Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 5 класс
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Для желающих есть возможность улучшить свою физическую подготовленность, определиться с интересами и возможностями для специализации в том или ином виде спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.vneurochka_5klass.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности по физической культуре 5 класс
«Подвижная игра как средство для развития гармонически активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»
Разработал:
Учитель физической культуры
Рощина В.Б.
Пояснительная записка.
Нормативная основа:
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011.
- ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. – М.: просвещение, 2011.
- Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы»
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993)
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28
План внеурочной деятельности соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа внеклассной деятельности по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе:
- Конвенция о правах ребенка;
-закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»;
- федерального компонента государственного стандарта начального образования;
-примерной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов» Авторы В.И. Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2016.
Внеурочная деятельность содействует развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности личности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности,
спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья и расширению кругозора.
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Для желающих есть возможность улучшить свою физическую подготовленность, определиться с интересами и возможностями для специализации в том или ином виде спорта.
Внеклассная работа по общей физической подготовке «Подвижные игры» входит в образовательную область «Физическая культура».
В соответствии с ФГОС начального и основного общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Программа «Подвижные игры» рассчитана на обучающихся 5 классов. Предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий общей физической подготовки, спортивных мероприятий и праздников спорта.
Сегодня у школьников малоподвижный образ жизни, который отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. В рамках внеурочной деятельности подвижные игры в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Через подвижные игры вырабатывается у детей бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Который в дальнейшем помогают безболезненно приспособиться к жизни. Командные состязания учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то процесс игры включает в себя постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Подвижные игры как правило оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. На смену одной игре приходят другие. Все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они не только вызывают активную работу мысли, но и способствуют расширению кругозора, а так же уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени
развития. Тем самым ученые пришли к выводу, что игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все жизненные впечатление, переживания, фантазии, задумки малыши отражают в условно-игровой форме, которая способствует конкретному перевоплощению в образы тех персонажей, присутствующих в игре, например: («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т. д.). Ситуация игры увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которыми нужно умело подчеркивать в образе, что требует будоражит у детей активную умственную деятельность. Игра, в которой отсутствует сюжетная линия и построена лишь на определенных игровых заданиях, также имеет много познавательного материала, который способствует расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его самостоятельности действий и мышления . Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое значение воспитательного характера заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра такой продукт, который требует внимания, умения ориентироваться в пространстве, выдержки, сообразительности и ловкости , проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного»), чувства ответственности, смелости, находчивости.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Традиционным средством педагогики являются народные подвижные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На современный взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В нашем мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Полет движения сочетается с духовным обогащением детей. У ребенка формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, а так же развиваются лидерские качества и чувства дружеского плеча.
В народных играх присутствуют нотки юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
В наше время общеобразовательные учреждения посещают дети разных национальностей они повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.
Данный курс является неким проводником между детьми, который помогает находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству своего края через игры, вовлекая в нее, а так же увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети, чаще всего сами являются авторами игр, который чаще всего врастают корнями в историю класса и школы, пользуясь популярностью и всеобщей любовью. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры. Логической апогеей завершения курса может стать интернациональная игра, созданная учащимися, которая будет интересна детям всего мира.
Цель: сформировать в детях гармонически развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
- научить детей играть активно, честно и самостоятельно;
- вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться и готовить к изменяющимся условиям окружающей среды;
- находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, не ущемляя интереса других;
- способствовать воспитанию нравственных чувств, чувства коллективизма и модели «один за всех и все за одного»;
- сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Программа разработана для детей 1-4 классов, рассчитана на 1 час в неделю, и по возможности заполнения пробелов в течении дня (перемены без драк, физкультминутки), что бывает очень часто.
Программа также предполагает проектную деятельность учащихся совместно с родителями или выбранным учителем школы по желанию ребенка, по темам: «Старинные детские игры», «Во что играл мой дедушка», «Вспомним забытые игры»,«Игры народов Кавказа», «Как появляются новые игры» придумывание зачинов, считалок и т.д. Результатом такой проектной деятельности детей станет «Школьная книга рекордов».
Содержание программы.
В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. Кроме того, в программу постарались включить комплексные гимнастические упражнения, пальчиковые игротренинги, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки, уроки релаксации, арттерапии, музыкотерапии и многие другие компоненты, помогающие школьнику снять напряжения и эмоционально отдохнуть.
Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх. Вводятся такие понятия как структура игры, правила игры, правила общения, правила безопасности, правила толерантности и мн.др..
В программу включены инсценировки, театрализованные представления, беседы о правилах общения и безопасного поведения вовремя занятий; беседы о ЗОЖ, «ПДД», «Безопасный Интернет», сказкотерапия и мн.др.
1.Знания о физической культуре.
Решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, защита иммунитета;
- содействие гармоничному физическому развитию;
- выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений, темпа, тактики, борьбы;
- развитие координационных способностей (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве)
- развитие кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости).
- выработка представлений об основных видах спорта, героях спорта, потерь в спорте, спортивном инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
- создание условий для закаливания воспитанников ( занятия проводятся на открытом воздухе, главная цель занятий - повышение уровня общей физической подготовки учащихся и приспособление организма к сюрпризам погоды)
2. Массовая физкультурно-оздоровительная работа.
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима воспитанников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.
Спортивные мероприятия должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей, их родителей и педагогов. Этот прирост возможен через увеличение спортивных кружков и проводимых соревнований, через привлечение к соревнованиям детей разного возраста, родителей и активное участие в соревнованиях болельщиков, а так же агитбригады, флешмобов, выпуском спортивных газет и мн.др.
Подвижные игры - жизненно важная разрядка, которая необходима для удовлетворения естественных потребностей детей в активном движении, жажды деятельности, соревнования и духа достойного соперничества.
Спортивные игры - важное средство развития ловкости, быстроты, силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения ориентироваться в сложной ситуации и принимать единственно верное решение.
Игровая деятельность участников при проведении соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передаче опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.
Реализация данного направления
- «Путешествие в страну Спортландию».
- «Путешествие в страну НЕБОЛЕЙКА».
- Занятие -беседа «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
- Занятие –беседа «Враги организма».
- Занятие –беседа «Вредные привычки».
- Занятие –беседа «На что способно мое тело?».
- Игра – путешествие «Азбука здоровья».
- Игра – путешествие «знаешь ПДД- значит живешь».
- Литературно – спортивный праздник «Богатырская сила наша».
- Спортивно – оздоровительное мероприятие «Кто сколько жует – тот столько живет».
- Спортивно-оздоровительный праздник «День здоровья у непосед».
- Спортивно-оздоровительный праздник «Кто во что горазд».
- Туристический поход «Путешествие в страну ЗОЖ».
3. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников.
Основная задача - довести до детей информацию о том, что здоровье - это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья и продления жизни.
Реализация данного направления
- Конкурсы рисунков на тему " Мы любим спорт"
- Конкурсы газет и плакатов на тему " Спорт - это жизнь"
- «Безопасный Интернет»
- Конкурсы сочинений на тему " Мы за здоровый образ жизни"
- «Сочини спортивную сказку»
- Оформление уголка с фотографиями лучших спортсменов.
- Чествование лучших спортсменов, создание имиджа "спортсмена - здорового человека"
- Привлечение в состав спортивной команды как можно больше учеников, родителей, педагогов, для улучшения спортивных достижений.
4. Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового поколения.
Вспомним слова известного педагога В.Сухомлинского: "Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное". Исходя из этого, мы по возможности вовлекаем родителей в работу по обеспечению здоровья учащихся, т.е своих детей. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особое значение имеют первые годы пребывания ребенка в учреждении ( в классном коллективе). Между школой и семьей важно наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы все созданные условия были гармонично подходящие для радостной, творческой и здоровой жизни.
Реализация данного направления
- Здоровье наших детей - в наших делах (медосмотра, анализ состояния здоровья учащихся)
- Консультации, беседы для родителей .
- Проведение совместных экскурсий, походов
- Проведение спортивных мероприятий с участием родителей
Тематическое планирование
1 занятие. Вас приглашает страна Игр. Какие бывают игры. Театрализованное информационное представление об играх и их происхождении.
2 занятие. Правила игры. Обязательны ли они для всех? Театрализованное представление «Невоспитанные Шиповки и вежливый Секундомер».
3 занятие. Игры- сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
4 занятие. Игры на реакцию.
5 занятие. Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
6 занятие. Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
7-12 занятие. Хореографические занятия.(фитнес-марафон, флешмоб, агитбригада)
13-16 занятие. Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола и т.д.
17 занятие. Игры с мячом. Эстафета «Веселые мячики»
18 занятие .Гимнастика.
19 занятие. Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.
20 занятие. Старинные игры
21 занятие. Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки». Дартц
22 занятие.«Спортивные почемучки» викторина, посвященная спорту .
23 занятия. Русские народные игры.
24-26 занятия. «Мама, папа, я- спортивная семья»
27-29 занятия. Игры на свежем воздухе.
30-32 занятия. Игры наших родителей..
33-34 занятия. «Спортландия»
Итоговое мероприятие: «Спортсмены среди нас»- вручение медалей, грамот.
Список использованной литературы.
- Аболин В.С. Игры на воздухе: - С.Петербург СП ГПУ, 2002 - 79 с.
- Андрианова А.М. минуты отдыха на уроке: - М: Просвещение, 2009 - 45с.
- Асмолкин А.Г. Физкультура для маленьких: - М: ВНМЦ, 1991 - 76 с.
- Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
- Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
- Больсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: - М: ФиС, 2007-232с.
- Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
- В.И. Лях, А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов». – М.: Просвещение, 2010.
- Войкин М.С. Активные игры в детском возрасте: - Одесса: ОГПИ, 2003 - 37 с.
- Гейцин К.А. Ни дня без физкультуры: - М: Физкультура в школе, 2009 - 41
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
- Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
- Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов.
Рабочая программа в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Возможность ин...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 5 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 5 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 6 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 7 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 8 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 9 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 9 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 10 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре 10 класс....