испорчено 900тыс. пудов муки, 300тыс. пудов сахара. Общий убыток от наводнения составил около 20 млн. рублей.

Учитель географии:

-Итак, каковы же причины наводнения на реке Неве? (отчёт групп):

            Причины наводнений на реке Неве:

  1. Воздушные вихри, поднимающие воду в Балтийском море и способствующие возникновению длинной волны.
  2. Продолжительно дующий в сторону Финского залива юго-западный ветер.

Учитель географии обобщает и дополняет ответы учащихся:

Одна из причин данного наводнения – это непрерывно дующий в сторону Финского залива юго-западный ветер. Второй причиной наводнения является воздушные вихри,  которые засасывают воду с поверхности Балтийского моря, проходя над ним. В каком-то участке моря вода поднимается выше среднего уровня. В результате образуется «ступень» в уровне воды Балтийского моря, что приводит к возникновению длинной волны. Её длина достигает сотен километров, но высота небольшая -40-60 см. В открытом море они почти незаметны, но, приближаясь к берегу, высота волны резко увеличивается, т. к. залив становится мельче, так возникает наводнение. Волна пробегает Финский залив за 7-8 часов со скоростью до 100км/час.

Столь же грозными и губительными бывают ежегодные наводнения на реках  Дальнего Востока  и Китая.

- Прослушайте сообщение о  наводнениях  на реках Дальнего Востока и Китая и определите причины их возникновения (3 группа):

Дальневосточные реки преимущественно горные, со значительными скоростями течения и быстрыми подъёмами уровней во время муссонных дождей и, особенно во время ливней, связанных с тайфунами. Основная масса осадков выпадает летом в виде ливневых дождей, которые могут, продолжаться 2-3 суток. Эти дожди часто становятся причинами губительных наводнений на реке Зее и её притоках. Лишь сооружение Зейской ГЭС уменьшило их опасность.

К числу самых больших наводнений в мире  относят наводнение в  китайской провинции Хэйнань. Это была настоящая катастрофа. Вышедшая из берегов река Хуанхэ прорвала огромную плотину близ города Кайфын, и всё, что возвышалось над землёй, было безжалостно смыто. Большая территория, по площади равная Голландии, на время превратилась в озеро. Погибло 900человек.  Китайцы называют Хуанхэ жёлтым зверем, рекой бедствий. И действительно, она нередко совершает опустошительные набеги на землю. Там, где бесновались её грязно-жёлтые воды, остаются лишь руины.

-Итак, каковы же причины наводнений на реках Дальнего Востока и Китая?

Причины, вызвавшие наводнения:

1. Длительные дожди, вызванные муссонами и тайфунами;

2. Тропический ливень.

Учитель географии:

В нашем районе крупное  наводнение было 47 лет назад, в районе п. Невон. Старожилы помнят это наводнение, которое произошло до того времени, как были построены Братская и Усть - Илимская плотины.

-Что вызвало наводнение в п. Невон? (обилие снега, выпавшего за зиму и отсутствие ГЭС).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (проводит ученик)

Учитель ТРИЗ:

- Итак, ребята, мы с вами уже знаем, что представляет собой наводнение, знаем и причины этого грозного явления, а теперь, используя карточки с заданием, попробуйте решить проблемы:

1. Как защитить себя от наводнений?

2. Что можно бы было сделать до начала наводнения? Используйте приём «Обратить вред в пользу» и приём «Сделай заранее», « Гирлянда  ассоциаций».

 (ученики работают в группах, обсуждают и выступают со своими решениями).

          Проекты защиты от наводнений:

Учитель ТРИЗ:

Наводнения не могли не вызвать к жизни проекта защиты от них. Первый такой проект начал осуществляться при Петре Великом на реке Неве. В некоторых местах вдоль берегов приступили к строительству дамбы. Но грунт оказался тонким, болотистым и работы пришлось прекратить. Инженер и учёный П. П. Базен выдвинул свой проект, по которому сооружается земляная дамба длиной 20-25км. Высота дамбы около 5м. В дамбе было предусмотрено устройство специальных водопропускных отверстий, а также ворот для прохода судов. Этот проект не нашёл поддержки у царских властей. В наше время (21век) этот проект уточнили и дополнили. Для защиты от волн со стороны Финского залива была построена дамба высотой 6-7м над уровнем моря. В теле дамбы устраиваются специальные водопропускные отверстия и ворота, которые будут закрываться. Дамба прекратит доступ водам Финского залива, а чаша, образовавшаяся к востоку от дамбы, станет заполняться невской водой.

Д/З:  сделать проект защиты городов от наводнений без угрозы для окружающей среды; проект представить в виде схемы или рисунка с описанием.

-Итак, давайте подведем итог нашему занятию.

-Что, по-вашему, сегодня на уроке было главным?

-Что нового Вы узнали?

-Чему Вы научились?

Учитель географии:

Главное, что сегодня мы с вами сделали, узнали, что представляет собой такое грозное явление природы, как наводнение, выяснили причины образования наводнений и предложили некоторые варианты решений защиты от них.

-У каждой группы на столе есть оценочный лист, поставьте себе оценку за работу на уроке и оценку работе своей группе.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя

Само-оценка

Оценка груп-пы

Оценка учителя

Итогова Д/З слайд 15

я оценка

1. Абдулоева Н.

2. Афанасьев М.

3. Буравцов С.

4. Бурнашёва Н.

5. Володина У.

Учитель географии: Мы сегодня удовлетворены вашей работой. Посмотрите на последний слайд и улыбнитесь друг другу. Спасибо вам за урок!

Приветствуют учителя, провер-ка наличия средств обуче-ния

Формулируется УЗ вместе с учащимися

Беседа, отвечают устно.

Запись темы урока в тетрадях.

Устно формируют цель  урока.

Разбор слова «навод-нение» по составу

слушают звуки

Формулируют опреде-ление «на-воднение» и записы-вают его в тетрадь

Представители групп по выбору учителя устно дают определение понятий по схеме «Строение речной долины».

 

Беседа

Слушают отрывок из поэмы «Медный всадник»

Учащиеся в группах получают задание, готовят выступление.

Работа в группах: определение причин наводнения на реке Неве и запись причин в тетрадь.

Учащийся рассказывает подготовленное сообще-ние

Работа в группах: составление отчётных проектов

Защита проектов

Слушают дополнительную информацию.

Записывают д/з

Тетради, учебники, дневники

Отрывок из поэмы слайд 2

Тема урока: «Наводнение на реках» слайд 3.

Цель урока слайд 4.

УЗ, слайд 5

УЗ

слайд 6

схема «Строение речной долины» слайд 7.

отрывок из поэмы слайд 8.

Фотография наводнения на реке Неве слайд 9

Причины наводнений на реке Неве слайд 10

Наводнение на реках Дальне-го Востока слайд 11

Фотография п.Невон слайд 12.

Приёмы ТРИЗ слайд 13.

Слайд 14-20

Д/З слайд 21

Рефлексия слайд 22

Познав.

Исслед.

УУД на основе анализа отрывка из поэмы

Языковые

УУД

Познав.интелл., регулят. УУД -умение ставить учебную цель.

Языковые

УУД

Познават. УУД

Познав., интелл.УУД

Личност.УУД

Познав.УУД

Языковые УУД

Познав., коммуникат., личност. УУД

Познав., коммуни-кат., исслед.

личност. УУД

Познавт.УУД

Познав., исслед., личност. УУД

Личност.

УУД

Рефлексивные УУД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наводнение на реках (интегрированный урок по географии, литературе, ТРИЗ, 6 класс). Е. А. Пархоменко учитель географии, l квалификационная категория, Л. С. Денисюк учитель литературы, русского языка, ТРИЗ, l квалификационная категория, МАОУ «СОШ №5».

Слайд 2

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Над омрачённым Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В краю своей ограды стройной, Нева металась, как больной, В своей постели беспокойной, Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя.

Слайд 3

Наводнение на реках.

Слайд 4

Цель: познакомиться с понятием «наводнение», его причинами, особенностями и наиболее памятными наводнениями.

Слайд 5

Разобрать по составу: Наводнение

Слайд 6

НАВОДНЕНИЕ - это грозное явление природы, при котором река выходит из берегов из-за резкого подъёма уровня воды, при этом затапливает прибрежное пространство.

Слайд 8

А. С. Пушкин «Медный всадник»: Но силой ветров от залива Переграждённая Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клочка, и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь , На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело – воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь , как тритон, По пояс в воду погружён.

Слайд 12

1.Как защитить себя от наводнений? 2. Что можно бы было сделать до начала наводнения? «Обратить вред в пользу». «Сделай заранее». « Ёлочка ассоциаций».

Слайд 13

ПРОЕКТЫ ДЕТЕЙ

Слайд 18

Д омашнее задание. Создать проект защиты городов от наводнений без угрозы для окружающей среды; проект представить в виде схемы или рисунка с описанием.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии на тему "Почва" 5-6 класс + презентация к уроку

Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.  Технологическая карта урока + доп. материалы....

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."

Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....

Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе

Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...

Урок географии в 8классе по теме "Реки России"

Цель урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек. Задачи: расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных ком...

«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)

Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...