Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
рабочая программа на тему
Материал содержит тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnyy_kaleyd._3a.docx | 57.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Разработка Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» обусловлена необходимостью создания целостной системы развития традиционной культуры, а также необходимостью создания условий для обучения и передачи практических навыков народного творчества, культурных традиций, реализации свободы творчества слабослышащим и позднооглохшим обучающимся.
Актуальность, педагогическая целесообразность Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как в настоящее время стало острой необходимостью сохранять и пополнять копилку народной мудрости для последующих поколений.
В основу данной Рабочей программы положены принцип сохранения и развития традиционной народной культуры, восстановление преемственности культурных традиций, возможность раскрытия творческого потенциала личности каждого, признание ценности традиционной народной культуры.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Цель Рабочей программы: приобщение слабослышащих и позднооглохших обучающихся к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- знакомить с традициями русского народа;
- развивать интерес к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширять знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
- содействовать развитию речи детей, обогащать словарь, развивать навыки связной речи слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Содержание данной программы внеклассной деятельности слабослышащих и позднооглохших обучающихся подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей обучающихся с нарушением слуха);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности воспитанника).
При реализации программы используются различные методы обучения:
- словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – демонстрация иллюстративного материала;
- практические – выполнение работ.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся с нарушением слуха к народной культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности воспитанников в процессе учебно-практической деятельности.
Особенностью Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными традициями и праздниками, а также с основами декоративно-прикладного искусства.
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной культуры, практическими навыками создания предметов праздничной культуры, включая лепку игрушек из пластилина и бумагопластику.
Рабочая программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
Материал Рабочей программы разделен по блокам, которые тематически связаны с временами года, это обуславливается календарными традициями.
Рабочая программа включает в себя четыре блока:
- Осенины встречаем - именины отмечаем.
- Зимушка-зима.
- Русские народные традиции, праздники и промыслы.
- Весна-веснянка.
Важным условием реализации данной программы является развитие творческих способностей обучающихся с нарушением слуха.
Творческому развитию способствуют занятия по изготовлению игрушек, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревновательности.
Для ознакомления с русскими народными обычаями и обрядовыми праздниками, играми на русских народных инструментах, в планировании Рабочей программы включены занятия по ознакомлению детским устным народным творчеством, в частности сказками.
Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при знакомстве с устным народным творчеством является разыгрывание русской народной сказки по ролям, а также видеозаписи сказок.
Обязательным методическим компонентом Рабочей программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня слабослышащих и позднооглохших обучающихся, является участие коллектива в детских праздниках, посещение музеев и культурных мероприятий.
В результате освоения Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к культуре страны;
- формирование нравственных ценностей, толерантности.
Особенности реализации программы.
Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 3А класса в течение одного года - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Разработанная программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые рассматриваются в рамках базовых предметов (окружающим миром, изобразительным искусством, литературой).
Следовательно, реализация данной Рабочей программы предполагает:
- улучшение качества образования обучающихся с нарушением слуха,
- развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
- развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;
- наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов.
Первый уровень результатов освоения рабочей программы предполагает знакомство с традициями народа, духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения. Участие в конкурсах муниципального и окружного значения.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Запланированы мероприятия: экскурсии в музеи, презентации проектов.
При реализации Рабочей программы «Культурный калейдоскоп» слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся будут:
- знать основные русские календарные праздники и их
особенности;
- уметь делать простые игрушки из бумаги и ткани;
- знать основные игрушечные промыслы России.
Проверка результатов обучения детей с нарушением слуха осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных игрушек.
Система отслеживания результатов обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся по каждому блоку включает выставки продуктов детского творчества, создание портфеля достижений. Кроме того, теоретические данные по каждой теме будут оформлены в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использоваться на занятиях. Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.
В конце учебного года планируется организация выставки «Народные умельцы».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Теор. | Практ. | ||||
Введение. Культурные традиции и обряды. | 1 | 1 | Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Использовать информацию, полученную на уроках. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | ||
I. | Осенины встречаем - именины отмечаем. | 8 | 3 | 5 | |
1.1 | Солнце яркое встает. Спешит на ярмарку народ. | 1 | |||
1.2 | Осень золотая в гости к нам пришла. | 1 | |||
1.3 | Убранство крестьянской избы. | 1 | |||
1.4 | Тканые ковры и коврики. | 1 | |||
1.5 1.6 | Как в старину пили чай. | 1 | 1 | ||
1.7 | Посещение музея русского быта. | 1 | |||
1.8 | «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». | 1 | |||
II. | Зимушка-зима. | 7 | 2 | 5 | |
2.1 | Русская народная сказка «Снегурушка». | 1 | Проговаривать последовательность действий на занятии. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. Анализ объектов, сравнение, наблюдение, Обобщение, постановка и решение проблемы, выводы. Читать вслух тексты, понимать прочитанное. | ||
2.2 | Выставка книг зимы. Рисуем героев сказки «Снегурушка». | 1 | |||
2.3 | Мы встречаем Новый год. | 1 | |||
2.4 | Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! | 1 | |||
2.5 | Новогодняя ель – главный атрибут празднования Нового года и Рождества. | 1 | |||
2.6 2.7 | Мастерская Деда Мороза. | 2 | |||
III. | Русские народные традиции, праздники и промыслы. | 10 | 6 | 4 | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Участвовать в диалоге. Учить узнавать изделия мастеров, называть характерные отличия. Способность поступать по образцу и заданному правилу. Сохранять заданную цель. Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых, контролировать собственную деятельность. |
3.1 | Крещенский сочельник. | 1 | |||
3.2 3.3 | Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома». | 1 | 1 | ||
3.4 3.5 | Жостово - народный промысел — расписные металлические подносы. | 1 | 1 | ||
3.6 3.7 | Вятскую игрушку называют ещё дымковской. | 1 | 1 | ||
3.8 3.9 | Масленица — весенний праздник проводов зимы. | 1 | 1 | ||
3.10 | Великий пост на Руси. | 1 | |||
IV. | Весна-веснянка. | 8 | 3 | 5 | Определять и формулировать цель деятельности на занятии. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Уважение к своему народу, к своей родине. |
4.1 4.2 | Вербное воскресенье. | 1 | 1 | ||
4.3 4.4 | Пасха — главный христианский праздник Традиции празднования Пасхи на Руси. | 1 | 1 | ||
4.5 | Веселое настроение. Кукла Колокольчик. | 1 | |||
4.6 4.7 | Русская народная сказка «Маша и медведь». Сказка в современном исполнении. | 1 | 1 | ||
4.8 | Викторина «Народные традиции и промыслы» | 1 | |||
Итого: | 34 | 15 | 19 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Введение. Культурные традиции и обряды. | 1 | Формирование общего представления о культуре русского народа. | |||
I. | Осенины встречаем - именины отмечаем. | 8 | |||
1.1 | Солнце яркое встает. Спешит на ярмарку народ. | 1 | Дать представление о ярмарке. Рассказать о том, что продавали на ярмарках. | ||
1.2 | Осень золотая в гости к нам пришла. | 1 | Сделать композицию из листьев. | ||
1.3 | Убранство крестьянской избы. | 1 | Познакомить о традициях украшения избы, лепка. | ||
1.4 | Тканые ковры и коврики. | 1 | Дать представление о тканых коврах и вязаных ковриках. Изготовление коврика из бумажных салфеток. | ||
1.5 | Как в старину пили чай. | 1 | Познакомить с видами чая и традицией чаепития на Руси, учить правильно накрывать стол. | ||
1.6 | Приглашаем в гости к самовару. | 1 | Сделать рисунок самовара по заданному образцу. | ||
1.7 | Посещение музея русского быта. | 1 | Посетить музей русского быта, знакомство с предметами быта. | ||
1.8 | «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». | 1 | Познакомить с музыкальными инструментами, историей их создания. Игра «Угадай, на чем играют». | ||
II. | Зимушка-зима. | 7 | |||
2.1 | Русская народная сказка «Снегурушка» | 1 | Чтение, анализ содержания. Работа над выразительностью. | ||
2.2 | Выставка книг зимы. Рисуем героев сказки. | 1 | Сравнение русской народной сказки с литературной сказкой. Творческая работа над образами. Выставка рисунков. | ||
2.3 | Мы встречаем Новый год. | 1 | Рассказать о традициях встречи нового года. | ||
2.4 | Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю! | 1 | Выпуск стенгазеты «Любимый праздник-Новый год». | ||
2.5 | Новогодняя ель – главный атрибут празднования Нового года и Рождества. | 1 | Сделать елку из природного материала. | ||
2.6 2.7 | Мастерская Деда Мороза. | 2 | Показать способы украшения к новому году, изготовить новогодние подвески. Изготовить маски для новогоднего карнавала. | ||
III. | Русские народные традиции, праздники и промыслы. | 10 | |||
3.1 | Крещенский сочельник. Освещение воды. Праздничный крещенский стол. | 1 | Познакомить с традициями празднования крещения на Руси. | ||
3.2 | Деревянная расписная посуда. | 1 | Рассказать об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. | ||
3.3 | «Золотая хохлома». | 1 | Раскрасить узоры хохломских ложек. | ||
3.4 | Жостово - народный промысел. | 1 | Знакомство с жостовским художественным промыслом. | ||
3.5 | Расписные металлические подносы. | 1 | Раскрасить узоры жостовских подносов. | ||
3.6 | Вятскую игрушку называют ещё дымковской. | 1 | Рассказать об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. | ||
3.7 | Виды вятской игрушки. | 1 | Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | ||
3.8 | Масленица — весенний праздник проводов зимы. | 1 | Расширить знакомство с народными праздниками. | ||
3.9 | Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. | 1 | Познакомить с традициями масленичной недели. | ||
3.10 | Великий пост на Руси. | 1 | Дать понятие Великого поста. | ||
IV. | Весна-веснянка. | 8 | |||
4.1 | Вербное воскресенье. | 1 | Познакомить с праздником, особенностями празднования. | ||
4.2 | Верба — символ здоровья, силы, красоты. | 1 | Изготовить вербу из ватных шариков. | ||
4.3 | Пасха — главный христианский праздник. | 1 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Дать детям знания о том, что яйцо – символ жизни. | ||
4.4 | Традиции празднования Пасхи на Руси. | 1 | Научиться красить пасхальные яйца. | ||
4.5 | Веселое настроение. Кукла Колокольчик. | 1 | Изготовление куклы бесшовным способом, выставка работ. | ||
4.6 | Русская народная сказка «Маша и медведь». | 1 | Чтение сказки, работа над содержанием. | ||
4.7 | Сказка в современном исполнении. | 1 | Просмотр мультфильма «Маша и медведь» | ||
4.8 | Викторина «Народные традиции и промыслы». | 1 | Подведение итогов года. | ||
Итого: | 34 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
- Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985.
- Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988.
- Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
- Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
- Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.
- Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- медиапроектор,
- интерактивная доска,
- наглядные материалы, плакаты,
- накопительные папки по отдельным темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...