Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослышащих детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народная культура представляет собой основу культуры любой нации. В каждом народе испокон веков выработался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Они проявлялись и в отношении к природе, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных промыслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Ведь культура отражает жизнь народов, его опыт, культурно-духовный мир, чувства наших предков. Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений и т. п.
Рабочая программа «Культурный калейдоскоп» актуальна. Она знакомит детей с народными традициями, приобщает детей начиная со школьного возраста к истокам народной культуры через декоративно-прикладное искусство. Благодаря знакомству с декоративно-прикладным искусством обучающиеся с нарушениями слуха узнают историю зарождения народных промыслов, учатся передавать красоту окружающего мира.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Очень важно воспитать в своих воспитанниках любовь к декоративно-прикладному искусству, оно поможет выражать свои чувства.
Цель рабочей программы:
1. Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки и передача духовно культурного опыта через декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
- развивать творческое воображение и фантазию у обучающихся с нарушением слуха;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
∙ учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников с нарушениями слуха;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Программа «Культурный калейдоскоп» рассчитана на обучающихся с нарушениями слуха 1-дополнительного класса, данная программа реализуется 1 год и составляет 16,5часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Срок проведения 2015-2016 учебный год.
Так же на основе предложенных занятий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе обучающиеся с нарушениями слуха пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ребята учатся фантазировать, выражать свое мнение, развивать художественный вкус.
Рабочая программа «Культурный калейдоскоп» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
На первом уровне школьник должен уметь:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
На втором уровне школьник должен уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
На третьем уровне школьник должен уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- самостоятельно выполнять все этапы изготовления поделки;
- анализировать свои и чужие изделия (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
Система отслеживания реализации данной программы являются:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);
- отчеты по экскурсиям, практическим работам;
- защита проектов.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Теор. | Прак. | ||||
Наша Осень | 6,5 | 2,5 | 4 | ||
Осенние листья | 0,5 | 0,5 | Воспитывать внимательность и эстетический вкус. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Учить работать по предложенному учителем плану. | ||
Краски осени | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Искусство аппликации. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Рассказ об осени через рисунок. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Поделки из природного материала. | 1 | 1 | |||
Искусство складывания из бумаги. | 0,5 | 0,5 | Развивать творческое воображение детей. Закреплять приемы работы с бумагой. | ||
Оригами «Животные и птицы». | 1,5 | 1,5 | Учить складывать поделки из бумаги по типу оригами. | ||
Зимушка зима | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
Зимний пейзаж | 1,5 | 0,5 | 1 | Развивать у детей представление о празднике. Формировать бережное отношение к традициям и к естественной природе. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. | |
Культура изображений животных. | 1 | 1 | |||
Узоры природы. | 1,5 | 1,5 | |||
Весна краса | 6 | 0,5 | 5 | ||
Культура передачи красоты весенней природы через рисунок. | 0,5 | 0,5 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Определять и формулировать цель деятельности на занятии. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.Воспитывать внимательность и эстетический вкус. | ||
Культура поздравлений на праздники. | 1,5 | 0,5 | 1 | ||
Оригами «Весенние мотивы» | 1,5 | 1,5 | |||
Хантыйские фигурки животных. | 1,5 | 1,5 | |||
Лето и его красоты. | 0,5 | 0,5 | |||
Всего | 16,5 | 3 | 13,5 | ||
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведенияпо плану | Дата проведенияпо факту | ||
Наша Осень 6,5 | |||||||
Осенние листья. | 0,5 | Формирование общего представления о красоте северной природы | |||||
Краски осени | Я люблю осень | 0,5 | Дать представление о красоте .осенней природы. | ||||
Изготовление поделок из природного материала. | 0,5 | Практическая работа по изготовлению поделок из даров осени. | |||||
Аппликации: | Аппликация «Красивые листья» | 0,5 | Выполнить аппликацию из цветной бумаги . | ||||
Аппликации из бумаги и осенних листьев. | 0,5 | Научить делать аппликацию из сухих листьев. | |||||
Рассказы об осени. | Гербарий «Осень золотая» | 0,5 | Сделать композицию из листьев. Показать обучающимся различные виды работы с природным материалом. | ||||
Экскурсия по пришкольному участку. | 0,5 | Погулять по пришкольному участку, рассмотреть деревья и кустарники, назвать их.. | |||||
Чем богата осень. | Какие краски у осени? | 0,5 | Познакомить с разнообразием красок осени и передачи настроения через осенний рисунок. | ||||
На что похожи шишки? | 0,5 | Развивать у детей образное представление об осени, учить передавать мелкие детали при работе с природными материалами. | |||||
Вырезания из бумаги. | Симметричное вырезание из бумаги. | 0,5 | Познакомить с искусством вырезания из бумаги. Формировать навыков аккуратности. | ||||
Оригами «Животные и птицы» | Что такое «оригами» | 0,5 | .Познакомить с искусством оригами. | ||||
"Лягушка» | 0,5 | Уметь делать простую поделку в стиле оригами | |||||
«Рыбка-скалярия» | 0,5 | Научить делать рыбку. | |||||
«Синичка» | 0,5 | Проработка деталей и придание эстетического вида творческой работе. | |||||
Культура встречи Нового года. | История праздника «Встречи Нового года» | 0,5 | Рассказать о традициях встречи нового года, выпуск стенгазеты «Любимый праздник-Новый год». | ||||
Снежинки | 0,5 | Развивать творческое воображение. Совершенствовать технику работы с различными материалами. | |||||
Рисование «Моя ёлка» | 0,5 | Нарисовать свою домашнюю ёлку. | |||||
Культура изображений животных: | Грустный олешек | 0,5 | Развивать у детей представление родного края. Учить передавать в работе реалистичность животного. Закрепить навыки работы с пластилином и с различным природным материалом. | ||||
Скульптуры из природных материалов. | 0,5 | ||||||
Узоры природы и как их использовали наши бабушки. | Центрический орнамент. | 0,5 | Развивать у детей представление растительном орнаменте. Закрепить навыки работы с пластилином. Познакомить о традициях украшения избы, лепка изразца. | ||||
Асимметричная ветка. | 1 | ||||||
Аппликация «Весна - красна» | 0,5 | Закреплять приемы работы с бумагой –обведение листа, разрывание цветной бумаги на мелкие части. | |||||
Открытка папе. | 0,5 | Изготовить открытку, подарок папе, учить обращаться с просьбой, отбирать необходимое оборудование. | |||||
Почему надо поздравлять в праздники. | 0,5 | Знакомить с традицией поздравлений в праздничные дни. | |||||
Букет для мамы. | 0,5 | Изготовить подарок маме. Закреплять у детей практические навыки аппликации | |||||
Народный календарь. | Вербное воскресение. | 0,5 | Познакомить с праздником. Изготовить вербу. | ||||
Пасха. | 0,5 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Дать детям знания о том, что яйцо – символ жизни. | |||||
Майские праздники | 0,5 | Расширить знакомство с народными праздниками. Сделать открытку к 9 мая. | |||||
Хантыйские способы изображений птиц. | Веселые вороны | 0,5 | Развивать у детей образное представление, воображение фантазию. | ||||
Бравый петушок | 0,5 | Развивать у детей образное представление о птицах, учить передавать мелкие детали при лепке. | |||||
Птички-невелички из конусов и цилиндров | 0,5 | Развивать творческое воображение детей. Закреплять приемы работы с бумагой Формирование навыков аккуратности. | |||||
«Утка с утятами» | 0,5 | Лепка. Повторить части животного, развивать творческие способности, воспитывать аккуратность в работе. | |||||
Лето и его красоты. | 0,5 | Подведение итогов года, оформление выставки. | |||||
всего | 16,5 |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Технические средства обучения:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- бумага для акварели,
- пластилин, подложка для стола,
- фартук и нарукавники,
- клей ПВА, канцелярский,
- краски, карандаши, картон.
Библиотечный фонд (для учителя)
- Г. Н. Калайтанова. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». 1998г.
- А. Белошинская «Дошкольное воспитание». Издательство «Детство-пресс» 1998г. Санкт-Петербург.
- М. Н. Мельников. «Русский детский фольклор». Учебное пособие. Москва, 1987г.
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол.гвардия, 1989.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол.гвардия, 1991.
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
- Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
- Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.
- Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.-
М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство
АСТ-ЛТД, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216625-1362465920.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-827885-1728304785.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/17/picture-534333-1495053709.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-982976-1573543204.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Решение химических задач»
Программа составлена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 часа учебного времени в год....