Проект модели инклюзивного образования детей
проект по физкультуре
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школьного учреждения. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации. Школьники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 9 педагогов и 13 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях поселка и района.
В будущем это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школьного учреждения. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации. Школьники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 9 педагогов и 13 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях поселка и района.
В будущем это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zashchity_kursov_ovz.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Логунов Алексей Владимирович,
Должность: учитель физической культуры.
Пояснительная записка.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает. При изучении статистических данных в отношении детей с ОВЗ, важно отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей.
Опираясь на прогнозирование, число школьников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться школьники.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школьного учреждения. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации. Школьники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 9 педагогов и 13 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях поселка и района.
В будущем это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Актуальность проекта.
В школе обучается 260 детей в возрасте от 6,5 до 17 лет. Из них 13 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются в общеобразовательном классах. Учителями – предметниками для данных обучающихся составлены индивидуальные рабочие программы.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан школьный психолого- педагогический консилиум (ППк) из 9 работающих в этих классах педагогов школы и психолога. Из узких специалистов в школе работает психолог. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения.
50% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться, к чему в результате должны прийти, как будут сдавать экзамены. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 9 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. К сожалению, существует риск отсутствия помощи родителей, т.к. более 60% родителей обучались по программе 8 вида.
Анализ организации и создания условий обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия школьников с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения школьников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы школьникам и педагогам для достижения успеха.
Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа; специальная (коррекционная) программа 8 вида (лицензии имеются). В общеобразовательном учреждении обучается 9% больных детей. Все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности: танцевальной, «Юный художник», «Умелые руки», «Вокал», спортивные секции.
В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких школьников планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики СИПКРО;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель и задачи проекта.
Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы школьниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
Задачи:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного воспитания и обучения;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.
Принципы реализации проекта
1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
материально-техническая база:
- 2 здания кирпичных, двухэтажных, соединенных теплым переходом, рассчитано на 400 учащихся. Имеются следующие функциональные группы помещений:
- вестибюль;
- помещения:
- общего образования, включающие классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые полностью оборудованы и укомплектованы; имеются кабинеты информатики, химии (с лаборантской), физики (с лаборантской); технологии (для мальчиков и для девочек отдельно);
- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха; есть актовый зал;
- административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебныхи интерактивных досок.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект, необходимо оборудование: учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей- предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
первый этап (с 08.05.2020-31.07.2020) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
второй этап (с 01.08.2020-30.10.2020) – диагностические мероприятия, создание групп участников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
третий этап (с 31.10.2020-28.05.2021) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения школьников данной категории.
Критерии оценки реализации проекта:
1. Описание особенностей образовательной среды.
2. Сформированные нормативно-правовая и учебно-методическая базы.
3. Благоприятный микроклимат в ОУ.
4.Стабильные показатели набора учащихся школы.
5.Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
6. Динамика эмоционального состояния ребенка.
7. Снижение школьной тревожности.
8. Изменение социального статуса ребенка в группе.
9.Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования
10. Увеличение числа педагогов,
прошедших курсы повышения квалификации по теме проекте.
11.Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ
Доля родителей детей с ОВЗ, посещающих родительские собрания, являющихся членами Родительского клуба
Ожидаемые результаты:
-обеспечение права детей с ОВЗ на равный доступ к образованию, независимо от состояния здоровья, места проживания;
-совершенствование учебного процесса, повышение компетентности педработников в области инклюзивного образования;
-создание психологически комфортной среды для детей с разными возможностями;
-оказание доступной и качественной медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
-создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
План реализации проекта
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
№ | Мероприятия | Исполнители | Дата |
1. | Внесение изменений в уставы и локальные акты образовательного учреждения | Администрация | Август 2020 |
2. | Внесение изменений в штатное расписание ОУ | Завуч | Август 2020 |
3. | Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения | Администрация | Август 2020 |
4. | Создание компьютерной базы данных школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год | Администрация | Сентябрь 2020 |
5. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ | завуч | Сентябрь 2020 |
6. | Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров | Администрация ОУ | Сентябрь-декабрь 2020 |
7. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития школьников, нуждающихся в инклюзивном образовании | Зам. директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог | 2020-2021 уч. год |
8. | Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию | Администрация, педагогический коллектив | Май - август 2020 |
9. | Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно- воспитательного процесса» | Администрация, учителя- предметники, педагог-психолог, социальный педагог | Январь - май 2021г. |
10. | Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования | Администрация, учителя-предметники | 20-2021 уч. год |
11. | Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОУ | Администрация, руководители ШМО | 2020-2021 уч. год |
12. | Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) | Педагоги дополнительного образования, классные руководители | 2020-2021 уч. год |
13. | Анализ годового плана ОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. | Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники | Март 2021г. |
14. | Укрепление материально-технической базы школьного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | 2020-2021 уч. год |
15. | Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями | Администрация, педагоги, педагог-психолог | Сентябрь 2020г. |
16. | Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте | Администрация | 2020-2021 уч. год |
17. | Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования | Администрация, классные руководители, учитель физической культуры | 2020-2021 уч. год |
18. | Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей- инвалидов | педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники | По плану педагога- психолога |
19. | Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии | Учителя- предметники, классные руководители | 2020-2021 уч. год |
20. | Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Администрация, классные руководители | 2020-2021 уч. год |
21. | Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами | Педагог- психолог, классные руководители, социальный педагог, учителя-предметники | 2020-2021 уч. год |
22. | Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | Администрация | 2020-2021 уч. год |
23. | Организация работы школьного психолого- педагогического консилиума с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям | Педагог-психолог, учителя- предметники | 2020-2021 уч. год |
24. | Разработка тематических образовательных программ, учебно- методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами | Учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | 2020-2021 уч. год |
25. | Участие в конкурсах творчества учащихся на различных уровнях | Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования | 2020-2021 уч. год |
26. | Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития | Педагог-психолог, учителя- предметники, классные руководители, социальный педагог | Август- сентябрь 2020г. |
27 | Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов | Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог | 2020-2021 уч. год |
28 | Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий | Педагог- психолог, социальный педагог | 2020-2021 уч. год |
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития обучающихся. В практической деятельности планируется взаимодействие со школами своего района и методистами района.
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"
Инклюзивное образование способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами.Российска...
Создание модели инклюзивного обучения детей с ОВЗ как фактор успешной социализации в системе школьного образования
Модель инклюзивного обучения детей с ОВЗ...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Модели инклюзивного образования
Модели инклюзивного образования...
модель инклюзивного образования в МБОУ
В помощь учителю...
«Ресурсный класс» как перспективная модель инклюзивного образования для детей с ОВЗ.
Ресурсный класс в общеобразовательной организации – это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями....
Проект «Модель инклюзивного образования в рамках преподавания биологии»
Проект «Модель инклюзивного образования в рамках преподавания биологии»...