Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании различные формы, методы, технологии являются не самоцелью и рассматриваются в контексте одной из главных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования. Реализация новой образовательной парадигмы, направленной на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», определить социальную роль в отношениях с окружающей действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurguzov_formirovanie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Кургузов В.А., зам. директора по ИКТ, учитель географии, к.г.н.
МОУ «Лицей №1» г. Оренбурга
В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании различные формы, методы, технологии являются не самоцелью и рассматриваются в контексте одной из главных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования. Реализация новой образовательной парадигмы, направленной на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», определить социальную роль в отношениях с окружающей действительностью.
Теоретическую основу педагогического опыта составили работы отечественных и зарубежных ученых в области информационно-коммуникационных технологий в образовании, а также знания педагогической науки в исследуемой области: концепция личностно-ориентированного образования (В.С.Бондаревская, В.В.Сериков), проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий (Кречетников К.Г.), теория развивающего обучения (Н.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), теория самоопределения личности (И.С. Кон, Н.К. Абульханова - Славская), инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации (Бойко Г.М., Дубровская Е.Н.), медиаобразование: история, теория и методика (Федоров А.В.), медиаобразование: мировой и отечественный опыт (Шариков А.В.).
Основная идея педагогического опыта и ее инновационный характер заключается в том, что мы рассматриваем управление качеством географического образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, формирование информационно-коммуникативной среды, через решения задач на уровне ученика: ориентация на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий; использование совместных сетевых проектов, обучение через открытия и поиск.
На уровне учителя: повышение актуальности и новизны содержания образования; раскрытие значимости профессиональных знаний, в предоставлении обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами; применение активных, деятельностных методов и форм обучения; использование учебных инновационных заданий; построение процесса обучения в режиме субъектно-субъективных отношений; направление деятельности не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения, осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий, мотивация на протяжении всего изучения предмета, тем самым способствуя созданию креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий.
Мы видим два основных направления использования современных информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность формирования креативной образовательной среды в географическом образовании.
Первое - предполагает максимальную степень индивидуализации за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий направленных на усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач и повседневной жизни.
Второе - рассматривает современные информационные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность, обеспечить широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе географического образования. При этом акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося смещается в область формирования «образовательной среды», в которой происходит самообучение и развитие личности обучающегося.
Исходя из накопленного педагогического опыта, целесообразно выделить представление о трудностях, трудоемкости и рисках в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование креативной образовательной среды.
Трудности – создание образовательной среды, представляющей не систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а среды, которая обеспечивала бы процесс гуманизации образования, повышение его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Моделирование индивидуальных образова тельных маршрутов, способствующих развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления через использование ИКТ, росту интеллектуальных способностей, формированию географического стиля мышления. Трудоемкость – разработка собственных информационных ресурсов на основе тщательного отбора и систематизации материала, его адаптации к требованиям стандарта, коррек тировка готовых информационных ресурсов в связи с динамично меняющимися процессами, происходящими в обществе, разработка и использование совместных сетевых проектов. Создание условий для развития исходного творческого потенциала каждого обучающегося на каждом образовательном уровне, побуждение потребности в дальнейшем самопознании. Риски – отсутствие системы и дозировки использования информационно-коммуникационных технологий противоречит здоровьесберегающим технологиям, ослабляет мотивацию обучения, снижает интерес, поиск внутренних противоречий, которые являются движущими силами саморазвития личности.
Используя имеющийся опыт работы лицея в области формирования креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий в тече ние предшествующих пяти лет, учитель, поэтапно осуществлял опытную работу на новом организационном, методическом и содержательном уровне.
Первый этап – проектно-мотивационный (2006-2007 годы): выявление блоков учебного материала, возможных для использования информационно-коммуникационных технологий; создание банка компьютерных презентаций в программе Power Point на гипертекстовой основе. Внедрение электронных учебников, существенно повысивших актуальность и новизну содержания, позволяющих постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал. Второй этап - формирующий (2007-2009 годы): апробированы возможности средств ИКТ в преподавании географии. Проведена диагности ка результатов достигнутых знаний, умений и ценностных отношений школьни ков разных параллелей; выявлены оптимальные методические приемы и техноло гии. Систематизирован накопленный опыт через создание персонального сайта учителя «География, наука о Земле и о Тебе», включение его в образовательный процесс, формирование электронного «Портфолио». Третий этап - рефлексивный (2009-2011 годы): использование открытой профессиональной образовательной среды, создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, в том числе наполнение и развитие персонального сайта учителя-предметника и развитие официального сайта образовательного учреждения, концентрирующего в себе все предметные области. Внедрение элементов дистанционного обучения, а включение Интернет в урочную и внеурочную деятельность, предоставление широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся.
Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определенный опыт в формировании креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий, выявлены условия, определяющие саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя. Выявлены трудности и риски. Диагностика результатов использования ИКТ в виде психологических тестов, анкетирования на определение изменения мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального настроя, информационной культуры учащихся показала устойчивые положительные результаты: систематическое использование данных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной актуальной информации, способствующей осуществлению «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации, тем самым повышая мотивацию учащихся к изучению предмета, возможности выбора дальнейшего жизненного пути, способствует росту профессиональной компетенции и социальной мобильности педагога. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе становления креативной образовательной среды средствами предмета формирует способность учащихся грамотно структурировать и систематизировать информацию, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»
Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...
Выступление на районном семинаре завучей "Развитие личности ребенка через формирование многоаспектной образовательной среды"
Выступление исновано на опыте работы по формированию многоаспектной образовательной среды в МБОУ Видновской СОШ № 2...
Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку
Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку...
Статья «Теоретические основы процесса формирования комфортной образовательной среды»
Педагогическая статья. Формирование комфортной образовательной среды....
Статья на тему "Создание креативной образовательной среды на уроках английского языка"
Креативность представляет собой необходимый элемент человеческого развития. Это особый тип мышления, позволяющий людям производить принципиально новые вещи и идеи. Тем более важной становится креативн...
Статья "Создание креативной образовательной среды на уроках иностранного языка".
поддержка одаренных школьников и их дальнейшее развитие...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ФИЗИКЕ
Учитель физики в условиях современного образования должен не только уметь конкретизировать познавательные задачи, разрабатывать методы их решения, соответствующую систему экспериме...