Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
материал
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развития. К этой категории относятся и дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Альтернативная коммуникация призвана облегчить повседневную жизнь ребенка с ТМНР, позволить человеку реализовать свои потребности, способствовать возникновению предпосылок к активной речи. Главной задачей является подбор подходящих средств и методов альтернативной коммуникации, которые станут незаменимым помощником для ребёнка с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tmnr1.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар
«Обучение и воспитание детей с ТМНР»
Доклад
«Использование альтернативной коммуникации
на уроках адаптивной физической культуры
у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Подготовил: Оськин Михаил Викторович,
учитель физической культуры
МКОУ «Шаховская школа-интернат»
2018г.
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развития. К этой категории относятся и дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Альтернативная коммуникация призвана облегчить повседневную жизнь ребенка с ТМНР, позволить человеку реализовать свои потребности, способствовать возникновению предпосылок к активной речи. Главной задачей является подбор подходящих средств и методов альтернативной коммуникации, которые станут незаменимым помощником для ребёнка с ТМНР.
Своеобразие развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития обуславливают их особые образовательные потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, таких как: сокращение объема материала, пошаговая инструкция и помощь, специальная отработка учебного поведения, постепенное введение в ситуацию обучения, специальные методы формирования коммуникации с учителем, детьми, в дозированном введении в жизнь новизны.
Отсутствие навыков общения, а также механизмов саморегуляции у обучающихся с ТМНР затрудняют интеграцию таких детей в условия школьного обучения.
Работа на уроках адаптивной физической культуры основана на посильном двигательном развитии обучающихся, нацелена на компенсацию несформированности навыков, познавательных процессов в целом, включение компенсаторных возможностей в спортивно-игровом взаимодействии, формирование основ физической культуры, развитие у обучающихся чувства ритма, координации.
Внедрение альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры предполагает использование специфических методов и приемов работы с учетом индивидуальных возможностей детей с ТМНР.
Уроки по АФК помогают удовлетворить особые образовательные потребности, что благотворно влияет на становление личности ребенка в целом, на развитие его общих и индивидуальных психофизических способностей и возможностей. Навыки активизации двигательного развития постепенно переходят на все другие сферы деятельности ребенка.
Одной из главных задач обучения детей является социализация, в основе которой лежит потребность в коммуникации. Характеризуя коммуникативные возможности детей, следует отметить, что они определяются структурными множественными нарушениями. Поскольку дети не способны использовать вербальную речь для полноценного общения и выполнения всех её коммуникативных функций, возникает необходимость в использовании альтернативной коммуникации. Эта система становится орудием, используемым для установления и развития контактов между людьми, обмена информацией и взаимного восприятия.
Дети с ТМНР имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Часто языковые средства оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации, позволяет обучать детей с ТМНР навыкам элементарной коммуникации.
Целями использования альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры является построение эффективной функционирующей системы вербальных и невербальных способов выражения речи, развитие умения самостоятельно доносить до собеседника информацию, повышение сотрудничества ребенка с социумом. Кроме того, важным является воспитание и развитие стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширение круга общения и совершенствование средств общения.
Виды альтернативной коммуникации, которые используются на уроках адаптивной физической культуры следующие: система жестов и элементы театрализованной деятельности.
Система жестов – некоторое действие или движение тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, являющееся знаком или символом. Жесты, используемые на уроках:
- Символические, которые ребенок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения, такие как «да», «нет», «нельзя», «привет» и др
- Дополнительные жесты, такие как «смотри», «слушай», «говори», а также другие варианты использования указательного жеста.
- Жесты имитации простых игровых действий, которые используются по мере формирования новых навыков, такие как «бросать», «ловить», «дай пас» и др.
Использование элементов театрализованной деятельности заключается в привлечении детей к диалогу с помощью образной игрушки, что оказывается более эффективным, чем в ситуации прямого общения, позволяет удерживать внимание детей на инструкциях педагога. В совместной деятельности персонажи на руке показывают движения или отношение к уже выполненному ребенком действию. Ребенок редко отказывается от возможности надеть на руку зайчика и «заставить» его прыгать вместо себя. Даже не подозревая, ребенок невольно включается в процесс движений и коммуникации. Ребенок с помощью куклы учится обращаться к сверстнику или взрослому (поворачиваться, брать за руку), знакомится с адекватными невербальным знаками привлечения внимания партнера и выражения заинтересованности в нем, благодарности (погладить по руке, похлопать).
По мере расширения возможностей детей уменьшается количество оказываемой помощи и степень участия взрослого. Предлагаемые задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество. Таким образом, уроки становятся для детей местом полноценного взаимодействия. Уроки адаптивной физической культуры становится для особого ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого обучающегося урок представляет собой такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми психофизическими особенностями. В такой среде ребенок с нарушениями развития находит понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.
Сформированные навыки общения во время уроков АФК детей данной категории не только обеспечивают формирование речевой и физической культуры, но и сглаживают вторичные отклонения, расширяют возможности использования альтернативной коммуникации в быту, в досуговой деятельности, общении, тем самым создают условия социальной адаптации.
Альтернативная система общения скоординирована со всеми учебными предметами и внеурочной деятельностью. Взаимодействие с семьей ребенка также является основным звеном во внедрении такой коммуникации, поскольку она не теряет актуальность на разных этапах развития ребенка и применима для общения как в бытовых, так и в учебных ситуациях, а также в ситуациях социального взаимодействия с посторонними для ребенка людьми.
Список литературы
1. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура»). – М.: Ф и С, 2007.
2. Евсеев С. П. Адаптивный спорт / С. П. Евсеев, Ю. А. Брискин, А. В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010.
3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. -- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Ростомашвили Л. Н. Методы и формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья / Л. Н. Ростомашвили, Н. В. Лукьянченко, Т. С. Овчинникова [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура" для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В программе содержиться информация , полезная для специалистов и родителей...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.
В статье раставлены акценты в психологическом сопровождении обучающихся с ТМНР. Обозначена основа реабилитационного процесса - сотрудничество учителя, ребёнка и его семьи.Определены задачи психолого-п...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения
Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...
Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...
Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)
В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...
Из опыта работы по использованию цифровых технологий на занятиях с детьми с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), обучающимися на дому
В статье дано обоснование эффективности использования ИКТ при проведении занятий на дому с обучающимися с ТМНР, основные принципы, формы и методы работы, перечислены основные правила использования пла...