Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"
статья на тему
Инклюзивное образование способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами.Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность.На сегодняшний день апробируется модель непрерывной образовательной вертикали – эффективное сотрудничество нескольких образовательных учреждений. Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей-инвалидов в социум. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. В настоящее время система инклюзивного образования недостаточно разработана и имеет ряд проблем. В идеале инклюзивное образование должно привести к равенству прав, получению качественного образования, обеспечивающего продвижение в психическом и социально-культурном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_modeli_organizatsii_inklyuzivnogo_obrazovaniya_detey-invalidov._doc.docx.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные модели организации инклюзивного образования
детей-инвалидов
Ядыкина Ульяна Михайловна
воспитатель
ГБОУ
школы-интерната №2
г. Армавира,
Проблему доступного качественного образования для детей-инвалидов, не нарушая их прав и свобод, призвано решить инклюзивное образование. Включение детей с ограниченными возможности в общую систему образования способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами. Основные принципы инклюзивного образования опираются на общечеловеческие, гуманистические ценности: осознание ценности человеческой личности, независимо от его способностей и достижений; равенство всех участников образовательного процесса; отсутствие дискриминации; толерантность; уважение; включение каждого члена коллектива в общественную жизнь и другие.
На сегодняшний день данная программа активно внедряется не только в общеобразовательные учреждения, но и в средне-специальные, высшие учебные заведения.
Благодаря законодательным актам, таким как «Конвенция о правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН, Конституция РФ, федеральному закону «Об образовании», федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», целью которых является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав и основных свобод человека, стало возможным получение образования детьми с ограниченными возможностями на всех уровнях обучения.
Инклюзивное образование направлено на реформирование образовательных учреждений, на поиск таких педагогических подходов, которые позволят наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. Это не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов базируются на региональных положениях утвержденных департаментом образования. В них же указываются общие положения, организационные моменты, перечень необходимой документации.
Инклюзивное образование детей-инвалидов в Краснодарском крае по положению, утвержденному приказом Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.07.2012 № 5991, может реализовываться через следующие модели:
1) полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
2) частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное или дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии;
3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).
Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами осуществляет общеобразовательное учреждение.
Каждое общеобразовательное учреждение на основании примерного положения самостоятельно разрабатывает положение, которое определяет порядок организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.
Институт коррекционной педагогики РАО предусматривает:
раннее вмешательство, обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка, подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции (инклюзии) должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.
На сегодняшний день апробируется модель непрерывной образовательной вертикали – эффективное сотрудничество нескольких образовательных учреждений: "Детский сад – Центр – Школа". Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей-инвалидов в социум. Происходит преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей.
Интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.
Вместе с тем внедрение инклюзии рассматривается неоднозначно. Есть опасение, что попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
В настоящее время система инклюзивного образования недостаточно разработана и имеет ряд проблем: оснащение специальной техникой и оборудованием, модернизация зданий; наличие единой программы по организацию совместного обучения; подготовка педагогов в рамках интеграции; стереотипы и предрассудки общества.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Не смотря на имеющиеся трудности и недоработки, инклюзивное образование – открытая, современная модель развития нового динамичного общества и государства. В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе. Данная программа предполагает создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми-инвалидами. Детям с ограниченными возможностями сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, чтобы получить качественное образование и лучше адаптироваться к жизни, напротив, они смогут получить необходимые компетенции в обычном детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, институте. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Закон Краснодарского края «Об образовании»
- Конвенция о правах инвалидов ООН, 2006
- Приказ Департамента образования и науки от 11.11.2009 № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае» от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год»
- Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. Информационно-методическое издание. М., 2005
- Рекомендации министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте российской Федерации
- Блохина Л.П. Формирование профессиональных интересов у детей с особыми образовательными потребностями. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012
- Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009
- Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009
- С. Прушинский, Ю. Симонова. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. Москва: РООИ «Перспектива», 2007
- Т.А. Молодиченко. К вопросу о качестве инклюзивного образования школьников с дефицитарным развитием. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011
- ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. Редакция: М. Перфильева. - Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Создание условий для организации инклюзивного образования в образовательном учреждении
Актуальность данного исследования определена одним из приоритетных направлений государственной политики - обеспечением доступности образовательных организациий....
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...
Пути совершенствования организации инклюзивного образования в Российской Федерации
Аннотация: В данной статье автор рассказывает о возможных путях развития организации инклюзивного образования. На основе опыта Республики Казахстан. ...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...
Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.
Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....