Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»
статья по географии на тему
Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании различные формы, методы, технологии являются не самоцелью и рассматриваются в контексте одной из главных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.
Источник изменений.Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования. Реализация новой образовательной парадигмы, направленной на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», определить социальную роль в отношениях с окружающей действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы»
Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»
Актуальность опыта. В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании различные формы, методы, технологии являются не самоцелью и рассматриваются в контексте одной из главных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.
Источник изменений. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования. Реализация новой образовательной парадигмы, направленной на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», определить социальную роль в отношениях с окружающей действительностью.
Теоретическую основу педагогического опыта составили работы отечественных и зарубежных ученых в области информационно-коммуникационных технологий в образовании, а также знания педагогической науки в исследуемой области: концепция личностно-ориентированного образования (В.С.Бондаревская, В.В.Сериков), проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий (Кречетников К.Г.), общая теория личности (AT. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн), теория развивающего обучения (Н.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), теория самоопределения личности (И.С. Кон, Н.К. Абульханова - Славская), инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации (Бойко Г.М., Дубровская Е.Н.), медиаобразование: история, теория и методика (Федоров А.В.), медиаобразование: мировой и отечественный опыт (Шариков А.В.).
Основная идея педагогического опыта и ее инновационный характер заключается в том, что мы рассматриваем управление качеством географического образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, формирование информационно-коммуникативной среды, через решения задач на уровне ученика: ориентация на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий; использование совместных сетевых проектов, обучение через открытия и поиск.
На уровне учителя: повышение актуальности и новизны содержания образования; раскрытие значимости профессиональных знаний, в предоставлении обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами; применение активных, деятельностных методов и форм обучения; использование учебных инновационных заданий; построение процесса обучения в режиме субъектно-субъективных отношений; направление деятельности не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения, осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий, мотивация на протяжении всего изучения предмета, тем самым способствуя созданию креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий.
Мы видим два основных направления использования современных информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность формирования креативной образовательной среды в географическом образовании.
Первое - предполагает максимальную степень индивидуализации за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий направленных на усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач и повседневной жизни.
ИКТ-компетентные педагоги и ИКТ-активные обучающиеся
ИКТ
Образовательные технологии и цифровые образовательные сервисы, Единая коллекция цифровых и электронных образовательных ресурсов, банки данных компьютерных презентаций по предмету
Информационные ресурсы – технические и интеллектуальные: открытые профессиональные сетевые сообщества, персональные и предметные сайты, Ресурсы ИКТ других отраслей, способных поддержать образование.
Второе - рассматривает современные информационные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность, обеспечить широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе географического образования. При этом акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося смещается в область формирования «образовательной среды», в которой происходит самообучение и развитие личности обучающегося.
Исходя из накопленного педагогического опыта, целесообразно выделить представление о трудностях, трудоемкости и рисках в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование креативной образовательной среды.
Трудности – создание образовательной среды, представляющей не систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а среды, которая обеспечивала бы процесс гуманизации образования, повышение его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Моделирование индивидуальных образова тельных маршрутов, способствующих развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления через использование ИКТ, росту интеллектуальных способностей, формированию географического стиля мышления. Трудоемкость – разработка собственных информационных ресурсов на основе тщательного отбора и систематизации материала, его адаптации к требованиям стандарта, коррек тировка готовых информационных ресурсов в связи с динамично меняющимися процессами, происходящими в обществе, разработка и использование совместных сетевых проектов. Создание условий для развития исходного творческого потенциала каждого обучающегося на каждом образовательном уровне, побуждение потребности в дальнейшем самопознании. Риски – отсутствие системы и дозировки использования информационно-коммуникационных технологий противоречит здоровьесберегающим технологиям, ослабляет мотивацию обучения, снижает интерес, поиск внутренних противоречий, которые являются движущими силами саморазвития личности.
Технология опыта. Используя имеющийся опыт работы лицея в области формирования креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий в тече ние предшествующих пяти лет, учитель, поэтапно осуществлял опытную работу на новом организационном, методическом и содержательном уровне.
Первый этап – проектно-мотивационный (2006-2007 годы): выявление блоков учебного материала, возможных для использования информационно-коммуникационных технологий; создание банка компьютерных презентаций в программе Power Point на гипертекстовой основе. Внедрение электронных учебников, существенно повысивших актуальность и новизну содержания, позволяющих постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал.
Этапы формирования креативной образовательной среды
Оснащение ОУ автоматизированными рабочими местами, повышение квалификации учителей в области ИКТ
2005 - 2006 годы
2007 – 2009 годы
Обновление содержания образования путем всестороннего внедрения ИКТ, накопление опыта и использование апробированных продуктов
2009-2011 годы
Использование открытой сетевой среды в повышении квалификации, диссеминации опыта, включение Интернет и различных сетевых сервисов в урочную и внеурочную деятельность
Второй этап - формирующий (2007-2009 годы): апробированы возможности средств ИКТ в преподавании географии. Проведена диагности ка результатов достигнутых знаний, умений и ценностных отношений школьни ков разных параллелей; выявлены оптимальные методические приемы и техноло гии. Систематизирован накопленный опыт через создание персонального сайта учителя «География, наука о Земле и о Тебе», включение его в образовательный процесс, формирование электронного «Портфолио». Третий этап - рефлексивный (2009-2011 годы): использование открытой профессиональной образовательной среды, создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, в том числе наполнение и развитие персонального сайта учителя-предметника и развитие официального сайта образовательного учреждения, концентрирующего в себе все предметные области. Внедрение элементов дистанционного обучения, а включение Интернет в урочную и внеурочную деятельность, предоставление широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся.
Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определенный опыт в формировании креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий, выявлены условия, определяющие саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя. Выявлены трудности и риски.
Результативность опыта. Диагностика результатов использования ИКТ в виде психологических тестов, анкетирования на определение изменения мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального настроя, информационной культуры учащихся показала устойчивые положительные результаты: систематическое использование данных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной актуальной информации, способствующей осуществлению «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации, тем самым повышая мотивацию учащихся к изучению предмета, возможности выбора дальнейшего жизненного пути, способствует росту профессиональной компетенции и социальной мобильности педагога.
Адресная направленность опыта. Педагогический опыт и его результативность обобщены на персональном сайте учителя географии – www.kurguzov.ucoz.ru, официальном сайте МОУ «Лицей №1» - www.orenliceu.ru и может быть использован в других образовательных учреждениях. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе становления креативной образовательной среды средствами предмета формирует способность учащихся грамотно структурировать и систематизировать информацию, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.
Кургузов Виталий Александрович, учитель географии и биологии муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Оренбурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование креативной образовательной среды на основе ИКТ как основа саморазвития личности на уроках географии
В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании разл...
Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии
Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...
Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.
Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного пр...
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье отражено исследование по развитию социальной активности младших подростков средствами информационно-коммуникационных технологий, отражен опыт воспитательной деятельности по формированию у шко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
«Разработка современных систем оценки уровня достижений учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий»
То, что дети могут сделатьвместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.Л. Выготский Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на ...