Урок географии в 8классе по теме "Реки России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Темиргазиева Альмира Вакиловна
Цель урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек. Задачи: расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы; сформировать представление о реках России и их особенностях – распределение по бассейнам, источниках питания, режиме, размерах; определить особенности влияния на реки рельефа и климата; продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii_reki_rossii_8klass.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии по теме: «Реки России» (8 класс).

Цель урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек.

Задачи: расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы; сформировать представление о реках России и их особенностях – распределение по бассейнам, источниках питания, режиме, размерах; определить особенности влияния на реки рельефа и климата; продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.

Оборудование: физическая карта России, контурные карты, презентация, справочный материал «Реки России».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I.Актуализация знаний (слайд №3)

    Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

   Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах? (Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота  (слайд №4)

водохранилища, пруды, каналы).

II. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Реки России» (слайд №5).

1.В России более 2,5 млн рек и речушек суммарной длиной почти 7 млн км. Таким образом, на каждого россиянина приходится по 62 метра водных путей. Ежегодно эти реки проносят через свои русла почти 4300 куб. км воды. По абсолютной величине водных ресурсов Россия занимает второе место в мире, а по обеспеченности водой жителей страны – четвертое место. Россия – страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал – на значительном протяжении своего течения. Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы. Самая длинная река России – Лена. А самая полноводная река Енисей.

     Что называется рекой?  (слайд № 6) Вспомним части реки (слайд №7). Что такое исток? На карте найдите исток Волги.  Что такое устье? Покажите на карте устье Волги. Что такое речная система? Найдите на карте речную систему Волги.

Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины (слайд № 8).

Вспомните, что такое бассейн реки? (слайд № 9)  

    Реки зависят от многих компонентов природы. Но главными компонентами, влияющими на реки, являются климат и рельеф.

2.Работа по карте:

- Найдите  и покажите реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан. Почему крупнейшие реки текут на север? (Большая территория России имеет уклон к северу.)

-  Найдите и покажите реки бассейна Тихого океана. Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)

3.В зависимости от рельефа реки бывают равнинные и горные (слайд № 10, 11).

- Рельеф влияет на падение и уклон реки (слайд № 12).

Падение – это превышение истока над устьем в метрах.

Отношение падения реки (в сантиметрах) к длине (в километрах) называют уклоном реки.

Задание 1 (слайд № 13)

Определить падение и уклон реки Волги (по карте определить высоту истока и устья, длину реки из справочного материала) (слайд № 14, 15).

Высота истока – 300 м, высота устья – (-28м), длина 3531 км.

300 м – (- 28 м) = 328 м  - падение реки

32800 см : 3531 км = 9,2 см/км

Задание 2 (слайд № 16)

Определить падение и уклон реки Ангары (Высота истока – 456 м, высота устья – 76 м, длина 1826  км.)

456 м - 76 м =380 м - падение реки

38000 см : 1826 км = 20,8 см/км

Уклон горных рек – более 1 м/км. Уклон Терека 5 м/км.

4. На реки влияет климат. Он определяет характер питания реки. Большая часть рек России имеет смешанное питание.

Климат определяет и режим реки.

  1. Реки с весенним половодьем.
  2. Реки с летним половодьем.
  3. Реки с паводковым режимом.

Зимой на реках России бывает низкий уровень воды – межень.

III. Закрепление

Тест

  1. Главная река со всеми ее притоками – это:

а) речная система;   б) режим реки;   в) бассейн реки.

   2.   Превышение истока над устьем – это:

           а) уклон реки;  б) падение реки.

   3.   Место, где река берет начало, называется:

          а) исток;   б) устье.

   4.   Внезапный подъем уровня воды в реке:

         а) паводок;  б) половодье;   в) наводнение.

    5.   Наиболее низкий уровень воды в реке – это:

         а) половодье;  б) межень;  в) паводок.

     6.   Большинство рек России имеют питание:

         а) дождевое;   б) ледниковое;   в) снеговое;    г) смешанное.

     7.    От климата зависит:

         а) режим реки;   б) скорость течения;  в) направление течения.

     8.   Если уклон реки 20 см на 1 км, то река имеет:

         а) спокойное течение;  б) бурное течение;  в) пороги и водопады.

     9.   Уровень воды в Ладожском озере 4 метра, а уровень Финского залива – 0 м,          падение реки Невы равно:

        а) 0 м;  б) 4 м; в) – 4 м.

    10.  Самая многоводная река России:

       а) Лена;  б) Волга;  в) Енисей;  г) Амур.

Задание по контурным картам (слайд № 17).

На контурной карте обозначить крупные речные системы.

IV. Домашнее задание:   § 17,  характеристика реки Лены по плану (с. 328) (слайд № 18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Презентация к уроку географии в 8 классе "Рельеф России"

Практическая работа "Выявление взаимосвязи между рельефом и тектоническими структурами на территории России"....

конспект урока географии в 8 классе "Рельеф России"

конспек урока в 8 классе "Рельеф России"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель  урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...