Программа внеурочной деятельности "Спортивный калейдоскоп пятиклассника"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
В процессе реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования в полной мере, организуется кружок «Спортивный калейдоскоп пятиклассника», способствующий расширению образовательного пространства, создающий дополнительные условия для развития учащихся и направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Данный кружок является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass_dlya_retsenzii.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения программы кружка
«Спортивный калейдоскоп пятиклассника»
В процессе реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования в полной мере, организуется кружок «Спортивный калейдоскоп пятиклассника», способствующий расширению образовательного пространства, создающий дополнительные условия для развития учащихся и направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Данный кружок является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в соответствии с возможностями своего организма;
- умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направлено на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья.
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающую практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция [5].
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа – 1 раз в неделю.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
школьник знает и понимает общественную жизнь | школьник ценит общественную жизнь | школьник самостоятельно действует в общественной жизни | |
Для достижения данного уровня необходимо | |||
взаимодействие обучающегося со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта | взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной профессиональной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) | взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) | |
Форма внеурочная деятельность | |||
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах | |||
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции | |||
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме |
Содержание курса «Спортивный калейдоскоп пятиклассника»
Вводное занятие. Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.
Уроки здоровья
В уроки здоровья входят следующие темы:
- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- «Чтобы забыть про докторов»: закаливание организма;
- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Игра в настольный теннис
История возникновения и развития настольного тенниса. Терминология. Правила игры в настольный теннис. Понятие об общей и специальной физической подготовке теннисистов. Практические занятия по настольному теннису с применением подвижных игр.
Лыжная подготовка
История возникновения и развития лыжного спорта. Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Ритмическая гимнастика
Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Разминка. Релаксация.
Баскетбол
История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Легкая атлетика
История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Тематическое планирование
Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся (УУД) | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на укрепление здоровья. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий о здоровом образе жизни. | Портфолио. Творческий конкурс | |
Уроки здоровья | ||||||
«Вот мы и в школе»: «Питание и здоровье»: «Моё здоровье в моих руках» «Я в школе и дома» «Чтобы забыть про докторов» | 1 | 1 | 0 | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: определять назначение физкультурно - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. | Портфолио, КВН, школьная научно-практическая конференция | |
Настольный теннис | ||||||
История возникновения и развития настольного тенниса. Терминология. Правила игры в настольный теннис | 1 | 1 | 0 | Р.: применять правила игры в н/ теннис П.: давать оценку погодным условиям, умения игры К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве с партнером необходимую взаимопомощь. | Викторина на знание правил игры | |
ОФП. Подвижные игры с элементами настольного тенниса | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать правила игры в н/ теннис в различных ситуациях П.: применять игру не только в соревновательных ситуациях, но и как развлечение К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игры в н/теннис | Школьный этап “Веселые старты” | |
СФП. Подвижные игры с элементами настольного тенниса | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать приобретенные навыки игры в н/ теннис П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игры | Школьный этап соревнований по настольному теннису | |
Обучение игре в настольный теннис | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать приобретенные навыки игры в н/ теннис П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игры | Конкурс-эстафета | |
Ритмическая гимнастика | ||||||
Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы | 1 | 1 | 0 | Р.: применять правила подбора одежды для занятий ритмической гимнастики. П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации. К.: соблюдать правила безопасности | Портфолио | |
Разминка. Акробатические упражнения и комбинации | 1 | 0 | 1 | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения танцевальных комбинаций | ||
Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация | 1 | 0 | 1 | Р.: применять правила подбора одежды для занятий ритмической гимнастики. П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации. К.: соблюдать правила безопасности | ||
Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация | 1 | 0 | 1 | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения танцевальных комбинаций. | ||
Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация | 1 | 0 | 1 | Р.: применять правила подбора одежды для занятий ритмической гимнастики. П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации. К.: соблюдать правила безопасности | Школьный этап олимпиады по физической культуре | |
Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация | 1 | 0 | 1 | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения танцевальных комбинаций | Школьный этап соревнований по гимнастике | |
Лыжная подготовка | ||||||
История возникновения и развития лыжного спорта | 1 | 1 | 0 | Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке. П.: давать оценку погодным условиям и подготовке занятий на свежем воздухе. К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Портфолио | |
Передвижения на лыжах. Одновременный одношажный ход | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах | Школьный этап соревнований по лыжным гонкам | |
Передвижения на лыжах. Одновременный бесшажный ход | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах | Школьный этап соревнований по лыжным гонкам | |
Передвижения на лыжах. Коньковый ход | 1 | 0 | 1 | Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке. П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах | Школьный этап соревнований по лыжным гонкам | |
Подъемы, спуски. | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. | Конкурс | |
Повороты, торможения. | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. | Конкурс | |
Баскетбол | ||||||
Правила техники безопасности на занятиях спортивными играми. Правила игры. Баскетбол - активный отдых | 1 | 1 | 0 | Р.: применять правила подбора одежды для занятий баскетболом. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий | Портфолио | |
Техника игровых действий и приемов | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. | Школьный этап соревнований по баскетболу | |
Взаимодействие игроков в защите и нападении | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать игру баскетбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий | Школьный этап соревнований по баскетболу | |
Передачи в парах на месте и в движении | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности | Эстафета с элементами передачи мяча | |
Техника ведения мяча на месте и в движении | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать игру баскетбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий | Эстафета с элементами ведения мяча | |
Броски в кольцо с места и после ведения мяча | 1 | 0 | 1 | Р.: выполнять правила игры. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий. | Эстафета с элементами броска мяча после ведения | |
Взаимодействие игроков в нападении и защите | 1 | 0 | 1 | Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. | Эстафета с элементами баскетбола | |
Учебная игра в минибаскетбол | 1 | 0 | 1 | Школьный этап соревнований по баскетболу | ||
Легкая атлетика | ||||||
Правила техники безопасности. Прыжковые упражнения. Метание набивного мяча | 1 | 1 | 0 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений | Портфолио | |
Беговые упражнения. Метание набивного мяча | 1 | 0 | 1 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений и метания набивного мяча. К.: соблюдать правила безопасности | Конкурс-эстафета | |
Эстафетный бег на 40-50 м | 1 | 0 | 1 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции. | Школьный этап соревнований по легкой атлетике | |
Метание малого мяча | 1 | 0 | 1 | Р.: применять упражнения малого мяча для развития физических качеств. П.: демонстрировать выполнение метания малого мяча. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча | Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью | |
Эстафетный бег на 70-80 м | 1 | 0 | 1 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции | Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью | |
Прыжки в длину с места | 1 | 0 | 1 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности. | Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью | |
Бег по пересеченной местности | 1 | 0 | 1 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений | Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью | |
Прыжок в высоту | 1 | 0 | 1 | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности | Школьный этап соревнований по прыжкам в высоту | |
Уроки здоровья | ||||||
«Я и моё ближайшее окружение» «Вот и стали мы на год взрослей» | 1 | 1 | 0 | Р.: применять подбор информации для составления портфолио П.: руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки и выполнять их. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий о здоровом образе жизни | Портфолио |
Список используемой литературы для составления программы:
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2008 г. - / Мастерская учителя;
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2008 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление);
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2008 г. – / Мастерская учителя;
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2009. - 176с. - / Мозаика детского отдыха;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (Дата обращения 03.03.2015);
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos. ru/legislation/lawacts/962912/ (Дата обращения 03.08.2015);
- Программа по физической культуре. Специальная физическая группа. 1-11 классы / Авторы составители: Т. В. Дараева и др. под общ редакцией М. Ю. Ушаковой.- М. : Издательство " глобус", 2010;
- Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. И. Лях.- 2-е издание-М.: Просвещение,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"
Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников". Социальное направление....