Программа внеурочной деятельности "Спортивный калейдоскоп пятиклассника"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

В процессе реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования в полной мере, организуется кружок «Спортивный калейдоскоп пятиклассника», способствующий расширению образовательного пространства, создающий дополнительные условия для развития учащихся и направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Данный кружок является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_klass_dlya_retsenzii.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения программы кружка

«Спортивный калейдоскоп пятиклассника»

В процессе реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования в полной мере, организуется кружок «Спортивный калейдоскоп пятиклассника», способствующий расширению образовательного пространства, создающий дополнительные условия для развития учащихся и направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Данный кружок является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- готовность к личностному самоопределению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в соответствии с возможностями своего организма;

- умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых направлено на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья.

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающую практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция [5].

Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа – 1 раз в неделю.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

школьник знает и понимает общественную жизнь

школьник ценит общественную жизнь

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Для достижения данного уровня необходимо

взаимодействие обучающегося со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта

взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной профессиональной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)

Форма внеурочная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Содержание курса «Спортивный калейдоскоп пятиклассника»

Вводное занятие.  Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.

Уроки здоровья

В уроки здоровья входят следующие темы:

- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

- «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

- «Чтобы забыть про докторов»: закаливание организма;

- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Игра в настольный теннис

История возникновения и развития настольного тенниса. Терминология. Правила игры в настольный теннис. Понятие об общей и специальной физической подготовке теннисистов. Практические занятия по настольному теннису с применением подвижных игр.

Лыжная подготовка

История возникновения и развития лыжного спорта. Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.

Ритмическая гимнастика

Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Разминка. Релаксация.

Баскетбол

История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры.  Баскетбол игра по правилам.

Легкая атлетика

История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Тематическое планирование

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся (УУД)

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

0

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на укрепление здоровья.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий о здоровом образе жизни.

Портфолио.

Творческий конкурс

Уроки здоровья

«Вот мы и в школе»:

«Питание и здоровье»:

«Моё здоровье в моих руках»

«Я в школе и дома»

«Чтобы забыть про докторов»

1

1

0

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: определять назначение физкультурно  - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.

Портфолио,

КВН, школьная научно-практическая конференция

Настольный теннис

История возникновения и развития настольного тенниса. Терминология. Правила игры в настольный теннис

1

1

0

Р.: применять правила игры в н/ теннис

П.: давать оценку погодным условиям, умения игры

К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве с партнером необходимую взаимопомощь.

Викторина на знание правил игры

ОФП. Подвижные игры с элементами настольного тенниса

1

0

1

Р.:  использовать правила игры в н/ теннис в различных ситуациях

П.: применять игру не только в соревновательных ситуациях, но и как развлечение

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игры в н/теннис

Школьный этап “Веселые старты”

СФП. Подвижные игры с элементами настольного тенниса

1

0

1

Р.:  использовать приобретенные навыки игры в н/ теннис

П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игры

Школьный этап соревнований по настольному теннису

Обучение игре в настольный теннис

1

0

1

Р.:  использовать приобретенные навыки игры в н/ теннис

П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игры

Конкурс-эстафета

Ритмическая гимнастика

Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы

1

1

0

Р.: применять правила подбора одежды для занятий ритмической гимнастики.

П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации.

К.: соблюдать правила безопасности

Портфолио

Разминка. Акробатические упражнения и комбинации

1

0

1

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения танцевальных комбинаций

Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация

1

0

1

Р.: применять правила подбора одежды для занятий ритмической гимнастики.

П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации.

К.: соблюдать правила безопасности

Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация

1

0

1

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения танцевальных комбинаций.

Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация

1

0

1

Р.: применять правила подбора одежды для занятий ритмической гимнастики.

П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации.

К.: соблюдать правила безопасности

Школьный этап олимпиады по физической культуре

Разминка. Акробатические упражнения и комбинации. Релаксация

1

0

1

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: моделировать танцевальные упражнения, комбинации.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения танцевальных комбинаций

Школьный этап соревнований по гимнастике

Лыжная подготовка

История возникновения и развития лыжного спорта

1

1

0

Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке.

П.: давать оценку погодным условиям и подготовке занятий на свежем воздухе.

К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Портфолио

Передвижения на лыжах. Одновременный одношажный ход

1

0

1

Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах

Школьный этап соревнований по лыжным гонкам

Передвижения на лыжах. Одновременный бесшажный ход

1

0

1

Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах

Школьный этап соревнований по лыжным гонкам

Передвижения на лыжах. Коньковый ход

1

0

1

Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке.

П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах

Школьный этап соревнований по лыжным гонкам

Подъемы, спуски.

1

0

1

Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах.

Конкурс

Повороты, торможения.

1

0

1

Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах.

Конкурс

Баскетбол

Правила техники безопасности на занятиях спортивными играми. Правила игры. Баскетбол - активный отдых

1

1

0

Р.: применять правила подбора одежды для занятий баскетболом.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий

Портфолио

Техника игровых действий и приемов

1

0

1

Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности.

Школьный этап соревнований по баскетболу

Взаимодействие игроков в защите и нападении

1

0

1

Р.: использовать игру баскетбол в организации активного отдыха.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий

Школьный этап соревнований по баскетболу

Передачи в парах на месте и в движении

1

0

1

Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности

Эстафета с элементами передачи мяча

Техника ведения мяча на месте и в движении

1

0

1

Р.: использовать игру баскетбол в организации активного отдыха.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий

Эстафета с элементами ведения мяча

Броски в кольцо с места и после ведения мяча

1

0

1

Р.: выполнять правила игры.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий.

Эстафета с элементами броска мяча после ведения

Взаимодействие игроков в нападении и защите

1

0

1

Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий.

К.: соблюдать правила безопасности.

Эстафета с элементами баскетбола

Учебная игра в минибаскетбол

1

0

1

Школьный этап соревнований по баскетболу

Легкая атлетика

Правила техники безопасности. Прыжковые упражнения. Метание набивного мяча

1

1

0

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений

Портфолио

Беговые упражнения.

Метание набивного мяча

1

0

1

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений и метания набивного мяча.

К.: соблюдать правила безопасности

Конкурс-эстафета

Эстафетный бег на 40-50 м

1

0

1

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции.

Школьный этап соревнований по легкой атлетике

Метание малого мяча

1

0

1

Р.: применять упражнения малого мяча для развития физических качеств.

П.: демонстрировать выполнение метания малого мяча.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча

Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью

Эстафетный бег на 70-80 м

1

0

1

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции

Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью

Прыжки в длину с места

1

0

1

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений.

К.:  соблюдать правила безопасности.

Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью

Бег по пересеченной местности

1

0

1

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений

Школьный этап соревнований по легкоатлетическому четырехборью

Прыжок в высоту

1

0

1

Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.

П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений.

К.:  соблюдать правила безопасности

Школьный этап соревнований по прыжкам в высоту

Уроки здоровья

«Я и моё ближайшее окружение»

«Вот и стали мы на год взрослей»

1

1

0

Р.: применять подбор информации для составления портфолио

П.: руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки и выполнять их.

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий о здоровом образе жизни

Портфолио

Список используемой литературы для составления программы:

  1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2008 г. - / Мастерская учителя;
  2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2008 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление);
  3. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2008 г. – / Мастерская учителя;
  4. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры. М.: Вако, 2009. - 176с. - / Мозаика детского отдыха;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (Дата обращения 03.03.2015);
  6. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015);
  7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos. ru/legislation/lawacts/962912/ (Дата обращения 03.08.2015);
  8. Программа по физической культуре. Специальная физическая группа. 1-11 классы / Авторы составители: Т. В. Дараева и др. под общ редакцией М. Ю. Ушаковой.- М. : Издательство " глобус", 2010;
  9. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. И. Лях.- 2-е издание-М.: Просвещение,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"

Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»

Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников". Социальное направление....