Урок географии по теме "Воды суши. Реки."
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему
На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воды суши. | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55»
Разработка урока по географии:
«Воды суши. Реки».
Учитель географии
1 кв. категории
Миненок Вероника Владимировна
Набережные Челны, 2012
Тема: «Реки»
Цели урока: Сформировать представление о реке, её частях.
Задачи: 1. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку, определить левый и правый берега, притоки левый и правый.
2. Называть крупные реки России и Мира.
3. Предложить формирование навыков работы с картами атласа и контурной картой.
Оборудование: презентация к уроку «Реки», атласы и контурные карты, Карта полушарий, Физическая карта России, учебник: «Реки», стр.8794, нитки, линейка.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Проверка домашнего задания.
1.Выбери правильный ответ (индивидуальная работа на компьютерах)
- Если подземные воды находятся между двумя водоупорными породами, то это …… воды (грунтовые или межпластовые)
- Если подземные воды находятся на правом водоупоре, то это ….. воды (грунтовые или межпластовые)
2. Выдели водопроницаемые породы: (индивидуальная работа на компьютере).Глина, песок, гравий, галька, базальт.
3. Установи закономерность (слайды на экране)
- Какие породы пропускают воду быстрее?
- Какие воды чище – грунтовые или межпластовые?
- В какой сезон года копают колодцы?
(учитель требует полного ответа при ответе на вопросы задания №3)
III Изучение нового материала.
- Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:
(слайды)
1. Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
2. Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река)
- Между гор, между дол,
Бежит белый конь. (Река)
- Вы уже поняли, что тема урока……(Река) (Слайд)
- Много великих и прекрасных художников изображали на своих картинах реки ( И.И.Левитан «Большая вода», Н.М. Релизов «Река – Царевна», А.М.Васнецов «Северные край»)(показ слайдов)
- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк, им посвятили . (Творческое задание, дается заранее)
- Давайте послушаем отрывки из литературных произведений.
О, Волга… колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я….(Некрасов)
…Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно щла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А.С.Пушкин)
- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети дают свои определении)
- Давайте сверим свои определения с тем, что мы видим на доске (Слайд)( если определения совпали, учитель дает отличную оценку, если есть резкие отличия - обращает внимание на неточность)
Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.
- Запишите определение в тетради.
- В России более 200 тысяч рек, больших и маленьких. Они плавно несут свои воды среди низменности живописный вид. Каждая река имеет свое начало. Одна река вытекает из болота (слайд), другая – из родника (слайд), третья – зарождается на склонах гор (слайд), четвертая – начинается из озера (слайд).
- Запишите определение в тетради.
- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку (слайд)
Устье – место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище. (слайд)
- Запишите определение в тетради.
- Найдите на физической карте России истоки и устья рек: Ангара, Печера (работа с картой у доски и атласами).
- Впадая в реку, другая река становится ее притоков. Посмотрите на карту. Ока впадает в Волгу, является ее правым притоком, а Кама – левый притоком.
Приток - водоток, впадающий в другой водоток. (Слайд)
- Запишите определение в тетради.
- Прочитайте в учебнике, на стр.88, как определить правый и левый приток.
- Посмотрите на экран (триггер)
- Определите, каким притоком являются: Вилюй для Лены; Иртыш для Оби; Алдан для Лены (Слайд)
- Река, со всеми ее притоками образует речную систему
Речная система – главная река со всеми ее притоками. (слайд)
- Запишите определение в тетради.
- Название речной системы дается по главной реке, например, Волга со всеми ее притоками – система Волги.
- Посмотрите на доску, мы закончили схему «строение речной системы» (слайд).
- Зарисуй схему в тетради.
- Давайте поработаем в атласе. Откройте физическую карту России. Найдите реку Обь. Попробуем описать речную систему по плану. (слайд)
1 Главная река.
2 Истог главной реки, устье главной реки.
3 Левые и правые притоки.
Ответ (слайд)
1 Главная река Обь.
2 Исток – г. Алтай,в месте соединения р. Бия и р. Катунь. Устье – Карское море.
3 Левый приток – Иртыш.
-А теперь наша задача – научиться определять длину рек. Мы уже умеем определять длину между городами. Чем отличаются сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (с помощью нитки и линейки)
- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах уменьшают на именованный масштаб (учитель совмещает рассказ с показом)
- Измерьте длину рек: 1 ряд – р. Обь, 2 ряд – р. Енисей.(2 ученика работают у доски с картой РФ, оформляют задание --- проверяют).
- А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. И для того, чтобы немного отдохнуть, давайте разгадаем несколько ребусов (можно пользоваться атласом)
1. Какая Сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)
2 Название, какой реки у тебя во рту? (Десна)
3. Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)
4. Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз) (слайд)
Я - Сибирская река,
Широка и глубока.
Буква «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли (Лена – Луна) (слайд)
Ты у меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина «герой».
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей) (слайд)
IV Закрепление материала
- Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. Откройте в атласе карту полушарий. В контурной карте нужно подписать следующие реки:
- Волга - Амур - Инд - Амазонка
-Обь - Конго - Ганг - Миссисипи
- Енисей - Нил - Дон
-Лена - Янцзы - Днепр
(Слайд)
V Итог урока
- Мы сегодня плодотворно поработали. Давайте подведем итоги нашей работы и повторим изученный материал
Слайд «Строение речной системы»
- Учитель задает вопросы:
а) Как называется место, где река берет свое начало (исток)
б) Как называется водоток, впадающий в др. водоток?
В) Как называется река со всеми ее притоками? (Речная система)
- Что еще мы делали на уроке? (учились описывать речную систему по плану, определить реки, познакомились с крупнейшими реками Мира)
- Выставление отметок за урок.
VI Домашнее задание &30 изучить, знать новые понятия темы, подготовить сообщение о речной долине.
Список литературы:
1. География. Начальный курс. 6 кл.; учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2011
2. Поурочные разработки по географии: 6 класс. Авторы Никитина Н.А., Жижина Е.А.,
М.: ВАКО,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Урок географии в 6 кл. "Реки"
Даанный урок является четвертым в теме Гидросфера. Цель урока:формирование представления о водах суши.Урок сопровождается показом презентации....
Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»
Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...
Разработка урока географии в 6 классе "Реки"
Урок географии проведен в 6 классе. на уроке расширялись и систематизировались знания учащихся о реках. Уделено внимание формированию экологической культуры школьников...
Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»
Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...
Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"
Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...