Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по физической культуре
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Учебный процесс на уроках физкультуры направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающейся к бережному отношению к своему здоровью, и основан на целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В процессе обучения на уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiz.kulture_5_klass_fgos.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная запискапо учебному предмету «Физическая культура»5 класса 1 вариант УП
(обучение на дому)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для учащейся 5 класса 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273 ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с уметенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
- Учебный план ОО.
При разработке рабочей программы были использованы программно - методические материалы:
1.Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И. М. Бгажноковой, 2013.
2. Уроки физической культуры. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. М Мозговой, Министерство Просвещение, 2009.
Физическая культура является составной частью системы работы с умственно отсталыми обучающимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым обучением.
Цель программы: повышение двигательных возможностей учащейся в подготовке к жизни и в последующем - к физическому труду.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
-укрепление здоровья и закаливание организма;
- физическое развитие обучающейся;
-усвоение теоретических сведений и речевого материала, используемого учителем на уроках физкультуры, приобретение знаний в области гигиены;
-развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, а также физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость, развитие чувства темна и ритма, координации движений;
-коррекцию нарушений общего физического развития психомоторики;
- воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
-воспитание устойчивых морально волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы:
При проведении уроков физической культуры предполагается использование следующих методов:
-метод организации и осуществления учебно- познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
-метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
-метод контроля и самоконтроля.
2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный процесс на уроках физкультуры направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающейся к бережному отношению к своему здоровью, и основан на целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В процессе обучения на уроках физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа по физкультуре для 5 класса включает следующие разделы: гимнастика.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корректировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные функции мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях - «сидя» даются упражнения в исходных положениях «лежа» для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащейся с умственной отсталостью овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. С учетом физического развития ребенка и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес ребёнка к урокам физической культуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы ребёнку с интеллектуальными нарушениями. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы ребёнок был охвачен вниманием и помощью педагога.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура» и является обязательной частью
учебного плана
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 17 часов, в год, 0.5 часа в неделю (34 учебных недель).
Количество часов по четвертям
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Все за год |
17 ч. |
4. Планируемые результаты освоения программы
- иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
- знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для обучающейся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающейся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по физической культуре в 5 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
Система оценивания учащихся
Уровни | Критерии | Параметры оценки | Система оценки |
ПВ | Правильное выполнение упражнений | «5» (отлично) | |
МО | Мелкие ошибки | Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относится нарушение ритма, неправильное исходное положение. | «4» (хорошо) |
ЗО | Значительные ошибки | К значительным ошибкам относятся, те ошибки которые не вызывают особого искажения структуры движения, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: - броски мяча, метание, ходьба с заданием с наличием дополнительных движений; - несинхронность выполнения упражнения | «3» (удовлетво рительно) |
5. Содержание программы
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук
При утрате нижних конечностей или недостатке их работы, восполняя утрату подвижности и силы ног, к развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.
Раздел 3.«Спортивные игры».
В него включены физические упражнения, направленные на развитие двигательных и физических навыков ребёнка. Благодаря играм развиваются такие психические свойства, как внимательность, сообразительность и инициативность. Игры благоприятно сказываются на эмоциональном развитии ребенка.
В данной программе раздел «Спортивные игры» расширен за счет выделения часов для обучения игры с мячом. Эти игры развивают точность зрительного восприятия, быстроту движений , координацию движения. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физической культуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с интеллектуальными нарушениями. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы ребенок был охвачен вниманием и помощью педагога.
- Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
- Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
- Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».
- Поднимание головы в положении «лежа на животе».
- Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.
- Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку).
- Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками.
- Бросание мяча на дальность
- Сбивание предметов большим (малым) мячом.
- Метание в цель (на дальность).
- Перенос груза (на коляске)
6.Календарно-тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | сроки | игры | основные виды учебной деятельности | |
1.Введение | ||||||
1 | Техника Безопасности. Здоровый образ жизни. | 1 | ||||
Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук | ||||||
2 | Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно. | 1 | «Колобок» | развитие координации движений рук | ||
3 | Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях. | 1 | «Клад» | развитие внимания, координации движений | ||
4 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». | 1 | «Ловля «лягушек» | развитие внимания, координации движений | ||
5 | Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса. | 1 | «Удочка» | развитие внимания, координации движений | ||
6 | Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом | 1 | «Удочка» | развитие внимания, координации движений | ||
7 | Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса. | 1 | «Силачи» | развитие внимания, координации движений | ||
8 | Дыхательные упражнения. | 1 | «Ветерок» | Дыхательные упражнения и релаксация | ||
9 | Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса. | 1 | «Силачи» | развитие координационных способностей | ||
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. | ||||||
10 | Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). | 2 | «Колобок» | развитие ловкости, быстроты, силы. | ||
11 | Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. | 2 | «Клад» | развитие ловкости, быстроты, силы | ||
12 | Бросание мяча на дальность | 1 | «Ловля «лягушек» | развитие ловкости | ||
13 14 | Сбивание предметов большим (малым) мячом. | 2 | «Гонка мячей по кругу» | развитие ловкости, быстроты, силы. | ||
15 16 | Метание в цель (на дальность). | 2 | «Брось в цель» | развитие ловкости, быстроты, силы. | ||
17 | Перенос груза (на коляске). | 2 | «Соблюдай равновесие» | развитие ловкости, быстроты, силы. |
7. Материально-техническое и методическое обеспечение.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
- Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: / Л. Н. Ростомашвили., М.М. Креминская // Ростомашвили, Л.Н.;
- Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивногоинвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; компьютер, спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, гимнастические коврики, корзины, стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....