Рабочая программа (Вариант 7.2) По предмету: «Адаптивная физическая культура»
рабочая программа
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)разработана на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, с учетом индивидуальной программы развития инвалида и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm_4_kl_fzk_avtosohranennyy.docx | 55.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Прозоровская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
(Вариант 7.2)
По предмету: «Адаптивная физическая культура»
Предметная область: «Физическая культура»
1-4 классы
2020– 2021учебный год
Составитель программы: Е.П. Луневич
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
АООП разработана и утверждена МОУ Прозоровской СОШ в соответствии со Стандартом с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
АООП может реализовываться в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Адаптированная основная общеобразовательная программа составлена на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Прозоровская СОШ ( вариант 2)
В МОУ Прозоровской СОШ разработан второй вариант АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее – ИПР) и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Цель:
Повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
- Развивать восприятие собственного тела,
- Осознавать свои физические возможности и ограничения.
- Осваивать доступные способы передвижения (в том числе с использованием технических средств).
- Соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Формировать двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
- Осваивать доступные виды физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
Важнейшие задачи образования в начальной школе обучающихся с ОВЗ (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения по всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Физическая культура совместно с другими предметами решают одну из важных проблем – проблему здоровья ребёнка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью.
В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
− укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
− совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
− формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
− развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
− обучение учебного предмета «Адаптивная физкультура» составлена на основе следующих нормативно-правовых и
простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Место предмета «Адаптированная физическая культура» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 учебные недели, 68часов, 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Программа обучения «Адаптированная физическая культура» направлена на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
− реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
− реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
− соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
− расширение планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
− усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Задачи на уроках физической культуры
− забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;
− улучшение функций нервной системы, сердечно сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
− комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
− создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;
− разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
− развитие общей, сенсомоторной и рече-двигательной моторики;
− развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
− формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции; − обогащение познавательной сферы;
− развитие коммуникативной инициативы и активности;
− построение двигательного режима.
Основной формой проведения уроков с классом является урок-игра. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе обучающихся с ОВЗ является освоении основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура»
Планируемые результаты
освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Планируемые результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам обучающихся, освоивших АООП НОО. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
- Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
- Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
- Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
- Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Тема | Количество часов | Виды деятельности |
Плавание | 5 | Теоретически моделировать технику базовых способов нахождения в воде. Развитие выносливости: работа ног на вертикальной поверхности, «проплывание» отрезков на ногах, держась за доску; скольжение на груди и спине с задержкой дыхания (стрелочкой.) передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Чередование поворота головы с дыханием. Сочетание движений ног с дыханием. |
Коррекционные подвижные игры | 15 | Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх. Учащиеся научатся составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки; организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий; выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость). Научатся проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию; владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём; применять игровые навыки в жизненных ситуациях. Дети узнают историю возникновения русских народных игр; правила проведения игр, эстафет и праздников; основные факторы, влияющие на здоровье человека. Узнают об основах правильного питания, об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур; о профилактике нарушения осанки; о причинах травматизма и правилах его предупреждения. |
Велосипедная подготовка | 9 | Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом. Торможение ручным (ножным) тормозом. Разворот на двухколесном велосипеде. Объезд препятствий. Преодоление подъемов (спусков). Езда в группе. Соблюдение правил дорожного движения во время езды по дороге: начало движения по сигналу учителя, остановка перед выездом на трассу, езда по правой стороне дороги. Уход за велосипедом (содержание в чистоте, сообщение о неисправности велосипеда, накачивание колеса) |
Лыжная подготовка | 12 | Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Осваивать универсальные умения контролировать скорость передвижения на лыжах по частоте сердечных сокращений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности. |
Физическая подготовка | 22 | Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме. Взаимодействуют со сверстниками и учителем в процессе совместного освоения ходьбы. Умение мягко приземляться в прыжках. Взаимодействуют со сверстниками и учителем в процессе совместного освоения упражнений. Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться с помощью учителя. Освоение двигательных навыков, последовательности движений с помощью учителя, развитие координации Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости с помощью учителя. Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др. с помощью учителя. Проявлять интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности:, подвижные игры, физическая подготовка с помощью учителя. Выполнять простейшие упражнения в определённом ритме. Взаимодействуют со сверстниками и учителем в процессе совместного освоения упражнений. Ориентироваться в пространстве. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. |
Туризм | 5 | Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены). Соблюдение последовательности действий при раскладывании спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла, развязывание тесьмы, раскатывание мешка. Соблюдение последовательности действий при расположении в спальном мешке: расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла. Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при закреплении палатки на земле. |
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: «Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм».
Содержание раздела «Плавание» включает задачи на формирование умений двигаться в воде и навыка плавания. Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. На занятиях по велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном велосипеде. Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Программный материал раздела «Туризм» предусматривает овладение различными туристическими навыками.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.), кресла-стулья с санитарным оснащением (для туалета, ванные); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Содержание предмета
Плавание.
Вход в воду. Ходьба в воде. Бег в воде. Погружение в воду по шею, с головой. Выполнение выдоха под водой. Открывание глаз в воде. Удержание на воде. Скольжение по поверхности воды на животе, на спине. Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине. Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине. Чередование поворота головы с дыханием. Сочетание движений ног с дыханием. Плавание. Соблюдение правил поведения и безопасности в бассейне: во время движения по бортику нельзя толкаться, нельзя сталкивать друг друга с бортика бассейна в воду, нельзя топить друг друга, находясь в воде, нельзя заплывать за границы обозначенной для плавания территории, нельзя спрыгивать с бортика бассейна.
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана снизу (сверху). Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Велосипедная подготовка.
Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом. Торможение ручным (ножным) тормозом. Разворот на двухколесном велосипеде. Объезд препятствий. Преодоление подъемов (спусков). Езда в группе. Соблюдение правил дорожного движения во время езды по дороге: начало движения по сигналу учителя, остановка перед выездом на трассу, езда по правой стороне дороги. Уход за велосипедом (содержание в чистоте, сообщение о неисправности велосипеда, накачивание колеса)
Лыжная подготовка.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения из положения «лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение «сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж), махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»). Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом», падением).
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены). Соблюдение последовательности действий при раскладывании спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла, развязывание тесьмы, раскатывание мешка. Соблюдение последовательности действий при расположении в спальном мешке: расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла. Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при закреплении палатки на земле. Установление стоек. Установление растяжек палатки. Соблюдение последовательности действий при разборке установленной палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в чехол, складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки, складывание палатки и всех комплектующих в сумку-чехол, закрывание сумки-чехла. Подготовка кострового места. Складывание костра. Разжигание костра. Поддержание огня в костре. Тушение костра. Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. Работа ног на вертикальной поверхности. | 1 |
2 | «Скольжение по поверхности воды» на животе, на спине. Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине. Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине. | 2 |
3 | . Чередование поворота головы с дыханием. Сочетание движений ног с дыханием. | 2 |
4 | Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). | 1 |
5 | Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). | 1 |
6 | Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой | 1 |
7 | Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). | 1 |
8 | Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. | 1 |
9 | Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча сверху (снизу). | 1 |
10 | Игра в паре без сетки (через сетку). | 1 |
11 | Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем) | 1 |
12 | Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану | 1 |
13 | Соблюдение правил игры «Болото», «Пятнашки» | 1 |
14 | Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий» | 1 |
15 | Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». | 1 |
16 | Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: | 1 |
17 | Соблюдение правил игры «Бросай-ка». «Быстрые санки». | 1 |
18 | Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом». | 1 |
19 | Знакомство с трехколесным велосипедом: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. | 1 |
20 | Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед | 1 |
21 | Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. | 1 |
22 | Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. | 1 |
23 | Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. | 1 |
24 | Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения | 1 |
25 | Езда на двухколесном велосипеде по прямой | 1 |
26 | Разворот на двухколесном велосипеде. | 1 |
27 | Соблюдение правил дорожного движения во время езды по дороге: | 1 |
28 | Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). | 1 |
29 | Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам | 1 |
30 | Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага | 1 |
31 | Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения | 1 |
32 | Выполнение поворотов, стоя на лыжах | 1 |
33 | Выполнение скользящего шага без палок | 1 |
34 | Выполнение попеременного двухшажного хода. | 1 |
35 | Выполнение бесшажного хода | 1 |
36 | Преодоление подъемов ступающим шагом | 2 |
37 | Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок | 2 |
38 | Построения и перестроения | 2 |
39 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения | 1 |
40 | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке | 1 |
41 | Гимнастика для рук | 1 |
42 | Ходьба с высоким подниманием колен | 1 |
43 | Приседание. Ползание на четвереньках | 1 |
44 | Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: | 1 |
45 | Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). | 1 |
46 | Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: | 1 |
47 | Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Отход от стены с сохранением правильной осанки. | 1 |
48 | Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной | 1 |
49 | Движения руками при ходьбе | 1 |
50 | Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с высоким подниманием бедра | 1 |
51 | Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте | 1 |
52 | Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед | 1 |
53 | Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину. | 1 |
54 | Ползание, подлезание, лазание, перелезание. | 1 |
55 | Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. | 1 |
56 | Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия. | 1 |
57 | Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | 1 |
58 | Упражнения с мячем | 1 |
59 | Знакомство с предметами туристического инвентаря Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак | 1 |
60 | Соблюдение последовательности действий при раскладывании спального мешка | 1 |
61 | Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. | 1 |
62 | Установление растяжек палатки. | 1 |
63 | Соблюдение правил поведения в походе | 1 |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для первого (дополнительного) класса по адаптивной физической культуре
Программа создана в соответствии с ФГОС для школы 8 вида , обучающихся по 2 варианту учебного плана...
Рабочая программа (ФГОС ООО) по предмету "Адаптивная физическая культура" для обучающихся с УО (Вариант 9.1) 6 класс
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании АООП ООО (Вариант 9.1.) ГБОУ «Речевой центр...
Рабочая программа (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с УО (Вариант 9.1) 9 класс
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью составлена на основании АООП ООО (Вариант 9.1.) ГБОУ «Речевой...
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная Физическая культура» для 6 класса 2 вариант.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная Физическая культура» для 6 класса 2 вариант....
Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы
Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....
Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура, 3 класс (2 вариант)"
Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура, 3 класс (2 вариант)" составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ...