Урок географии по теме "Воды суши. Реки."
план-конспект урока (география, 6 класс) на тему

Миненок Вероника Владимировна

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Воды суши.1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55»

                                     Разработка урока по географии:

                                               «Воды суши. Реки».

 

                                                                 

                                                                 Учитель географии

                                                                 1 кв. категории                                            

                                                                  Миненок Вероника Владимировна

 

Набережные Челны, 2012

Тема: «Реки»

Цели урока: Сформировать представление о реке, её частях.

Задачи: 1. Научить измерять длину реки по географической карте,                           характеризовать реку, определить левый и правый берега, притоки левый и правый.

             2. Называть крупные реки России и Мира.

             3. Предложить формирование навыков работы с картами атласа и контурной картой.

Оборудование: презентация к уроку «Реки», атласы и контурные карты, Карта полушарий, Физическая карта России, учебник: «Реки», стр.8794, нитки, линейка.

Ход урока: 

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

1.Выбери правильный ответ (индивидуальная работа на компьютерах)

- Если  подземные воды находятся между двумя водоупорными породами, то это …… воды (грунтовые или межпластовые)

- Если подземные воды находятся на правом водоупоре, то это ….. воды (грунтовые или межпластовые)

  2. Выдели водопроницаемые породы: (индивидуальная работа на компьютере).Глина, песок, гравий, галька, базальт.

 3. Установи закономерность (слайды на экране)

        - Какие породы пропускают воду быстрее?

        - Какие воды чище – грунтовые или межпластовые?

        - В какой сезон года копают колодцы?

(учитель требует полного ответа при ответе на вопросы задания №3)

III Изучение нового материала.

        - Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:  

        (слайды)

          1. Течет, течет – не вытечет;

           Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

          2.  Не конь, а бежит

            Не лес, а шумит. (Река)

  1. Между гор, между дол,

   Бежит белый конь. (Река)

- Вы уже поняли, что тема урока……(Река) (Слайд)

- Много великих и прекрасных художников изображали на своих картинах реки ( И.И.Левитан «Большая вода», Н.М. Релизов «Река – Царевна», А.М.Васнецов «Северные край»)(показ слайдов)

- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк, им посвятили . (Творческое задание, дается заранее)

- Давайте послушаем отрывки из литературных произведений.

        О, Волга… колыбель моя,

        Любил ли кто тебя, как я….(Некрасов)

        …Но силой ветра от залива

         Перегражденная Нева

        Обратно щла, гневна, бурлива,

        И затопляла острова.  (А.С.Пушкин)

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети дают свои определении)

- Давайте сверим свои определения с тем, что мы видим на доске (Слайд)( если определения совпали, учитель  дает отличную  оценку, если есть резкие отличия  - обращает внимание на неточность)

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

- Запишите определение в тетради.

- В России более 200 тысяч рек, больших  и маленьких.  Они плавно несут свои воды среди низменности живописный вид. Каждая река имеет свое начало. Одна река вытекает из болота (слайд), другая – из родника (слайд), третья – зарождается на склонах гор (слайд), четвертая – начинается из озера (слайд).

- Запишите определение в тетради.

- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку (слайд)

Устье – место впадения реки в другую реку, море, озеро, водохранилище. (слайд)

- Запишите определение в тетради.

- Найдите на физической карте России истоки и устья рек: Ангара, Печера (работа с картой у доски и атласами).

- Впадая в реку, другая река становится ее притоков. Посмотрите на карту. Ока впадает в Волгу, является ее правым притоком, а Кама – левый притоком.

Приток -  водоток, впадающий в другой водоток. (Слайд)

- Запишите определение в тетради.

- Прочитайте в учебнике, на стр.88, как определить правый и левый приток.

- Посмотрите на экран (триггер)

- Определите, каким притоком являются: Вилюй для Лены; Иртыш для Оби; Алдан для Лены (Слайд)

- Река, со всеми ее притоками образует речную систему

Речная система – главная река со всеми ее притоками. (слайд)

- Запишите определение в тетради.

- Название речной системы дается по главной реке, например, Волга со всеми ее притоками – система Волги.

- Посмотрите на доску, мы закончили схему «строение речной системы» (слайд).

- Зарисуй схему в тетради.

- Давайте поработаем в атласе. Откройте физическую карту России. Найдите реку Обь. Попробуем описать речную систему по плану. (слайд)

1 Главная река.

2 Истог главной реки, устье главной реки.

3 Левые и правые притоки.

Ответ (слайд)

1 Главная река Обь.

2 Исток – г. Алтай,в месте соединения р. Бия и р. Катунь. Устье – Карское море.

3 Левый приток – Иртыш.

-А теперь  наша задача – научиться определять длину рек. Мы уже умеем определять длину между городами. Чем отличаются сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (с помощью нитки и линейки)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах уменьшают на  именованный масштаб (учитель совмещает рассказ с показом)

- Измерьте длину рек: 1 ряд – р. Обь, 2 ряд – р. Енисей.(2 ученика работают у доски с картой РФ, оформляют задание --- проверяют).

- А сейчас вернемся к началу урока. Мы  начали с творчества поэтов, художников. И для того, чтобы немного отдохнуть, давайте разгадаем несколько ребусов (можно пользоваться атласом)

1. Какая Сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна)

2 Название, какой реки у тебя во рту? (Десна)

3. Какой приток Дона носит название дерева? (Сосна)

4. Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз)  (слайд)

Я -  Сибирская река,

Широка и глубока.

Буква «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли  (Лена – Луна) (слайд)

Ты у меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина «герой».

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской  стану я рекой. (Елисей – Енисей) (слайд)

IV Закрепление материала

- Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. Откройте  в атласе карту полушарий. В контурной карте нужно подписать следующие реки:

- Волга                - Амур             - Инд               - Амазонка

-Обь                        - Конго             - Ганг               - Миссисипи

- Енисей                 - Нил            - Дон

-Лена                         - Янцзы            - Днепр

(Слайд)

V Итог урока

- Мы сегодня  плодотворно поработали. Давайте подведем итоги нашей работы и повторим изученный материал

Слайд «Строение речной системы»

- Учитель задает вопросы:

а) Как называется место, где река берет свое начало (исток)

б) Как называется водоток, впадающий в др. водоток?

В) Как называется река со всеми ее притоками? (Речная система)

- Что еще мы делали на уроке? (учились описывать речную систему по плану, определить реки, познакомились с крупнейшими реками Мира)

- Выставление отметок за урок.

VI Домашнее задание &30 изучить, знать новые понятия темы, подготовить сообщение о речной долине.

                                        

 

                                                        Список литературы:

1. География. Начальный курс. 6 кл.; учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. М.: Дрофа, 2011

2. Поурочные разработки по географии: 6 класс. Авторы Никитина Н.А., Жижина Е.А.,

М.: ВАКО,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 кл. "Реки"

Даанный урок является четвертым в теме Гидросфера. Цель урока:формирование представления о водах суши.Урок сопровождается показом презентации....

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

Разработка урока географии в 6 классе "Реки"

Урок географии проведен в 6 классе. на уроке расширялись и систематизировались знания учащихся о реках. Уделено внимание формированию экологической культуры школьников...

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...