Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_reki.docx | 95.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии
Тема урока: Воды суши: «Реки и озера».
Цели и задачи: Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.
Оборудование:
физическая карта полушарий и России,
контурная карта,
презентация урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
II. Повторение. Вопросы.
1.Какова площадь Мирового океана?
2.Какую часть поверхности Земли он занимает?
3.Какова средняя глубина Мирового океана?
4.Назовите океаны Земли в порядки убывания их площади?
5.Какие моря называются внутренними?
III. Изучение нового материала
Начиная с этого урока, мы с вами познакомимся с водами суши.
Какие виды вод суши вы знаете?
(Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы)
А какая река расположена в близи нашего населенного пункта? Что вы знаете о ней?
Что такое река?
Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.
Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало – это исток.
- Ребята, скажите, откуда могут брать начало реки? (Из озера, болота, родника, ледника). Давайте дадим определение истоку реки .
Исток-место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.
- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или озеро, или другую реку. Это место называется устьем.
- Дать определение, что же такое устье?
Устье - место впадения реки в другую реку, море или озер .Устье – это конец реки.
Каждая река течет в углублении, которое она сама образовала , это русло.Русло является частью речной долины.
Выполняем рисунок на доске и в тетради.
Главная река имеет притоки – это реки, которые в главную реку. Главная река со всеми притоками образует речную систему.
Притоки бывают правыми и левыми.
Как узнать, какой приток? Для этого нужно направление течения реки, встают лицом по течению, и тогда впадающий справа, - это правый приток, а слева – левый приток.
- Как мы определим, какой левый, какой правый?
(Надо встать лицом вниз по течению реки, справа- правый берег, река, впадающая с правого берега, - правый приток, а с левого берега – левый приток.
Работа со схемой «Части речной долины»- зарисовать в тетрадь.
Реки получают питание с большой водосборной площади – это бассейн реки.
Бассейны рек и речные системы отделяются друг от друга водоразделами. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую сторону – в другую. Водоразделам может быть горный хребет или возвышенность.
Реки получают питание. Весной – снеговое, летом, осенью, весной – дождевое, зимой – только подземное.
В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.
Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.
Горные реки узкие, неглубокие, но зато такие. Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной
IV. Закрепление нового материала
Назвать притоки реки Обь? ( Иртыш. Это левый приток).
Назовите крупные притоки Енисея ? ( Правые притоки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара).
Какой хребет отделяет бассейны Лены и Амура? ( Становой хребет).
Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?
На суше есть много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.
Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Выделяют 2 типа озёр: сточные и бессточные.
Сточные – озёра, из которых вытекают реки (Байкал).
Бессточные – озёра, из которых, ни одна река не вытекает (Каспийское).
Зарисовать схему в тетрадь.
Классификация озер
Озера
по сточности по солености по происхождению
сточные соленые старицы
бессточные пресные ледниковые
тектонические
вулканические
карстовые
запрудные
Происхождение озерных котловин
Происхождение озерных котловин | Способы образования | Примеры озер |
Тектонические в прогибах | При медленном опускании Обширных участков земной коры | Виктория, Каспийское, Аральское |
Тектонические в разломах | В результате опускания земной коры по разлому | Байкал, Танганьика, Ньяса |
Ледниковые | Котловина углублена древним ледник | Ладожское, Онежское |
Запрудные | Обрушение в русло реки скалы или перегораживание русло лавой | Рица (Кавказ), Сарезское ( Памир) |
Озера - старицы | В старом русле реки | |
Вулканические | Образовалось в кратере потухших вулканов | Кроноцкое, Курильское |
Карстовые | Подземные воды вымывают легкорастворимые породы пустоты. | Жирот ( Франции) |
Найти на карте пять сточных и пять бессточных озера.
Сточные: Ладожское, Онежское, Байкал, Танганьика, Мичиган.
Бессточные: Чад, Аральское, Каспийское, Эйр, Балхаш.
V. Домашние задание: § 27, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.
Составить кроссворд по терминам темы.
Нанести на К/К крупные реки мира, озера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны....
Урок географии по теме "Воды суши. Реки."
На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....
Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)
Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...
План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...
Конспект по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"
Конспект урока по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"...
Конспект урока по теме: «Воды суши: реки и озера»
КОНПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «ВОДЫ СУШИ: РЕКИ И ОЗЕРА»...