Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
материал по физкультуре (5 класс)
В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно - деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, и отличается от традиционного конспекта только формой.
Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 47.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Кировградская школа-интернат», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Технологическая карта урока
адаптивной физической культуры
для обучающихся 5 класса с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью
Разработчик:
Сегина Нина Петровна
учитель-дефектолог высшей
квалификационной категории
2019
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.1. Актуальность…………………………………………………………………3
1.2. Нормативно-правовые документы………………………………………….4
1.3.Характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью…. 5
1.4.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью……………………………………………5
1.5.Методы коррекции двигательных навыков………………………………...7
1.6.Использование технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся на уроке по адаптивной физической культуре………………..12
II. Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 3класса с умеренной умственной отсталостью……………….16
Литература……………………………………………………………………….19
Приложение
I. Пояснительная записка.
1.1.Актуальность разработки технологической карты урока
Методологическая основа новых стандартов — системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить учащемуся общекультурное, личностное, познавательное развитие, и, главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным в первую очередь умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды предполагаемых образовательных результатов.
Наиболее удачной формой для технологической карты урока является таблица. Исходя из особенностей системно - деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.
ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.
Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, и отличается от традиционного конспекта только формой.
Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ»
2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599
3.Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) ГКОУ СО «Кировградская школа – интернат», реализуемая с 01.09.2016 г.
4.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Программы, методические рекомендации).- Псков: 2012г.
5. Методические рекомендации к организации занятий, отнесенными к специальной медицинской группе/ Сборник приказов учащимися и инструкций МП от 15.06.1987г.№21
6. Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10классы ). Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" ( постановление от 10 июля 2015 г. n 26)
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Категория детей с выраженными интеллектуальными нарушениями представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
Глубокая умственная отсталость диагностируется рано, до года или в первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной тяжестью поражения, однако степень дефекта, его структуры, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта является также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с умеренной умственной отсталостью выражается в нарушениях и слабости статистических и локомотивных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. По литературным данным при глубокой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90-100% случаев. Дети младшего возраста затрудняются принять нужную позу, не могут выдержать ее свыше 1-2 секунд. Только с 13-14 лет они сохраняют заданную позу в течение 4-7 секунд, при этом качаются, сходя с места, у них наблюдается общая напряженность.
Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо их роняют, либо слишком сжимают, дергают.
1.4.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
Наши воспитанники поступают на обучение в возрасте 6-7 лет, в младшем школьном возрасте. Для этого возраста характерны особенности развития: 1) кризис 7лет; 2) переход из мотивационно-потребностной сферы деятельности операционально-техническую; 3) преобразование ведущей деятельности и игровой в учебную; 4) появляются новообразования: формируются зачатки самосознания; формируются произвольное поведении и соподчинение мотивов; возникает потребность в общественно-значимом и общественно-одобряемом поведении; формируется рефлексия и внутренний план действий.
В ГКОУ СО «Кировградская школа – интернат» обучаются дети с умственной отсталостью, развитие которых заметно отличается от возрастных норм. В настоящее время используется гуманная терминология развития: "отклоняющее развитие", "общее психическое недоразвитие", "интеллектуальная недостаточность".
В данной работе приведена терминология, которая используется в специальной литературе и определяет умственную отсталость как нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
Психология развития представлена многочисленными теориями нормативного и отклоняющегося развития (А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, З.Фрейд, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).
Определение для аномальных детей и подростков дал Л. Пожар: это дети или подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности [21, стр. 24].
Термин "олигофрения" (от греческого "малоумный") был предложен немецким психиатром Э. Крепелиным для обозначения группы разнородных аномалий развития, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. По глубине дефекта умственная отсталость у детей при олигофрении традиционно подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. Участились случаи умственной отсталости детей из-за неблагополучной экологической и социальной среды развития: алкоголизма или наркомании родителей, особенно матери, социальной запущенности ребенка в неблагополучных семьях.
Ведущим признаком при олигофрении всех форм и степеней является общее психическое недоразвитие и недоразвитие познавательной деятельности, особенно мышления. В настоящее время термин "олигофрения" исключен из Международной классификации болезней. Предпочтение отдается термину "общее психическое недоразвитие".
Сегодня мы знаем, что специальные методы и вера в возможности ребенка позволяют сгладить умственное отставание или хотя бы дает возможность умственно отсталым детям стать более или менее самостоятельными.
Вопрос о возможности развития олигофренов является весьма важным для практики их воспитания, обучения, трудового обучения и подготовки к социальной реабилитации.
Специалисты утверждают, что дети-олигофрены способны к развитию, у них могут возникать качественно новые, более сложные психологические образования. Вместе с тем не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.
Таким образом, особенностями высшей нервной деятельности детей с умственной отсталостью являются слабость замыкательной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимосвязи первой и второй сигнальной систем.
Для их психического развития характерны несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции), конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и незрелость эмоционально-волевой сферы.
Мыслительные процессы инертные и тугоподвижные. Нет легкости перехода от одной логической связи к другой, дети с УО подолгу застревают на одном образе действий. Доступны связи между явлениями, основанные на наглядном опыте, но возникают большие трудности в понимании отвлеченных зависимостей и последовательности событий без опоры на непосредственное восприятие.
Наиболее дефектными являются высшие формы мышления, абстрактное мышление, отвлеченное мышление. Наименее дефектна форма деятельности, в основе которой лежит установление конкретных связей. Умственно отсталый ребенок по внешним признакам может установить различия, но с большим трудом определяет сходство предметов и явлений, поэтому не может оперировать родовыми и видовыми понятиями, не понимает переносный смысл пословиц и метафор. Слабость отвлеченного мышления оказывает влияние на все познавательные акты умственно отсталого ребенка: восприятие, представление и память. Внимание неустойчивое, рассеянное.
Восприятие отличается узостью, недифференцированностью, слабостью анализа и обобщений воспринятых впечатлений. Обобщенное узнавание доступнее, чем специфическое узнавание (узнавание в объекте обобщенных черт), но зачастую дети с УО предметы разного рода относят к одному и тому же роду. Различение вида крайне затруднено.
Новый материал усваивается с трудом и после многочисленных повторений. Отмечаются слабость познавательной ориентировочной деятельности и недостаточная познавательная активность. Если для детей с нормальным развитием естественно велика потребность в новых впечатлениях, которая становится познавательной потребностью, а в дальнейшем побудительной силой всего психического развития, то у детей с умственной отсталостью потребность в новых впечатлениях, а затем и познавательная потребность значительно ослаблены [9, стр. 69-73].
Поскольку для умственно отсталых младших школьников характерно глубокое своеобразие психического развития - аномальное и качественно иное, резко отличающееся от возрастных норм, - то в обучении таких детей необходимо использовать развивающие корректирующие технологии, учитывающих специфику их развития, использовать специальные приемы, элементы игровой деятельности и частое повторение учебного материала.
1.5.Методы коррекции двигательных навыков
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. К ним относятся:
- методы формирования знаний;
- методы обучения двигательным действиям;
- методы развития физических способностей;
- методы воспитания личности;
- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
- методы регулирования психического состояния детей.
В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
Методы формирования знаний
Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную).
Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для детей с умственной отсталостью, так как нарушение познавательной деятельности и психических процессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если ребенок ощущает свое тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т.п.
Дети с умственной отсталостью нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.
Формирование этих представлений должно осуществляться в следующих направлениях.
1) Закрепление знаний о строении тела и его частях:
•голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;
•туловище – спина, грудь, живот, бок;
•руки – плечо, локоть, кисть, пальцы;
•ноги – бедро, колено, стопа, пятка, носок, пальцы.
2) Знания о пространственной ориентации в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожка, середина, центр, стартовая линия и др.
3) Названия спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая скамейка, скакалка, гимнастическая стенка, перекладина, маты и др.
4) Знания об исходных положениях: стоя (основная стойка, ноги на
ширине плеч), лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на полу, на скамейке), положениях рук, туловища и ног относительно собственного тела.
5) Знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции: поднять(ся) – опуститься); согнуть(ся) – разогнуть(ся); наклонить(ся) – выпрямить(ся); повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать.
6) Знание пространственных ориентиров:
•направление движений тела и его частей: вперед-назад, вправо-влево, вниз-вверх;
•построения: в колонну, шеренгу, в круг, в пары;
•представления о движениях, означающих месторасположение (с предлогами перед, за, через, с, на, между, около, под): встать перед гимнастической скамейкой, построиться за гимнастической скамейкой, перепрыгнуть через гимнастическую скамейку, встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть с гимнастической скамейки, проползти под гимнастической скамейкой.
7) Знание подвижных игр: названия, правил, понимания сюжета и ролевых функций, последовательности действий, считалок, речитативов, если они есть в игре.
8) Знания о гигиенических требованиях к спортивной форме, одежде, обуви для занятий в зале, на открытых площадках, в бассейне, лыжных прогулках.
В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Метод слова включает:
- объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание, устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т.п.
- сопряженную речь – проговаривание хором;
- невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;
- зрительно-наглядную информацию – иллюстрации схемы тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т.п.
Практика показывает, что использование словесных методов в процессе физического воспитания умственно отсталых школьников оставляет слабые следы. Необходимо их сочетание с практической деятельностью.
Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов.
Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается (Самыличев А.С., Гуро-Фролов Р.Н., 1991; Стребелева Е.А., 1991). Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:
• одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения;
• рисование фигуры или использование плакатов человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;
• рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;
• письменное описание одного упражнения с последующим разбором и выполнением (домашнее задание);
• по мере освоения выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу.
Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным:
- упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся;
- упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком;
- упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;
- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;
- упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.
Таким образом, методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют умственно отсталым детям оперировать образным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания.
Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у данной категории детей составляет основу обучения двигательным действиям.
Методы воспитания личности
Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.
Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреждений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в домашних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности. Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности.
Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.
Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка – одна из нерешенных социальных проблем.
В этой ситуации адаптивная физическая культура выступает таким социокультурным феноменом, в котором сочетаются все три фактора воспитания. Физкультурная деятельность содержит и воспитывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации. Она решает ряд важных для личности ребенка задач:
• воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
• воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
• формирование положительной мотивации, интереса к физкультурной деятельности;
• воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование межличностных отношений и коммуникативного поведения;
• воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;
• воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения,
• формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самооценки, самоконтроля и др.
Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
1.6.Использование здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроке по адаптивной физической культуры
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). У обучающихся данной группы нарушены большинство жизненно необходимых функций организма. Именно на этом основывается применение различных здоровьесберегающих технологий, которые можно классифицировать на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- коррекционные технологии;
- технологии обучения здоровому образу жизни.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся динамические паузы, состоящие из комплексов физминуток, которые могут включать в себя различные виды гимнастики – артикуляционную, дыхательную, гимнастику для глаз, психогимнастику, релаксацию.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, образующихся в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.
При проведении артикуляционной гимнастики включаю упражнения не для постановки звуков, а для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, щёк, языка, мягкого неба.
Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю элементы метода биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, формированию грудобрюшного типа дыхания, что, в свою очередь стимулирует процесс звукообразования. На занятиях использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха без участия речи «Свеча», «Шарик», «Имитация» и др.
Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. Медики разработали множество комплексов, которые помогают укрепить и сохранить зрение детей. Все они направлены на снятие напряжения с детских глаз, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером. Кроме того, гимнастика для глаз является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях. Можно превратить любые упражнения в занимательную игру. Отличная гимнастика для глаз – упражнение и одновременно разрядка – построить рожицы. Спародируйте ежика, кота, клоуна: пусть дети вытянут губки, а глазами поведут влево-вправо-вверх-вниз, медленно открывают и закрывают глаза, дети двигаются, а глаза смотрят в одну точку и т.д. Обязательным условием является при выполнении упражнений применение наглядного материала, своевременное его обновление. Кроме того, в настоящее время создано много электронных физминуток для глаз, позволяющих максимально разнообразить проведение гимнастики.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Подобные упражнения помогают детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия. Все упражнения и игры проводятся на сюжетно-ролевом содержании.
Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети по-настоящему перешагивают через препятствия или боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.
Пальчиковая гимнастика и гимнастика для развития крупной моторики относится к коррекционным технологиям. У детей с тяжёлыми нарушением интеллекта недостаточно сформированы моторные функции. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Гимнастику провожу с речевым сопровождением, с подробным объяснением выполнения каждого элемента упражнения. При помощи движений пальцев, кистей рук, всех частей тела дети могут заучить и рассказать целые истории.
Технологии обучения здоровому образу жизни. Прежде всего, это обучение детей соблюдению режима дня, элементарным знаниям о значении режима питания; правилах приема пищи; значении физических упражнений для здоровья человека; о причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки), о влиянии вредных привычек на здоровье человека. Все эти занятия включены в программу образования и воспитания детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
II. Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 3 класса с умеренной умственной отсталостью
Образовательное учреждение: ГКОУ СО «Кировградская школа – интернат»
Учитель адаптивной физической культуры: Сегина Нина Петровна
Тема урока: Мяч. Приёмы работы с мячом.
Тип урока: закрепление навыков работы с мячом.
Форма работы: индивидуальная
Цель: формирование двигательных умений и навыков обучающихся с помощью физических упражнений с мячом.
Задачи:
1)Образовательные: Закрепление навыков владения мячом
2)Развивающие: Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
3)Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.
4)Коррекционные: Формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения.
Оборудование: Индивидуальные коврики, кегли, мячи для разных видов спорта, корзины для мячей, свисток, обручи.
Задачи и этапы урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся |
Вводно-подготовительная часть | |||
1.Организовать учащегося на работу, познакомить темой и задачами урока | Метод словесный-рассказ | 1. Построение. Приветствие. Познакомить с основными гигиеническими правилами и правилами безопасного поведения на уроке. | 1.Приветствуют учителя жестом, слушают учителя. |
2.Мотивировать учащегося к учебной деятельности. | Метод – игровой, практический | 2. Постановка целей и задач Загадка про мяч Предлагает взять мяч в руки | 2.Обучающийся вместе с учителем обследует мяч тактильно |
3.Актуализировать значимость умения выполнять гимнастические упражнения. | Практический и игровой метод Показ, объяснение Совместная деятельность обучающегося и педагога | 3. Берет обучающегося за руку, идет по кругу и выполняет вместе с ним корригирующие упражнения: ходьба на пятках, носках, на внешней и внутренней стороне стоп, с высоким подниманием бедра, в полуприсяде, боком приставными шагами | 3. Выполняет корригирующие упражнения вместе с учителем с разными заданиями для рук по показу |
Практический, игровой Словесный Совместная деятельность обучающегося и педагога | 4. Берет обучающегося за руку, бежит совместно с ним по кругу. Бег чередует с ходьбой | 4. Старается бежать по кругу совместно с учителем | |
5. Показывает, как выполнять дыхательные упражнения со звукопроизношением Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому» | 5. Выполняет дыхательные упражнения со звукопроизношением: «комарик», «жук», «паровоз», «шарик сдулся» Выполняет совместно по показу учителя | ||
6. ОРУ с мячом под музыкальное сопровождение Встает напротив учащегося, берет мяч, зеркально показывает упражнения, предлагает принять и.п., следит за осанкой | 6. Берет мяч, принимает и.п., выполняет упражнение по показу учителя, слушает указания педагога | ||
Практический и игровой метод Показ, объяснение Совместная деятельность обучающегося и педагога | 7. Показывает дыхательные упражнения лежа на коврике на полу , помогает учащемуся в выполнении Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» | 7.Принимает и.п., с помощью педагога «рука в руке» пытается выполнить упражнения Выполняет совместно по показу учителя | |
Основная часть | |||
4.Закрепление пройденного материала Применение изученного материала | Практический и игровой метод Показ, объяснение Совместная деятельность обучающегося и педагога Практический и игровой метод Показ, объяснение Практический и игровой метод Показ, объяснение Практический и игровой метод Показ, объяснение Совместная деятельность обучающегося и педагога | 1.Выполнение упражнений с мячом в парах: педагог помогает обучающемуся принять и.п., соблюдает интервал 2-3 м, показывает, как кистью руки-пальцами захватить мяч приемом снизу 2.Прокатывание мяча сидя ноги врозь 3.Ходьба по гимнастической скамейке с мячом в руках. Педагог помогает учащемуся принять и.п.,осуществляет страховку с помощью контакта «рука в руке» 4. Подвижная игра «Догони мяч». Учитель предлагает поиграть с разными по окраске, размеру мячами. Рассказывает и объясняет, показывает как нужно бросать мяч, а затем его догнать, взять в руки и поднять вверх. Повт. 3раза Игра «Собери мячи в корзину» 5 Упражнение на восстановление дыхания «Шарик». Учитель показывает, объясняет, контролирует правильность выполнения | 1.Обучающийся смотрит, слушает учителя, принимает и.п., с помощью педагога правильно располагает кисти рук к приему мяча, старается поймать мяч. Упражнение на релаксацию для кистей рук 2.Принимает и.п. ноги врозь сидя на полу , захватывает мяч руками сбоку и толчком прокатывает мяч педагогу. 3.Соблюдает правильную осанку при ходьбе по гим. скамейке и принимает помощь педагога, соблюдает ТБ 4.Обучающийся с интересом рассматривает мячи. Встает за черту, поднимает мяч вверх и с силой бросает, затем догоняет его совместно с учителем, поднимает вверх. Соблюдает ТБ 5. Упражнение на восстановление дыхания «Шарик». Ученик «Надувает шарик»: широко разводит руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувает в шарик «ФФФ…», медленно соединяя руки под шариком. Вдруг шарик «лопается». Учащийся хлопает в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш…» - произносит ученик. (2 раза). |
Заключительная часть. | |||
5.Снизить эмоциональную и физическую нагрузку. Подвести итоги урока. | Практический и игровой метод Показ, объяснение | Подведение итогов урока. Предлагает погладить самого себя по голове и сказать: «Я молодец» Упражнения на релаксацию под детскую классическую музыку Шопена «Малыш у моря» | Обучающийся выполняет указания учителя Дети ложатся на коврик, руки и ноги свободно, глаза закрыты, слушают шорох волн |
Список литературы
1.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (Программы, методические рекомендации).- Псков: 2012г.
2.Буденная Т.В., Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
3.Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
4.Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18
5.Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1-10классы ). Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004.
6.Набойкина Е.Л., Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г.
7.Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
8.Ткачева В.И., Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
9.Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
10.Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009 – 224 с.
11.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004 – 464 с., ил.
Приложение
Комплекс ОРУ:
- «Мяч за голову»
и.п.: - стоя, ноги на ш. п. мяч внизу.
1 - мяч вверх
2 - мяч за голову
3 - мяч вверх
4 - и.п. (4-5 раз)
- «Наклоны вперед»
и.п.: - стоя, ноги на ш. п, мяч перед грудью.
1 - наклон вперед, положить мяч на пол
2 - выпрямиться, развести руки в стороны
3 - наклон вперед, взять мяч
4 - и.п.. (4-5 раз)
- «Мяч вверх, носок назад»
и.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.
1- руки поднять вверх над головой, правую ногу отвести назад на носочек, прогнуться;
2 – вернуться в и.п. (повторить по 3 раза каждой ногой)
- «Вертушка»
и.п.: то же, мяч в руках перед грудью, локти в стороны;
1 - поворот туловища вправо,
2 – и. п.
3 - поворот влево.
4 – и. п. (4-5 раз)
5. Приседания «Мяч вперед»
и.п.: ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.
1 - присесть, мяч вперед;
2 - в и.п. (4-5 раз)
6. «Перенеси мяч»
и.п.: сидя, ноги в стороны, мяч справа.
1 - перенести мяч влево, коснуться пола
2 - вернуться в и.п.
Упражнение выполнять с увеличением темпа. (4-5раз)
7. «Катание мяча» (Работа в парах)
и.п.: сидя, ноги в стороны, мяч между ног.
Перекатывание мяча партнёру. (8-10 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физической культуре в 3а классе по теме"Лыжная подготовка"
Подробная разработка урока с учетом требований ФГОС...
Технологическая карта урока по физической культуре для 2 класса (ФГОС)
Технологическая карта разработана для 2 класса (ФГОС) руздел:"Гимнастика", тема урока: "Перекат вперед из упора присев"...
Технологическая карта урока адаптивной физической культур в 5 специальном классе
Занятие проводиться в форме урока-путешествия с использованием спортивных тренажеров....
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...
Технологическая карта урока адаптивной физической культуры в 8 классе коррекционной школы по теме: «Обучение прыжкам на скакалке»
Технологическая карта урокаадаптивной физической культуры в 8 классе по теме:«Обучение прыжкам на скакалке»Цель: обучение технике прыжков на скакалке на месте.Задачи урока:Образовател...