Модели инклюзивного образования
презентация урока для интерактивной доски на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения , когда все дети , независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей .
Подлинная и формальная инклюзия Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.
Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения , его право на качественное образование, в действительности, нарушается.
Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ Практическое отсутствие нормативно-правовой базы , регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ; Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы ; Недостаток в общеобразовательных учреждениях квалифицированных кадров , владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ ; Отсутствие целенаправленной, систематической, государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток ; Н есформированность , с одной стороны, адекватного отношения общества к детям с ОВЗ , и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.
Условия успешной интеграции детей с ОВЗ: Правовые ментальные Организационно -педагогические жизнедеятельности Демократичное общество и правовая защищенность Приоритет интересов ребенка возможность: выбора модели инклюзии Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ Готовность ребенка с ОВЗ Готовность здоровых детей к совместному обучению Доброжелательная атмосфера в сообществе детей, родителей, педагогов Готовность общества в целом Система ранней диагностики отклонений Финансовое обеспечение Подготовка воспитателей, кл . руководителей, учителей-предметников к работе в инклюзивном классе Специальное обустройство пришкольной территории, мест общественного пользования, классов. Например : пандусы, подъемники, приспособленные для колясочников двери Специальное учебное оборудование, учебные материалы Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура Специальный транспорт для детей, ограниченных в передвижении
Постоянная инклюзия
Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах.
Недостатки полной постоянной инклюзии: Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам ; Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя , который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения ; Трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники.
Достоинства полной и постоянной интеграции: Адаптация и интеграция в социум , но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками Воспитание отзывчивости у здоровый детей Полноценное образование
Условия реализации полной и постоянной модели интеграции: Правила комплектования групп/классов : дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы.
Постоянная неполная интеграция По мнению Н. Д. Шматко , постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей школьного возраста , чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени.
Постоянная, но неполная интеграция может быть организована во всех типах дошкольных образовательных учреждений: в массовых, комбинированного и компенсирующего вида и в массовых школах . Дети с нарушениями интеллекта объединяются с нормально развивающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешанная».
Комплектование смешанных групп в детских садах: в дошкольной смешанной группе 2/3 детей составляют нормально развивающиеся воспитанники и 1/3 - дети с определенным отклонением в развитии .
Комплектование смешанных классов : в состав каждого общеобразовательного класса вводятся 2-3 ребенка с ОВЗ, которые периодически должны объединяться в один гибкий класс для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам.
Частичная инклюзия
Ч астичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам , количество часов и предметы по включению детей-инвалидов в инклюзивное по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.
При частичной интеграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера.
Учащиеся с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им , а в оставшееся время они объединяются для работы по специальным коррекционным программам.
В детском саду , в смешанной группе в первой половине дня фронтальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводит учитель-дефектолог, а с нормально развивающимися детьми – массовый воспитатель. Во второй половине дня все занятия проводятся совместно под руководством массового воспитателя.
Данная модель интеграции может быть реализована в ДОУ комбинированного вида, имеющих специальные группы , а также в массовых школах, в которых открыты специальные классы .
Общение и взаимодействие детей с ОВЗ и нормально развивающимися обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений, посещение кружков , участие в спортивных соревнованиях и т. д.
Эпизодическая или внеурочная инклюзия
Э пизодическая инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками , преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Эпизодическая интеграция может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения.
Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно , эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время . Социальное взаимодействие обеспечивается в 1. лагерях отдыха, 2. специально организованных походах, праздниках, 3. конкурсах , 4. при организации и проведении выставок детских работ, 5. кружках и др.
Массовые педагоги выступают в качестве организаторов совместных соревнований, выставок, конкурсов, учитель-дефектолог и воспитатель специальной группы оказывают конкретную методическую помощь массовым педагогам в организации и проведении этих мероприятий, подсказывая, как установить контакт с детьми с ОВЗ, как вовлечь их в ту совместную деятельность, где они могут быть наиболее состоятельны.
Таким образом, все выше сказанное позволяет говорить о подборе доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
Самостоятельная работа. Объединиться в микро группы; Заполнить таблицу «Модели инклюзивного образования » , пользуясь информацией, полученной во время лекции, собственным опытом, а так же используя свое творческое мышление; Нарисовать эмблему к каждой модели инклюзии, отражающую ее суть; Придумать и перечислить совместные мероприятия для нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, которые соответствуют каждой модели инклюзии Презентовать работу группы. Модель интеграции эмблема Общая характеристика плюсы минусы Условия реализации Совместные мероприятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
модель инклюзивного образования в МБОУ
В помощь учителю...
Модели инклюзивного образования
Модели инклюзивного образования...
Описание модели инклюзивного образования
Школьная модель инклюзивного образования - совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационныхусловий и механизмов, обеспечивающих создан...
«Ресурсный класс» как перспективная модель инклюзивного образования для детей с ОВЗ.
Ресурсный класс в общеобразовательной организации – это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями....
Проект модели инклюзивного образования детей
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения. Данный проект ...
Проект «Модель инклюзивного образования в рамках преподавания биологии»
Проект «Модель инклюзивного образования в рамках преподавания биологии»...