Урок географии на тему "Почва" 5-6 класс + презентация к уроку
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Технологическая карта урока + доп. материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_geografii.docx | 37.68 КБ |
pochva_5-6_kl._velchenko_v.v.ppt | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Вельченко Венера Владимировна, учитель первой категории МБОУ «СОШ с. Волотово Чернянского района Белгородской области»
Учебный предмет: география
Класс: 5
Авторы УМК: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин «Введение в географию. 5 класс»
Тема урока: Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.
- Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования
- Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.
Задачи:
1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определить почвенные горизонты и их особенности; сравнить виды почв и выявить сходства и различия.
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Постановка цели и задач урока | ||||||
1. Читает стихи и просит ребят подумать, о чем идет речь. 2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 3. Организует беседу, выявляющую представления детей о почве. 4Выясняет, что еще учащиеся хотели бы о ней узнать. 5. Подводит итог беседы , формулируя задачи урока | Слушают стих. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем во время проса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов товарищей | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
При помощи наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию термина «почва» | обобщают информацию, формулируют вывод | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Взаимодействуют с учителем во время проса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов товарищей | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. |
1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы. (3 и 4 группы должны состоять из более сильных уч-ся) 2.Контролирует и при необходимости корректирует результаты работы групп. 3. Добивается полного и точного формулирования выводов. 4. Контролирует заполнение учащимися в тетради схемы, отображающей состав почв. 5. Проводит самооценку членами групп их работы | Изучают инструкцию и проводят опыты | искать и выделять необходимую информацию Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение | Участвуют в проведении опытов. Лидеры групп озвучивают ответы, под- готовленные группой: • от каждой группы заслушивается сообщение о технологии проведения и результате опыта • вывод | Строить высказывания, понятные для партнеров. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимать на слух ответы обучающихся | Прослушивают ответы лидеров групп | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. |
1. Вводит термины «гумус» и «плодородие». 2. Организует запись новых терминов в тетради. | Слушают учителя Работают в тетрадях | устанавливать причинно-следственные связи | Взаимодействуют с учителем во время прослушивания новой информации | Планировать учебное сотрудничество с учителем | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль |
1. Выкладывает на стол кусок горной породы и предлагает учащимся совместную работу по сочинению сказки о мечте старого камня. Учитель начинает, а затем учащиеся продолжают развивать события | Слушают учителя Выдвигают свои предположения по продолжению сказки | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Участвуют в совместной работе по составлению рассказа | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. |
Краткий рассказ об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем» | Слушают учителя | Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста | Взаимодействуют с учителем во время прослушивания новой информации | Планировать учебное сотрудничество с учителем | Осуществляют самоконтроль | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
1. Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету, рыхлости, комковатости. 2. Объясняет зависимость цвета почвы от количества гумуса. 3. Организует работу по слайду: Определите, какие почвы содержат больше гумуса? 4. Организует работу с почвенной картой Белгородской области: - По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области; - Какие почвы занимают наибольшие площади в области? | Рассматривают образцы, проводят визуальный сравнительный анализ; Слушают учителя и | Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста Проводить сравнение объектов по одному или нескольким признакам | Взаимодействуют с учителем во время прослушивания новой информации Участвуют в совместной работе | Планировать учебное сотрудничество с учителем Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль Контролируют правильность ответов товарищей | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. |
1. Организует обсуждение значения почв в жизни и деятельности человека. 2. Организует обсуждение вопроса охраны почв и их рационального использования 3. Выясняет знания учащихся о видах удобрений. 4. Оценивает результаты обсуждения вопросов значения и охраны почв. | Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы учителя. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение | Участвуют в совместной работе | Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя |
1. Объясняет сущность домашнего задания: а) выучить § б) нарисовать сюжет из жизни цирка-шапито – иллюстрацию к своему рассказу. 2. Предлагает при необходимости найти в словарях значение слов “сюжет”, “иллюстрация” | ||||||
При остатке времени организует работу с тестами | Выполняют тестовые задания | Искать и выделять необходимую информацию | Участвуют в совместной работе | Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Контролируют правильность ответов товарищей | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
Проводит рефлексию: - Чем полезен для вас данный урок? - Помогут ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке? - Чему вы научились сегодня? - С каким чувством вы заканчиваете урок? | Проводят рефлексию | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Участвуют в совместной работе | Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. | Проводят самооценку | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознать качество и уровень усвоения |
1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?
Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка
Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)
2. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о почве)
3. Игра « Да-нет»
-Знаете ли вы, что такое почва?
- Знаете ли вы, как образуется почва?
- Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?
- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?
- Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?
- Знаете ли вы кто такой Докучаев?
Свойства почвы: Опыты по определению состава почв:
Опыт №1 (группа 1)
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт №2 (группа 2)
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт №3(группа 3)
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву через лупу
3. Что вы увидели?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.
Опыт №4 (группа 4)
1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.
2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.
3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).
Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
- Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)
-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.
Значит главное свойство почвы – плодородие! Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью.
Физ. минутка:
«Сказка о мечте старого камня»
Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.
А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?
Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
Дети продолжают сказку: И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.
И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.
Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.
А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем” .
Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.
Теперь познакомимся с видами почв.
-Рассмотрите образцы почв.
- Что вы заметили? (Они по цвету разные)
- Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?
- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.
V. Обобщение и закрепление полученных знаний..
- Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…
1=водой и кислородом
2=питательными веществами
3=питательными веществами, водой и кислородом
- Плодородие почв зависит от…
1=содержания гумуса и влажности
2=механического состава и структуры
3=содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности
- Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…
1=продуктов жизнедеятельности животных
2=частей растений, попадающих в почву
3=почвенных минералов
- Наиболее плодородные почвы России –…
1= черноземные
2=каштановые
3= серые лесные
- Черноземы в основном используют под…
1=пашню
2=строительство промышленных объектов
3=сенокосы и пастбища
- На черноземных почвах в основном выращивают…
1=рожь, лен–долгунец и хлопок
2=пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу
3=чай и цитрусовые культуры
Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.
VII. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: дать определение понятиям: почва, почвоведение, плодородие, гумус; выяснить состав почвы; выяснить условия образования почв и, в связи с этим, разнообразие видов почв; сравнить разные почвы и выявить черты сходства и различия; выяснить, какова роль почв в жизни человека. Вельченко Венера Владимировна
Вельченко Венера Владимировна
Из чего состоят почвы? Используя инструкции проведите опыты по определению состава почвы. Вельченко Венера Владимировна
Вельченко Венера Владимировна
Вельченко Венера Владимировна
Почему почву называют «большим многонаселённым домом»? Вельченко Венера Владимировна
Вельченко Венера Владимировна
Почвоведение – наука о почве, законах ее образования, развития, путях рационального использования, сохранения и повышения плодородия. Вельченко Венера Владимировна
Из за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. Гумус придает почве темный оттенок. Определите, какие почвы содержат больше гумуса? Вельченко Венера Владимировна
Горные породы, на которых образуются почвы, называются почвообразующими (материнскими). На песках образуются песчаные почвы, на глинах глинистые, на россыпях камней каменистые. Вельченко Венера Владимировна
Основными почвами в Белгородской области являются… Вельченко Венера Владимировна
Сравните строение подзолистой почвы и черноземной. Найдите черты сходства и различия. Вельченко Венера Владимировна
Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей. Вельченко Венера Владимировна
Что мы теперь знаем? 1.Что такое почва? 2. Назовите почвообразующие факторы? 3. Что такое гумус? 4. Что такое плодородие почвы? 5. Какими свойствами обладает почва? 6. Какова роль почв в жизни и деятельности людей? Вельченко Венера Владимировна
Домашнее задание: Вельченко Венера Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Цветная металлургия"
Компьютерная презентация по географии 9 класс на тему: "Цветная металлургия"...
Презентация к уроку географии в 6 классе "Как составить план местности".
Урок комбинированного типа. Презентация включает пояснение к работе с карточками (географическое лото) и обяснение нового материала....
Презентация к уроку географии в 7 классе: "Уникальная Африка"
Презентация содержит общие сведения о природе и населении Африки. Может быть использована на уроке на этапе актуализации знаний учащихся....
Презентация к уроку географии в 9 классе "Транспортная система России"
Презентация составлена к уроку по учебнику Алексеева....
Презентация к уроку география Смоленщины -8 класс "История формирования Смоленской области"
Данная презентация разработана мной для большей наглядности урока по географии Смоленской области.Может показаться, что презентация несет излишнюю информацию, но необязательно обращать вни...
Презентация к уроку географии в 7 классе "Географические открытия" и тестовая работа
Данная работа может быть использована на уроке географии в 7 классе, как сопровождение рассказа учителя и для составления опорного конспекта. По этому конспекту дети будут готовиться к про...
Презентация к уроку географии в 8 классе " География Калмыкии"
Здесь представлена презентация по географии Калмыкии...