Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку
статья по немецкому языку по теме

Власкина Наталья Петровна
Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Власкина Н. П.

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку.

В настоящее время благодаря утвердившемуся в педагогике и в том числе в языковой педагогике личностно-ориентированному подходу (И.С. Якиманская, И.Л. Бим), расширился и обогатился социокультурный контекст обучения иностранным языкам. Перед образованием в целом и языковым образованием в частности встали новые задачи, среди которых одной из очень значимых является задача формирования личностных качеств ученика в процессе обучения иностранному языку, позволяющих ему уметь взаимодействовать с окружающим миром и представителями разных культур. Востребованной оказалась личность, способная к критическому мышлению, обладающая такими качествами как сообразительность, наблюдательность, инициативность, для которой характерны самоуважение, уверенность и требовательность к ce6e, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная активность, то есть востребованной оказалась личность, которую можно характеризовать как личность креативную. Естественно, что креативная личность может сформироваться, в основном, в условиях креативной деятельности, в том числе и учебно-познавательной. [ 2]

Следовательно, перед иноязычным образованием, для которого в настоящее время характерны личностно-ориентированные и социокультурные подходы в обучении иностранным языкам; встает проблема создания креативной обучающей среды, позволяющей школьнику действовать как субъекту в условиях личностно-ориентированного обучения, формировать и развивать в себе качества креативной личности.

В науке установлено такое понятие, как «креативная среда обучения», которое наиболее четко отражает один из аспектов деятельности педагога, целью которого является не только обучение, но и развитие креативности обучающихся. Для создания креативной среды на уроке, необходимо создать условия, способствующие развитию креативности детей. [3]

Можно выделить некоторые общие рекомендации поддержания креативной среды в процессе урока, такие как:

- создавать на уроке творческую атмосферу;

-подбирать учебный материал таким образом, чтобы в нем присутствовали творческие задания;

- поддерживать и развивать инициативу детей и разрешать делать ошибки

- ставить перед детьми проблемные задачи, требующие творческих решений; — предоставлять возможность экспериментировать;

- учить детей задавать вопросы и находить на них ответы;

- поощрять детей и поддерживать у них мотивацию к изучению предмета;

- учитель должен быть примером для подражания;

Авторами, которые занимаются проблемой развития креативности, подчеркивается, что креативность – сложное личностное образование, развитие которого возможно только через комплексное воздействие. Окружающая среда должна поддерживать награждать новые идеи. Без поддержки среды творческие способности могут никогда не появиться.

Практически новым подходом в современной науке к проблеме творчества стало рассмотрение его через разнообразные виды деятельностей. Так, к общепризнанным видам творчества (научное, техническое, литературное, музыкальное, художественное) добавились: игровое, учебное, коммуникативное, ситуативное, военное, управленческое. Для проявления творческих способностей необходимо наличие творческой атмосферы. Для развития креативности учащихся важно поддерживать на уроке креативную среду.

Воспитательная среда общеобразовательного учреждения включает в себя как воспитательный, так и образовательный компоненты. Воспитательный компонент реализуется в процессе деятельности различных кружков, например таких как «театр на иностранном  языке», «клуб друзей английского или немецкого языка», творческих конкурсах. Образовательный компонент реализуется в процессе обучения. Два эти компонента взаимосвязаны и необходимы для развития творческого потенциала учащихся.

Во время проведения нестандартных уроков у учителей есть возможность активно развивать творческие способности.  Нестандартные уроки зачастую выходят у нас за рамки расписания и плавно переходят во внеклассную работу. Одно другому не мешает, а наоборот дополняет и делает процесс обучения интересным и увлекательным.

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков и формы работы, которые чаще всего учителя применяют в своей практике. 

1. Уроки - игры. Игра-это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае- овладение видами речевой деятельности.[1] На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

Старшеклассники охотно играют в игру «Ложные друзья переводчика», когда команда получает трудное слово, предлагаются варианты перевода, другая команда пытается запутать, предлагая свои ложные варианты. Учащиеся творчески подходят к решению этой проблемы, начинают фантазировать, придумывают необычные варианты. Обстановка на уроке раскованная, полет фантазий и творческой мысли.

Участие в игре «Учим немецкий играя». Эту игра появилась в нашем городе по инициативе Гете-института. Учащиеся играют во внеурочное время. Участвовать могут как начинающие, так и ученики с высоким уровнем обучения. Существует три тура: школьный, региональный и российский.

Для закрепления лексического материала можно использовать обычное детское домино с картинками по темам «Овощи и фрукты», «Животные» и т.д.

2. Уроки - сказки опираются на фантазию детей и развивают ее. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. Уже во 2 классе можно инсценировать сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», в среднем звене - «Белоснежку», «Бременских музыкантов». Самое главное - роли есть для всех: и для отличников, и для тех, у кого возникают трудности при изучении немецкого языка.

3. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Во внеурочной деятельности в рамках участия в городском конкурсе театральных постановок ставили постановку немецкой писательницы Элизабет Борхертс «Das rote Haus in einer kleinen Stadt». Дети любят инсценировать известное стихотворение И.В.Гете «Heidenröslein». Творчески можно подходить к работе с известным стихотворением Г.Гейне « Ich weiss nicht, was soll es bedeuten". После прочтения снимаются лексические трудности. Затем дети делятся на группы, и каждая группа получает четверостишье, к которому нужно сделать иллюстрацию. Картинки вывешиваются на доску, и дети своими словами описывают действия и образы.

4. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в немецкоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Geburtstag, Nikolaustag, Weihnachten, Valentinstag, Ostern, Oktoberfest, - рассказывать о этих праздниках и обыгрывать некоторые элементы этих праздников стало уже традицией.

5. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований. «Поле чудес», ток-шоу, викторина на знание знаков дорожного движения, домашних животных и т.д.

6. Использование компьютерных программ и Интернета на уроках немецкого языка. Характеризуется индивидуализацией обучения и интенсификацией самостоятельной работы учащихся, повышением познавательной активности и мотивации. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для старшего школьного возраста, чаще используется для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам: www.studygerman.ru/, 

http://www.learn-german.com/tests/deutschtest3-4.htm,

http://www.de-online.ru/index/testy_po_nemeckomu_jazyku/0-309

7. Песня на уроке немецкого языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и, поэтому способствует лучшему усвоению языкового материла, благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Всем известно, творчество немецких музыкантов несравнимо по популярности с англоязычными группами. Только некоторые из учащихся слушают группу «Rammstein», творчество которой не является привлекательной в плане мотивации в изучении немецкого языка. Поэтому учителю необходимо очень тщательно выбирать репертуар, интересно его преподносить. Есть известное стихотворение известного немецкого певца и композитора  Герберта Гренемейера «Männer»- мужчины. Можно начать работать с этим стихотворением накануне праздника, посвященного дню Защитника Отечества, и эту песня представить как  гимн современному мужчине. Учащиеся читают, снимаются лексические трудности. Дети спорят, если не согласны. Затем учитель предлагает ученикам самим сочинить такую песню по аналогии. А накануне «8 марта» по аналогии можно сочинить гимн современной женщине. Песни можно инсценировать, исполнять на школьной сцене. В 11 классе есть тема «Музыка». К этой теме  подобрана песня „Musik ist meine Therapie“, перед прослушиванием ставится проблема, зачем нам нужна музыка. Прослушав песню, учащиеся отвечают на этот вопрос словами из песни.

8. Учебное кино и видео на уроках немецкого языка. Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа –носителя языка. В этих целях большое значение имеют видеофильмы, которые можно приобрести на дисках или скачать с интернета практически на любую тему. Не надо ставить цели понять все. Достаточно слушать живую немецкую речь в ситуациях. Представление учеников о Мюнхене или о Гарце будет более полным и ярким, если ученики просмотрят небольшой видеоролик.

9. Урок – экскурсия, уроки– путешествие в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской и мордовской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д, Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока. По Саранску, Москве, Санкт-Петербургу ученики могут проводить экскурсии уже в 7 классе, когда они владеют достаточным лексическим запасом по данной теме. Здесь все зависит от кругозора детей. Учитель может проводить виртуальные путешествия по городам Германии. Презентации, сделанные в PowerPoint,  помогают приблизить экскурсию к реальной,

10. Урок-интервью или урок-встреча. Самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

Сейчас к нам в город достаточно часто приезжают гости из Германии, и нужно постараться не упускать возможность общения учеников с носителями языка. Учащиеся заранее самостоятельно работают над заданием по рекомендованной теме, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний, а также расширяет кругозор. Можно пригласить в школу студентов, часто выезжающих в Германию или учеников, выезжающих в Германию по школьной программе.

11. Интегрированные уроки имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь "МХК и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. Очень интересно проходят уроки, посвященные творчеству русских художников, русских композиторов. Можно рассказать о русских - народных промыслах, о творчестве великих немцев: И.В.Гете, Ф.Шиллера, Г. Гейне, о известных ученых и композиторах.

12. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Особую ценность имеют проекты, которые мы делаем для наших немецких друзей, с тем, чтобы познакомить их с нашей страной, с нашим городом, развитием спорта в нашем городе, с нашей школой в ответ на  проекты, которые мы получаем от наших друзей.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Можно еще много перечислять интересные формы работы с учащимися, но нужно подчеркнуть, что учителю сегодня повезло: ему дали свободу для творчества. Большие возможности сегодня нам дает Интернет. Можно купить много интересных журналов и газет. У учителей много возможностей посещать содержательные, поучительные семинары, выехать в Германию. Есть возможность реализовать себя во всевозможных творческих конкурсах, олимпиадах, проектах. Нужно помнить: лишь увлечённый делом учитель может увлечь других и, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Мы должны учить их добывать знания, воспитывать и развивать интерес и творчество каждым своим уроком.

1.Пассов Е.И.Урок иностранного языка в средней школе.- М.: Просвещение, 1988.- с.205

2.Наседкина С. М. Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в лингвистических гимназиях (На материале немецкого языка) : Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 222 c. РГБ ОД, 61:04-13/1796 .Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/sozdanie-kreativnoj-didakticheskoj-sredy-na-srednem-jetape-obuchenija-inostrannym.html\

3. Ларкина А.Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения Городская научно-практическая конференция. 27 октября 2011 года: сборник докладов и тезисов выступлений / Авт.-сост. В.П. Сергеева, Б.А. Кирмасов, А.В. Бахарев. — М.: МГПИ; АПКиППРО, 2011.-148 с. с. 76-79 Режим доступа: http://teacher-larkina.ru/?p=170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Формирования лексических навыков при использовании ИКТ в процессе обучения немецкому языку»

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. ...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку

В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...

Проектная работа на тему "СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации...

Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме: «Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку».

Среди проблем, которые стоят  перед российской образовательной системой, проблеме формирования личностных социально значимых качеств обучающихся придается особо важное значение. Не менее важной з...

Статья на тему "Создание креативной образовательной среды на уроках английского языка"

Креативность представляет собой необходимый элемент человеческого развития. Это особый тип мышления, позволяющий людям производить принципиально новые вещи и идеи. Тем более важной становится креативн...

Статья "Создание креативной образовательной среды на уроках иностранного языка".

поддержка одаренных школьников и их дальнейшее развитие...