Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g._a._funktsionalnaya_gramotnost.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности. Впервые термин «функциональная грамотность» (ФГ) был предложен в1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Вскоре начинает формироваться концепция функциональной грамотности как уровня образованности личности, при котором процесс овладения чтением и письмом связывается с повышением производительности труда, улучшением условий жизни и качеством образования.
Согласно определению известного психолога А.А. Леонтьева, функциональная грамотность предполагает способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как к любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и обучающемуся, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, четко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды - замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
В современной школе, на смену известной формуле:
Усвоение = Понимание + Запоминание,
должна прийти другая формула:
Овладение = Усвоение + Применение на практике, которая позволит сформировать у обучающихся в процессе изучения учебных предметов качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Содержание понятия «функциональная грамотность лиц с интеллектуальной недостаточностью», определяется, как основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией.
Структурными компонентами (индикаторами) выступают
информационно-коммуникационная грамотность, финансово-экономическая грамотность, грамотность при решении бытовых проблем, общественно- правовая грамотность.
В качестве эмпирических показателей сформированности функциональной грамотности рассматриваются умения:
- понимать и использовать письменную текстовую и числовую информацию для оформления документов по устной инструкции и по образцу;
- понимать и использовать текстовую, числовую и графическую информацию, представленную на родном языке и широко распространённых англоязычных слов, цифр, символов, для ориентировки в окружающем;
- организовывать поиск нужной текстовой, числовой и графической информации в различных источниках.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Конечно, для достижения обучающимися максимальных результатов необходимы:
- высокий уровень теоретической и практической подготовки учителя;
- организация и совершенствование предметно-развивающей среды,
- грамотный, продуманный подход к организации всех уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к обучающемуся.
Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
- технология формирования правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневая дифференциация обучения;
- информационные и коммуникационные технологии;
- технология оценивания учебных достижений, обучающихся и др.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО
- Групповая форма работы.
- Игровая форма работы.
- Творческие задания.
- Тестовые задания.
- Практическая работа.
- Ролевые и деловые игры.
- Исследовательская деятельность.
Сегодня часто используют выражение - активные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными.
(Слайд №6) Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
Особенности и характеристики активных методов:
- принудительная активизация мышления и вынужденная активность обучаемого в учебном процессе;
- устойчивая и длительная активность обучаемых, что обеспечивает их постоянную вовлеченность в учебный процесс;
- самостоятельная творческая выработка обучаемыми решений;
- повышенная степень их мотивации и эмоциональности;
- постоянное взаимодействие обучающихся и учителя в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса;
- рефлексия результатов учения, совместной деятельности педагога и обучаемых.
Вот некоторые из активных методов обучения, наиболее широко применяемые:
- методы проблемного обучения;
- лабораторная работа;
- практикумы;
- анализ конкретных ситуаций;
- действия по инструкции;
- деловая игра;
- разыгрывание ролей.
Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Компетентность, как результат образования, формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) позволяют формировать и развивать базовые учебные действия.
Чем отличаются КОЗ от традиционных?
Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий - включить обучающихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Как узнать КОЗ?
Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами.
Как составить компетентностно-ориентированное задание?
Структура компетентностно-ориентированного задания выглядит следующим образом:
Элементы задания | Назначение элементов |
1.Стимул | погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. |
2.Задачная формулировка | точно указывает на деятельность обучающегося, необходимую для выполнения задания. |
3.Источник информации: | содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания. |
4.Бланк для выполнения задания | задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания. |
5.Инструмент проверки (варианты) | модельный ответ ключ аналитическая шкала бланк наблюдений за групповой работой. |
Какие используются приёмы формирования видов функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права можно познакомиться посмотрев видео вебинара издательства «Просвещение» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Nov2tDg2czI.
С банком заданий по формированию функциональной грамотности можно познакомиться на сайте Института стратегии Российского образования РАО http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_fl.html
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Литература:
1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебнометодическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
2. Е. Камзеева (начальник отдела МЦКО): «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» https://mcko.ru/articles/2264
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
«Фольклор как средство развития музыкальных способностей обучающихся с умственной отсталостью»
Целью реализации программы образования обучающихся с умственной отсталостью, с введением ФГОС НОО с у/о (с 01.09.2016 года), является создание условий для максимального удовлетворения особых образоват...
«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»
Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...