Музыкально-игровая деятельность на уроках адаптивной физической культуры для обучающихся 4 класса с ОВЗ
учебно-методическое пособие по физкультуре
Можно использовать в работе при планировании внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnd_4o_rp.doc | 113.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкально-игровая деятельность» для обучающихся 4 «О» класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГБОУ школы № 439 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 0-XI (XII) классы.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
Задачи:
- развивать координацию;
- продолжать формировать правильную осанку;
- формировать потребность к разным видам двигательной активности (основных движений и навыков, общеразвивающих умений, физическую и умственную работоспособность);
- приучать к процессам закаливания в разных видах двигательной активности;
- учить фиксировать двигательный опыт в словесных высказываниях;
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Значимым достижением в двигательном развитии обучающихся 2 класса - являются зрительно-моторные комплексы и координации, повышающие социальную самостоятельность в быту и познавательный интерес к окружающей действительности, облегчающие процесс обучения и обеспечивающие его эффективность в доступной ученику форме.
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю).
Используемые технологии обучения
- Технология разноуровневого обучения
- Коррекционно-развивающие технологии
- Проектная деятельность
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
Формы обучения
Основной формой организации учебных занятий является урок.
- очная (классно-урочная)
- дистанционная
Методы и приемы обучения
- Игровой метод с частичным использованием словесного метода.
- Практический метод с частичным использованием словесного метода.
- Наглядный метод с частичным использованием словесного метода.
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности.
- Методы формирования интереса к учению.
- Создание ситуации занимательности, ситуаций успеха.
Виды деятельности учащихся на уроке
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- предметно-практическая деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты освоения АООП ФГОС ОВЗ УО должны отражать:
- овладение доступными способами обучения (совместно, по подражанию, по инструкции),
- появление практических способов действий в играх и манипуляциях с предметами (умений брать, держать, ловить, бросать, катить и т.д.).
Личностные результаты освоения АООП ФГОС ОВЗ УО должны отражать:
- положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к сотрудничеству;
- положительное отношение к физическим упражнениям и оздоровительным мероприятиям,
- проявление интереса и потребности к передвижению в пространстве.
Базовые учебные действия.
- проявление положительного отношения к социальному миру и к явлениям в социальной жизни людей,
- проявление положительного отношения к взаимодействию в доступной форме со сверстником и социальной активности в знакомых ситуациях (в процессе обучения, во время досуговой деятельности и др.),
- проявление социального поведения в соответствии с конкретной ситуацией.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Темы | Содержание раздела |
Упражнения на ориентировку в пространстве (22 часа) | ||
Ориентировка в направлении движений. Построения, перестроения. Перестроение в круг. Шаги вперед, назад. Шаги вправо, влево. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг парами. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Ходьба и бег вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала. Ходьба с высоким подниманием колен. Бег с высоким подниманием колен. Ходьба по ориентирам Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка. Лёгкий бег. Повороты тела влево- вправо. Движения с предметами. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Лёгкий бег на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Закрепление. Упражнения на ориентировку в пространстве. | Гимнастические построения и перестроения Шаги вперед, назад, в сторону. Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков) Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба за направляющим, с различным положением рук. Медленный бег с сохранением осанки, бег в колонне за учителем. Упражнения и игры с музыкальным сопровождением, позволяющие развить пространственную ориентировку ребенка. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. | |
Ритмико-гимнастические упражнения (15 часов) | ||
Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с флажками и палками . Общеразвивающие упражнения с флажками и палками . Общеразвивающие упражнения мячами. Общеразвивающие упражнения с мячами и обручами. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Упражнения на координацию движений. Движения руками. Упражнения на координацию движений. Движения руками и ногами. Перекрёстные движения рук и ног. Упражнения ритмической гимнастики. Хлопки. Упражнения ритмической гимнастики. Топаем. Упражнение на расслабление мышц. Урок обобщения и коррекции умений учащихся. | Ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Игры с предметами и музыкальным сопровождением. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Подбрасывание мяча на разную высоту. Упражнения с массажными мячами. Игра «Прокати мяч». Метание мяча в цель по звуковому сигналу. Задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). | |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами (14 часов) | ||
Ритмические упражнения с ложками. Ритмические упражнения с бубном. Ритмические упражнения на металлофоне. Пальчиковые игры и самомассаж пальцев. Выполнение имитационных упражнений и игр. Выполнение имитационных упражнений и игр. Музыкальные игры с предметами. Мяч. Музыкальные игры с предметами. Флажок. Музыкальные игры с предметами. Лента. Игры с пением. Шумовой оркестр. Игры с речевым сопровождением. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Элементы русской пляски. | Сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Игра на дудочке, шарманке, колокольчике, треугольнике, металлофоне, ложках и т.д. Игра на музыкальных инструментах по команде под разную фоновую музыку, в разном темпе и ритме. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. | |
«Игры на точность» (9 часов) | ||
Точный бросок. Броски в мишени. Сходу - в цель. Попади в корзинку. Игра в кегли. Набрасывание колец. Игра в дартс. Игры по выбору учащихся. | Точный бросок: Для игры понадобятся 2 обруча и 2 мяча. Играют два человека. Учащиеся расходятся на 3-4 м лицом друг к другу. Между ними кладут обручи, и дают в руки один мяч. Задача игроков — точно попасть в обруч мячом так, чтобы отскочивший мяч мог поймать противоположной игрок. Если мяч задел обруч или если его не смог поймать игрок, бросок повторяется, пока все не будет выполнено правильно. Броски в мишени: Для игры понадобится мел. В этой игре бросают в мишени теннисный или литой резиновый мяч. Ведущий заранее чертит на площадке 3 мишени. Первая смещена несколько вправо от линии броска, находится на расстоянии 10 м от стартовой линии. Вторая мишень расположена точно по линии броска, на расстоянии 20 м, третья смещена несколько влево, находится на расстоянии 15 м от стартовой линии. Мишени имеют по 5 концентрических окружностей, диаметр мишеней — от 1 до 1,5 м. Их размеры и дальность расположения зависят от возраста и уровня тренированности детей. Игроки выполняют по три броска. Попадание «в яблочко» любой мишени приносит игроку 10 очков, следующая полоса — 8 очков и т. д. Последняя полоса на мишени приносит участнику 2 очка. За каждый бросок дается по одному очку. После бросков всех игроков подсчитываются результаты. Самый меткий имеет наибольшее количество очков. Сходу - в цель: На площадке обозначается линия старта, на расстоянии 10 м от нее — линия броска, далее через 10 м устанавливается мишень размером 0,5-0,8 м. Участник игры бежит от стартовой линии до линии броска и с ходу бросает теннисный мяч в мишень. Все игроки выполняют броски по очереди. Попади в корзинку: Для игры понадобиться небольшая корзинка или детское пластиковое ведерко и веревка. Корзинку подвешивают так, чтобы она могла раскачиваться, как маятник. Двое играющих встают в нескольких метрах от корзинки, повернувшись лицом в одну сторону, и пытаются забросить в нее какие-нибудь мелкие предметы. У одного игрока Игра заканчивается, когда корзинка перестает качаться. Из нее высыпают содержимое и подводят итоги игры. Выигрывает тот, чьих предметов в корзинке больше. Игра в кегли: Для игры понадобиться 10 кегель и мяч. Кегли ставятся на расстоянии 3-5м от игрока. Игроки выполняют по 2 броска. Цель сбить как можно больше кегель. Побеждает тот, кто собьет 50 кегель быстрее. Набрасывание колец: Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки. На расстоянии 1,5-2 м от фигуры проводится черта - граница, с которой дети бросают кольца. Дети должны встать на расстоянии 1,5-2 м, попасть в цель, кто попал тот и победил. | |
«Танцевальные упражнения» (8 часов) | ||
Танцевальные упражнения с платочком. Движение парами: ходьба. Движение парами: кружение на месте. Хороводы в кругу. Парная пляска. Русская хороводная пляска. Пляски с притопами, кружением, хлопками. Гопак. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперёд Хлопки. Полька. | Четкое и выразительное исполнение отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Знакомство с танцами (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Танцы и пляски Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то». Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской. Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия. Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия. |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы № 439
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Под редакцией Л.Б. Баряевой.
5. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
6. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.: Теревинф, 2006 –56 с.– (Лечебно-педагогические программы).
Предметно-развивающая образовательная среда:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- игрушки разных размеров;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных и временных представлений);
- мат;
- мячи;
- массажные мячи;
- скакалки;
- кегли;
- кольца;
- эспандер;
- гимнастические палки.
Материально-техническое (информационное, методическое)
оснащение образовательного процесса:
- http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
- http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
- www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
- http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология»;
- http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
- http://daohappiness.ru/
- http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
- http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
- http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
- http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Программа по физической культуре для освобождённых...
Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Подвижные игры на уроках адаптивной физической культуры для 1 класса обучающихся с ОВЗ
Подвижные игры для обучающихся с ОВЗ....
Технологическая карта урока адаптивной физической культуры в 8 классе коррекционной школы по теме: «Обучение прыжкам на скакалке»
Технологическая карта урокаадаптивной физической культуры в 8 классе по теме:«Обучение прыжкам на скакалке»Цель: обучение технике прыжков на скакалке на месте.Задачи урока:Образовател...
Методическая разработка урока адаптивной физической культуры в 5 классе (введение и реализация ФГОС ООО)
Методическая разработка урока адаптивной физической культуры в 5 классе (введение и реализация ФГОС ООО)...