Статья «Теоретические основы процесса формирования комфортной образовательной среды»
статья

Давиденко Анна Николаевна

Педагогическая статья. Формирование комфортной образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obrazovatelnaya_sreda.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Теоретические основы процесса формирования комфортной образовательной среды»

В современном мире постоянно возрастает роль образования. В современной экономике и политике оно является фактором, который обеспечивает экономический рост и социальную стабильность общества. Существуют общие проблемы как для развитых стран мира, так и для тех, которые еще недостаточно развиты: расширение доступа людей к образованию на любом этапе их жизни, включение в этот процесс людей с разными стартовыми возможностями и потребностями. Необходимо определить, что нужно сделать, чтобы образование было качественным и отвечающим требованиям, которые предъявляются обществом и экономикой, какими средствами образования подготовить студента будущего учителя к постоянно меняющимся условиям труда.

Отметим, что доступность, эффективность и повышение качества образования — являются одними из основных задач современного образования. Для решения этих задач требуется обновление содержания образования. В этом случае предполагается, что студенты будут вовлекаться в самостоятельные исследовательские проекты или разрабатывать собственные креативные идеи, участвовать в спортивных мероприятиях, в ходе которых они будут учиться самостоятельно мыслить; понимать и осваивать материал, будут способными анализировать новую для них информацию; будут приобретать способность выражать собственные мысли; учиться принимать решения и нести ответственность за них, уметь формулировать свои интересы и оценивать свои возможности объективно.

Как отмечает в своей работе С.М. Головина, у образовательной среды «особенная роль в достижении образовательного результата, соответствующего современным требованиям» федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому в данном исследовании мы подробнее остановимся на структуре образовательной среды.

Информационно-образовательная среда и ее создание стала предметом ряда исследователей, а именно М.И. Башмакова, С.Г. Григорьева, С.Н. Познякова, А.П. Тряпицыной и других. В своих работах авторы рассматривают и предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды, но следует отметить, что во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на категорию субъектов и категорию объекты.

Эколого-личностная модель образовательной среды была разработана В.А. Ясвиным. Под термином «образовательная среда» по утверждению В.А. Ясвина следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Следует учесть тот факт, что если мы хотим, чтобы образовательная среда имела развивающий эффект, то она должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина,  включены три структурных компонента:

- пространственно-предметный – помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория;

- социальный включает в себя характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

- технологический (или психодидактический) включает в себя содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды образовательной среды была разработана В.В. Рубцовым. Образовательная среда, по мнению автора, понимается как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое в свою очередь создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Основанием этого подхода к образовательной среде лежит понимание того, что «необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса».

Антрополого-психологическая модель образовательной среды была предложена В.И. Слободчиковым. Базовым понятием образовательной среды выступает «совместная деятельность субъектов образовательного процесса». Автор подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, изначальная незаданность среды. Осными параметрами образовательной среды, по мнению В.И.  Слободчикова, является насыщенность среды (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации).

По мнению С.М. Головлевой, проанализировав концепции структуры образовательной среды, исследователи сходятся «во мнении о необходимости выделения в структуре образовательной среды пространственно-предметного и социального компонентов.

В результате структура образовательной среды С.М. Головлевой дополняется духовным компонентом, так как «нужно учитывать необходимость развития мышления и личностных качеств ученика через приобретение им опыта полноценной деятельности с личностно значимым результатом, с опорой на свободу выбора». Структура образовательной среды представляется следующим образом:

- материальные компоненты образовательной среды (помещения и обстановка, в которой реализуется образовательная деятельность, носители содержания образования, а также инфраструктура образовательной организации);

- общественные компоненты образовательной среды (стиль отношений и взаимоотношений, социальные ожидания и система управления образовательным процессом и отношения с внешней средой);

- духовные компоненты образовательной среды, характеризуются следующими показателями: традициями и ценностями.

Таким образом, структура образовательной среды инвариантна и может не зависеть от типа педагогического процесса.

Источники:

  1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. - СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 290с.
  2. Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - № 4. – С.18-22
  3. Слободчиков В.И. О понятиии образовательной среды в концепции развивающего образования [Текст] // 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. – М.: Самара,2001. – С.172-176
  4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.:Смысл, 2001. – 365с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии

В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...

Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»

Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Статья "Формирование комфортной образовательной среды"

Статья "Формирование комфортной образовательной среды" опубликована в сборнике "Буква", выпуск №11, 2020 год....

"Неделя психологии- 2021" Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды «Солнце в ладошке и счастье в глазах»

Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды«Солнце в ладошке и счастье в глазах»Виноградова Т.П.,...