Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему

Материал содержит тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnyy_kaleyd._3a.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования.        Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Разработка  Рабочей программы  «Культурный калейдоскоп» обусловлена необходимостью создания целостной системы развития традиционной культуры, а также необходимостью создания условий для обучения и передачи практических навыков народного творчества, культурных традиций, реализации свободы творчества слабослышащим и позднооглохшим обучающимся.

Актуальность, педагогическая целесообразность Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как в настоящее время стало острой необходимостью сохранять и пополнять копилку народной мудрости для последующих поколений.

В основу данной Рабочей программы положены принцип сохранения и развития традиционной народной культуры, восстановление преемственности культурных традиций, возможность раскрытия творческого потенциала личности каждого, признание ценности традиционной народной культуры.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Цель Рабочей программы: приобщение слабослышащих и позднооглохших обучающихся  к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • знакомить с традициями русского народа;
  • развивать интерес к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
  • расширять знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
  • содействовать развитию речи детей, обогащать словарь, развивать навыки связной речи слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Содержание данной программы внеклассной деятельности слабослышащих и позднооглохших обучающихся  подчиняется следующим принципам:

  • личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей обучающихся с нарушением слуха);
  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности воспитанника).

При реализации программы используются различные методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – выполнение работ.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся с нарушением слуха к народной культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности воспитанников в процессе учебно-практической деятельности.

Особенностью Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными традициями и праздниками, а также с основами декоративно-прикладного искусства.

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной культуры, практическими навыками создания предметов праздничной культуры, включая лепку игрушек из пластилина и бумагопластику.

Рабочая программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

Материал Рабочей программы разделен по блокам, которые тематически связаны с временами года, это обуславливается календарными традициями.

Рабочая программа включает в себя четыре блока:

  1. Осенины встречаем - именины отмечаем.
  2. Зимушка-зима.
  3. Русские народные традиции, праздники и промыслы.
  4. Весна-веснянка.

Важным условием реализации данной программы является развитие творческих способностей обучающихся с нарушением слуха.

Творческому развитию способствуют занятия по изготовлению игрушек, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревновательности.

Для ознакомления с русскими народными обычаями и обрядовыми праздниками, играми на русских народных инструментах, в планировании Рабочей программы включены занятия по ознакомлению детским устным народным творчеством, в частности сказками.

Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при знакомстве с устным народным творчеством является разыгрывание  русской народной сказки по ролям, а также видеозаписи сказок.

Обязательным методическим компонентом Рабочей программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня слабослышащих и позднооглохших обучающихся, является участие коллектива в детских праздниках, посещение музеев и культурных мероприятий.

В результате освоения Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  • формирование уважительного отношения к культуре страны;
  • формирование нравственных ценностей, толерантности.

Особенности реализации программы.

Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 3А класса в течение одного года - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.

  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Разработанная программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые рассматриваются в рамках базовых предметов (окружающим миром, изобразительным искусством, литературой).

 Следовательно, реализация данной Рабочей программы предполагает:

  • улучшение качества образования обучающихся с нарушением слуха,
  • развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
  • развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;
  • наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов.

        Первый уровень результатов освоения рабочей программы  предполагает знакомство с традициями народа,  духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения. Участие в конкурсах муниципального и окружного значения.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Запланированы мероприятия: экскурсии в музеи, презентации проектов.

При реализации Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся будут:

  • знать основные русские календарные праздники и их

 особенности;

  • уметь делать простые игрушки из бумаги и ткани;
  • знать основные игрушечные промыслы России.

Проверка результатов обучения детей с нарушением  слуха осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных игрушек.

Система отслеживания результатов обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся по каждому блоку включает выставки продуктов детского творчества, создание портфеля достижений. Кроме того, теоретические данные по каждой теме будут оформлены в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использоваться  на занятиях. Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.

В конце учебного года планируется организация выставки «Народные умельцы».

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Теор.

Практ.

Введение.

Культурные традиции и обряды.

1

1

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Использовать информацию, полученную на уроках.

 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы.

I.

Осенины встречаем - именины отмечаем.

8

3

5

1.1

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

1

1.2

Осень золотая в гости к нам пришла.

1

1.3

Убранство крестьянской избы.

1

1.4

Тканые ковры и коврики.

1

1.5

1.6

Как в старину пили чай.

1

1

1.7

Посещение музея русского быта.

1

1.8

«Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». 

1

II.

Зимушка-зима.

7

2

5

2.1

Русская народная сказка «Снегурушка».

1

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Слушать и понимать речь других.

Анализ объектов, сравнение, наблюдение,

Обобщение, постановка и решение проблемы, выводы.

Читать вслух тексты, понимать прочитанное.

2.2

Выставка книг зимы. Рисуем героев сказки

 «Снегурушка».

1

2.3

Мы встречаем Новый год.

1

2.4

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

1

2.5

Новогодняя ель – главный атрибут празднования Нового года и Рождества.

1

2.6

2.7

Мастерская Деда Мороза.

2

III.

Русские народные традиции, праздники и промыслы.

10

6

4

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Участвовать в диалоге. Учить узнавать изделия  мастеров, называть характерные отличия.

Способность поступать по образцу и заданному правилу.

Сохранять заданную цель.

Видеть выявленную ошибку

и исправлять её

по указанию взрослых,

контролировать собственную деятельность.

3.1

Крещенский сочельник.

1

3.2

3.3

Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома».

1

1

3.4

3.5

Жостово - народный промысел —

расписные металлические подносы. 

1

1

3.6

3.7

Вятскую игрушку называют ещё дымковской. 

1

1

3.8

3.9

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

1

1

3.10

Великий пост на Руси.

1

IV.

Весна-веснянка.

8

3

5

Определять и формулировать цель деятельности на занятии. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Уважение к своему народу, к своей родине. 

4.1

4.2

Вербное воскресенье.

1

1

4.3

4.4

Пасха — главный христианский праздник Традиции празднования Пасхи на Руси. 

1

1

4.5

Веселое настроение.

Кукла Колокольчик.

1

4.6

4.7

Русская народная сказка

«Маша и медведь».

Сказка в современном исполнении.

1

1

4.8

Викторина «Народные традиции и промыслы»

1

Итого:

34

15

19

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение.

Культурные традиции и обряды. 

1

Формирование общего представления о культуре русского народа.

I.

Осенины встречаем - именины отмечаем.

8

1.1

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

1

Дать представление о ярмарке. Рассказать о том, что продавали на ярмарках.

1.2

Осень золотая в гости к нам пришла.

1

Сделать композицию из листьев.

1.3

Убранство крестьянской избы.

1

Познакомить о традициях украшения избы, лепка.

1.4

Тканые ковры и коврики.

1

Дать представление о тканых коврах и вязаных ковриках. Изготовление коврика из бумажных салфеток.

1.5

Как в старину пили чай.

1

Познакомить с видами чая и традицией чаепития на Руси, учить правильно накрывать стол.

1.6

Приглашаем в гости к самовару.

1

Сделать рисунок самовара по заданному образцу.

1.7

Посещение музея русского быта.

1

Посетить музей русского быта, знакомство с предметами быта.

1.8

«Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». 

1

Познакомить с музыкальными инструментами, историей их создания. Игра «Угадай, на чем играют».

II.

Зимушка-зима.

7

2.1

Русская народная сказка «Снегурушка»

1

Чтение, анализ содержания. Работа над выразительностью.

2.2

Выставка книг зимы. Рисуем героев сказки.

1

Сравнение русской народной сказки  с литературной сказкой. Творческая работа

над образами. Выставка рисунков.

2.3

Мы встречаем Новый год.

1

Рассказать о традициях встречи нового года. 

2.4

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

1

Выпуск стенгазеты  «Любимый

праздник-Новый год».

2.5

Новогодняя ель – главный атрибут празднования Нового года и Рождества.

1

 Сделать елку из природного материала.

2.6

2.7

Мастерская Деда Мороза.

2

Показать способы украшения к новому году, изготовить новогодние подвески.

Изготовить маски для новогоднего карнавала.

III.

Русские народные традиции, праздники и промыслы.

10

3.1

Крещенский сочельник. Освещение воды. Праздничный

крещенский стол.

1

Познакомить  с традициями празднования крещения на Руси.

3.2

Деревянная расписная посуда.

1

Рассказать об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций.

3.3

«Золотая хохлома».

1

Раскрасить узоры хохломских ложек.

3.4

Жостово - народный промысел.

1

Знакомство с жостовским художественным промыслом.

3.5

Расписные металлические подносы.

1

Раскрасить узоры жостовских подносов.

3.6

Вятскую игрушку называют ещё дымковской. 

1

Рассказать об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций.

3.7

Виды вятской игрушки.

1

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.

3.8

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

1

Расширить знакомство с народными праздниками.

3.9

Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

1

Познакомить  с традициями масленичной недели.

3.10

Великий пост на Руси.

1

Дать понятие Великого поста.

IV.

Весна-веснянка.

8

4.1

Вербное воскресенье.

1

Познакомить с праздником, особенностями празднования.

4.2

Верба — символ

здоровья, силы, красоты.

1

Изготовить вербу из ватных шариков.

4.3

Пасха — главный христианский праздник.

1

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Дать детям знания о том, что яйцо – символ жизни.

4.4

Традиции празднования Пасхи на Руси. 

1

Научиться красить пасхальные яйца.

4.5

Веселое настроение.

Кукла Колокольчик.

1

Изготовление куклы бесшовным способом, выставка работ.

4.6

Русская народная сказка

«Маша и медведь».

1

Чтение сказки, работа над содержанием.

4.7

Сказка в современном исполнении.

1

Просмотр мультфильма «Маша и медведь»

4.8

Викторина «Народные традиции и промыслы».

1

Подведение итогов года.

Итого:

34

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Библиотечный фонд (для учителя)

  1. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
  2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
  4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
  5. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
  6. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
  7. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
  8. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
  9. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
  10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
  12. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  13. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  14. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.

Библиотечный фонд (для обучающихся)

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.
  2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
  3. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
  4. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • интерактивная доска,        
  • наглядные материалы, плакаты,
  • накопительные папки по отдельным темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...