Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
план-конспект урока (10 класс) по теме
Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчитан на детей, имеющих сложный сочетанный дефект - нарушения опорно-двигательного аппарата и интелектуальную недостаточность, и направлен на закрепление у обучающихся представлений о мышцах человека, их работе, значении, способах тренировки, а также профилактику физического переутомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика»
Конспект
интегрированного урока
естествознания и адаптивной физической культуры
в 10 классе
для обучающихся с множественными нарушениями развития
на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Учителя: И.И. Потапова,
Н.А. Сорокина
Тема урока: Работа мышц. Физическое утомление
Цель: закрепить у обучающихся представление о мышцах человека, их работе, значении и способах тренировки.
Задачи:
- Образовательные:
- актуализировать имеющиеся знания о строении опорно-двигательной системы человека;
- актуализировать знания о мышцах человека, их значении и работе;
- актуализировать знания о нарушениях в работе мышц, способах их преодоления и предупреждения;
- закрепить навык выполнения физических упражнений, способствующих преодолению и предупреждению утомления и нарушения осанки.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие памяти и логического мышления;
- развитие слухового и зрительного внимания и восприятия;
- развитие связной речи;
- развитие двигательных навыков;
- развитие мускулатуры;
- тренировка координации и способности удерживать тело в пространстве.
- Воспитательные:
- воспитание усидчивости;
- воспитание самостоятельности, активности.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование:
- презентация;
- гимнастические коврики;
- ученическая мебель;
- карточки для игры «Верно-неверно»;
- карточки «разрезное предложение»;
- памятки обучающимся по профилактике физического утомления и нарушений осанки.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение темы и целей урока.
- Основная часть.
А) Беседа для актуализации имеющихся знаний.
Учитель естествознания:
- Что мы изучаем на уроках естествознания в этом учебном году? (строение тела человека)
- Что мы уже успели узнать о строении тела человека? (кости, мышцы – опорно-двигательный аппарат)
- Как мы в жизни видим работу наших мышц и костей? (ходим, пишем, танцуем, разговариваем и пр.)
- Сегодня мы остановимся более подробно на наших мышцах. Какие группы мышц вам известны? (шеи, головы, туловища, конечностей)
- Какие мышцы различаются по строению? (длинные, короткие, широкие).
Учитель АФК:
- Какие функции выполняют мышцы человека? (работа, сокращение, расслабление)
- Какие мышцы в соответствии с их работой можете назвать? (сгибатели, разгибатели)
- Чему мы учились на уроках АФК?
Б) Беседа об опорно - двигательной функции в работе мышц и их значение в формировании правильной осанки:
Мышцы обеспечивают физическую работоспособность человека. Они способны, по мере необходимости, сокращаться (напрягаться) и расслабляться. Также мышцы способны выполнять различную работу: есть мышцы сгибатели и разгибатели.
Тело человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, особенно мышцами шеи, туловища – спины, груди и брюшного пресса.
Чтобы скелет формировался правильно и не искривлялся позвоночник, эти мышцы нужно специально развивать. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, который будет способствовать развитию хорошей осанки, которая формируется в детском и юношеском возрасте до 18 лет. Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.
Признаки правильной осанки (демонстрация презентации):
- когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены и имеют волнообразный вид;
- прямое положение головы (лоб и подбородок в одной плоскости);
- грудная клетка развёрнута (плечи назад), симметричность надплечий и треугольников талии;
- поясничная часть позвоночника в умеренном лордозе, живот подтянут;
- Коленные и тазобедренные суставы разогнуты, центр равновесия проходит через ось тазобедренного сустава и впереди коленного сустава.
Осанку различают:
Очень хорошая - грудь над животом;
Хорошая – грудь и живот – одна линия;
Средняя – живот слегка выставлен;
Плохая - сутулость, живот вперёд, увеличен лордоз.
Отклонение от нормы осанки называется нарушением или дефектом.
Нарушения бывают:
1) во фронтальной плоскости (асимметрия), т.е., отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево (одно плечо и лопатка опущены по отношению к др., перекос таза, неравномерность углов талии);
2) нарушения осанки в сагиттальной плоскости (увеличение изгибов – вид сбоку):
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.
В) Физминутка (проводит один из обучающихся под руководством и с помощью учителя АФК). (Приложение 1)
Г) Учитель естествознания: Игра «Узнай группу мышц» (презентация фотографий самих детей при выполнении различных физических упражнений и действий).
Д) Учитель естествознания: Игра «верно-неверно» Обучающимся предлагаются карточки зеленого и красного цветов. Они слушают вопросы и дают ответы на них, демонстрируя карточки: верный ответ – зеленая, неверный – красная.
- верно ли, что у человека только 2 мышцы?
- верно ли, что внутренние органы выстланы гладкими мышцами?
- верно ли, что у человека есть широкие и узкие мышцы?
- верно ли, что без мышц человек может легко и быстро передвигаться в пространстве?
- верно ли, что по одной из версий слово «мышца» происходит от слова «мускулюс», что значит «мышь»?
Е) Учитель АФК.
В вопросах профилактики утомления и нарушений осанки очень важно соблюдение статодинамического режима, положения головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы:
- Постель должна быть ровной, жёсткой с невысокой подушкой и т.д.
- Режим труда и отдыха, дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
- Правильно организовать рабочее место (мебель по росту и достаточное освещение), соблюдать правильную позу во время письма и чтения с постоянным контролем.
Формула правильной осанки, сидя за столом (демонстрация правильной посадки за столом осуществляется одним из обучающихся):
- максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение;
- стопы в опоре на полу и параллельны друг другу;
- колени на одном уровне, ноги согнуты в суставах под прямым углом;
- равномерная опора на обе половинки таза;
- живот подтянут, туловище опирается на спинку стула;
- между грудью и столом расстояние в 1,5-2 см;
- предплечья симметрично и свободно лежат на столе;
- голова немного наклонена вперёд –30 см до стола, тетрадь под углом 30 градусов.
4. Бороться с порочными позами и привычками (косое положение плеч или таза, смещение веса на одну ногу и т.д.).
5. Не рекомендуется носить тяжести в одной руке.
6. Длительно сидеть или стоять в асимметричной позе.
7. Самоконтроль и тренировка перед зеркалом.
Основным средством профилактики и коррекции осанки является гимнастика, т.к. только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет.
Ж) Обучающиеся переходят на гимнастические коврики и выполняют комплекс упражнений. (Приложение 2)
3. Закрепление материала.
Задание «Собери предложение»: ОСАНКА – ПРИВЫЧНОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПОКОЕ И ПРИ ДВИЖЕНИИ.
4. Подведение итогов урока, оценивание работы обучающихся.
- Как в жизни можем применить знания, которые получаем на уроках АФК и естествознания?
- Понравился урок или нет?
- Презентация-коллаж фотографий детей (с улыбками);
- Памятки.
Приложение 1.
Физкультминутка для осанки. И.П. сидя на стуле
1 упр.- повороты головы в правую и левую стороны.
2упр.- наклоны головы к правому и левому плечу.
3 упр.- наклоны головы вперёд и слегка назад, вытягивая подбородок вверх.
4 упр.- поочерёдно поднимать плечи вверх и опускать вниз; так же одновременно.
5 упр.- И.П.- руки согнуть перед грудью, локти на уровне плеч.
1-2- рывком отвести локти назад;
3-4- рывком отвести прямые руки назад.
6 упр.- Круговые движения прямых рук назад и вперёд.
7упр.-1- правая рука в сторону, наклонить голову к правому плечу;
2-левая рука в сторону, наклонить голову к левому плечу;
3- руки на пояс, локти вперёд, наклонить голову вперёд - вниз, спина круглая;
4- отвести локти назад, соединить лопатки, поднять голову вверх.
8 упр.- И.П.- руки на поясе, спина прямая.
1- поворот туловища вправо, отвести прямую правую руку назад;
2- И.П.
3- поворот туловища влево, отвести прямую левую руку назад.
9 упр.- И.П.- руки на поясе.
1- наклон туловища вправо;
2- И.П.
3- наклон туловища влево;
4- И.П.
10 упр.- И.П. – то же. Наклоны вперёд.
11 упр.- И.П.- руки вниз, вдоль туловища.
1- руки через стороны вверх-хлопок;
2- И.П.
Приложение 2.
Примерный комплекс упражнений для осанки на уроках физкультуры или дома:
Лечебно-профилактические упражнения для осанки.
Укрепление мышц брюшного пресса:
1 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.
1-2-руки через стороны вверх, потянуться (вдох);
3-4-руки через стороны вниз, поднять голову, носки на себя (выдох).
2 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки вверх.
1-6- поднять голову и лопатки, потянуться за руками вперёд;
7-8- И.П.
3 упр.- И.П.- то же.
1-4- сесть с махом рук, руки в «крылышки».
4 упр.- И.П.- лёжа на спине руки за головой, ноги согнуты (90°).
1-3- правой рукой дотянуться до левого колена (выдох).
4-И.П. (вдох)
5-7- левой рукой дотянуться до правого колена.
8- И.П.
5 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.
Поочерёдно поднимать прямые или согнутые ноги.
6 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки за головой.
Упражнение «велосипед» (или крис-кросс).
7 упр.-И.П.- лёжа на спине, руки в стороны, ноги согнуты вместе под углом 90 градусов.
1-2- положить колени вправо;
3-4- левой рукой полукруг через верх, соединить с правой с поворотом туловища (лечь на бок).
5-6- левая рука в сторону-назад с поворотом туловища (лечь на спину и прижать лопатки);
7-8- вернуть ноги в И.П. Тоже повторять в др. сторону.
8 упр.- И.П.- лёжа на спине.
1-2- согнуть правую ногу и прижать к груди, И.П.
3-4- согнуть левую ногу и прижать к груди, И.П.
5-8- то же две ноги.
Растяжка мышц живота лёжа на спине руки вверх: потянуться к рукам и ногам ( вдох-выдох).
Укрепление мышц спины:
1 упр.- И.П.- лёжа на животе, руки согнуты под плечи.
1-2-поднять туловище в упор на предплечья, вытянуть шею и макушку вперёд;
3-4- И.П.
2 упр.- И.П. – лёжа на животе, руки в стороны, согнуты в локтях под прямым углом.
1-2- поднять туловище и руки, голову повернуть вправо.
3-4- И.П. голову положить на левое ухо.
5-8- повторить в другую сторону.
3 упр.- И.П.- лёжа на животе, руки вверх, ноги врозь.
1-2- поднять и вытянуть противоположные руку и ногу;
3-4- И.П. (вдох)
5-8- повторить с др.
4 упр.- И.П.- то же
Упр. «пловец»- поочерёдные движения руками и ногами вверх-вниз.
5 упр.- И.П.- лёжа на животе, руки согнуты перед собой, голова лежит на тыльной стороне ладоней, ноги врозь.
1-2-поднять правую руку и отвести в сторону-назад, коснуться левой, согнутой в колене ноги (стопы).
3-4- И.П.
5-8- повторить в др. сторону.
6 упр.- стоя на четвереньках.
1- поднять и вытянуть правую руку вперёд;
2- И.П.
3- то же левую руку;
4- И.П.
5- поднять и вытянуть правую ногу;
6- И.П.
7-8- с др.ноги.
Так же упр. можно выполнять на двух точках опоры, одновременно рукой и противоп. ногой.
7 упр.- И.П.- то же.
1-2-правая рука в сторону и вверх с разворотом туловища (только грудной отдел).
3-4- И.П.
5-8- то же с левой руки.
8 упр.- И.П.- то же. Сгибание рук в упоре на четвереньках.
9 упр.- И.П. – то же. Растяжка позвоночника вверх и вниз;
10 упр.- И.П.- сидя на пятках, туловище наклонить, руки вытянуть вверх - пролезание под « забором» и обратно; потянуться за руками вперёд, вправо, влево. Выдох и вдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физической культуры для обучающихся 11 класса (юноши) «Развитие силовых способностей мышц рук и плечевого пояса».
Конспект урока для 11класса и презентация к уроку по теме "Сила"...
Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...
Конспект урока по физической культуры для обучающихся 11 класса (юноши) «Развитие силовых способностей мышц рук и плечевого пояса».
Конспект урока для 11 класса и презентация к уроку по теме "Сила"...
Конспект урока по физической культуре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Конспект адаптирован для обучающихся с ОВЗ...
«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»
В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы
Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 8 класс
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежд...