Методическая разработка учителя физической культуры. Спортивные игры. Баскетбол. "Нападение быстрым прорывом"
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
Баскетбол – спортивная команда с мячом, цель которой забросить мяч в корзину соперника. История игры уходит не так далеко в прошлое. Основатель игры (1891 г.) молодой преподаватель из Соединенных штатов Америки, «уроженец» из Канады, Джеймс Нейсмит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisitsyna_e.a._referat_.docx | 66.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное образование
гимназия № 205 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербург
«Творческий потенциал педагога дополнительного образования детей»
«Спортивные игры. Баскетбол. Нападение быстрым прорывом»
Лисицына Елена Алексеевна, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования, ГБОУ гимназия № 205
Санкт-Петербург
2020 г
Баскетбол – спортивная команда с мячом, цель которой забросить мяч в корзину соперника. История игры уходит не так далеко в прошлое. Основатель игры (1891 г.) молодой преподаватель из Соединенных штатов Америки, «уроженец» из Канады, Джеймс Нейсмит. Баскетбол не выглядел полноценной игрой, как сейчас, так как были только основы – «бросок» мяча в обычную корзину, которая устанавливалась на столбе не определённой высоты. С каждым разом, игра становилась интереснее за счет новшеств. И так, баскетбол стал самой популярной игрой с мячом в мире, приобрёл статус «олимпийского вида спорта». Многие знают, что в спортивной игре есть две позиции, которые выполняют игроки в процессе соревнований: это «защита» и «нападение». Сегодня мы рассмотрим, позицию «нападающих», и моя тема: «НАПАДЕНИЕ БЫСТРЫМ ПРОРЫВОМ»!
Моя небольшая исследовательская работа, актуальность этой темы, сущность, значение. Моя группа баскетболисток – девушек, которые принимали участие в исследовании.
Высокая значимость результативного нападения быстрым прорывом для достижения победы в баскетболе признается абсолютным большинством специалистов данной игры. Однако, отмечается острая необходимость увеличения частоты использования и повышения качества проведения атак быстрым прорывом, так же постоянное совершенствование команд различных уровней. В частности, это сложная задача для женских команд, так как не всегда хватает совершенной методики подготовки юных спортсменок в специальной системе этой игры. В большей степени, это относится к баскетболисткам 14-18 лет – ближайшему резерву для будущих команд «высокого» уровня. В методике тренировки девушек-баскетболисток в быстром прорыве отсутствует четкая направленность, основанная на знании конкретных особенностей применения и содержания этой системы нападения в процессе игры, поэтому могут возникать ошибки, которые могут стоить неопределённых последствий. Прежде всего во внимание не принимается специфичность условий реализации тактических действий и вытекающие отсюда особенности тактической подготовки баскетболисток, а это еще один важный показатель в системе игры. Отсутствуют данные о значимости различных сторон индивидуальной подготовленности спортсменок для эффективного участия в быстром прорыве, играет здесь роль психологической подготовки. Отсюда вывод, что каждая подготовка спортсменок влияет на развитие и уровень командной и индивидуальной игры, которая определяет социальную значимость, как и для конкретных игроков данной команды, так и для всех начинающих спортсменов, или просто людей, которые связать хотят свою жизнь с командными видами спорта. Нападение – очень сложный процесс, за которым идет ответственность каждого игрока, исход которого, покажет СФП, ОФП, подготовка разных структур, знания, умения, навыки, приобретенные в учебно-тренировочном процессе, и не только. Таким образом, существующее положение приводит к рассогласованию специфики системы быстрого прорыва в играх девушек-баскетболисток с направленностью и средствами их тренировки в этом разделе игры. Следствием этого является недостаточная подготовленность спортсменок к скоростным атакующим действиям. Это обусловливает нарушение преемственности в подготовке девушек - баскетболисток к нападению быстрым прорывом в ходе многолетнего тренировочного процесса. Вышеизложенное определяет актуальность исследования, направленного на установление путей и средств повышения результативности действий баскетболисток 14-18 лет в нападении быстрым прорывом. Эта тема будет актуальна всегда, так как «нападение», «атака» в баскетболе, незаменимая часть в игре «баскетбол».
Мною, как педагогом, было изучена точность и быстрота решения баскетболистками тактических задач в режимах, моделирующих условия реализации действий в быстром прорыве, а также эффективность решения тактических задач быстрого прорыва в сочетании с задачами защиты. Одновременно выявлены особенности взаимосвязанной биоэлектрической активности коры больших полушарий головного мозга у спортсменок. Выявлено то, что значимость подготовки разных сторон баскетболисток 14-18 лет для эффективного участия в быстром прорыве, среди которых установлено ведущее значение тактической подготовленности и особенно развития тактического мышления!
Теоретическая значимость для баскетболисток 14-18 лет, обуславливается в том, что они должны через принцип осознанности, понять, что их подготовка нуждается в совершенстве, над которой нужно работать. Для это читаются лекции по тактической и психологической подготовке спортсменкам. Педагог обязан донести тот факт, как следовать в той или иной ситуации в нападении, после защиты, выявить пути и их решения.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций с целью коррекции методики подготовки девушек-баскетболисток в нападении быстрым прорывом. В ходе работы будут предложены широкий круг упражнений и методических приёмов в нападении быстрым прорывом.
Применение основных видов новых технологий:
- Проектная деятельность;
- Дифференциация по интересам;
- Информационные и коммуникационные технологии;
- Технология саморазвития личности;
Первое, что стоит заметить, должное нудно отдать целевому комплексу упражнений, которые в наибольшей мере отражают особенности условий реализации тактических действий при нападении быстрым прорывом. Упражнения ниже, предусматривают принятие спортсменками решений и их реализацию в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Это достигается с помощью:
1. Введением в упражнения разнообразных заданий, выполняемых перед началом быстрых прорывов;
2. Моделированием изменения неоднократного сопротивления защитников в ходе одной атаки;
3. Последовательным и ограничительным сокращением времени, отводимого для осуществления баскетболистками игровых действий, а также для проведения атак быстрым прорывом.
Задания и упражнения, которые выполняются перед началом «быстрых прорывов» усложняются в следующей последовательности:
- действия игрока без мяча (прыжки, бег с изменением направления движения и ускорениями…) - начало быстрого прорыва по зрительному или звуковому сигналу педагога;
- действия игрока с мячом (передачи мяча между партнерами, жонглирование баскетбольным мячом) - начало быстрого прорыва по зрительному или звуковому сигналу педагога;
- (без мяча и с мячом) подвижные игры - начало быстрого прорыва по сигналу педагога или при овладении мячом в ходе игры;
- специальные упражнения с организацией «быстрого прорыва» после овладения мячом в определенных игровых ситуациях (подбор мяча от щита, вбрасывание мяча из-за лицевой линии площадки, перехватывание мяча).
Обязательным условием проведения выше упражнений «быстрого прорыва» является важным моделированием игровых ситуаций в начальной фазе атаки сразу же после переключения игроков от выполнения предварительного задания.
В дальнейшем, «быстрые прорывы» проводятся после переключения от защитных действий в учебных играх на одной половине площадки (начало контратаки - по сигналу педагога, или в момент овладения мячом защищающейся командой) и в двухсторонних играх.
Моделирование неоднократного изменения сопротивления защитников в ходе одной атаки, предполагает следующее:
- изменение количественного соотношения защитников и нападающих в отдельных фазах прорыва;
- характера противодействия и изменение активности защитников в отдельных фазах прорыва;
- сопряженное использование этих приемов.
На упражнения «быстрого прорыва» с сопротивлением защитников выделять необходимо не менее 75% тренировочного времени для баскетболисток 14-18 лет, запланированного на практическую подготовку в данной системе нападения. Из них до 55% тренировочного времени целесообразно отводить на упражнения с моделированием неоднократного изменения противодействия защитников в ходе одной атаки.
Несколько выводов о том, что играет важную роль в нападении «быстрым прорывом»:
1) Качество и количество атак «быстрым прорывом» в нападении, проводимых баскетболистками 14-18 лет в соревновательных играх, не отвечает полностью требованиям современности. Основной причиной эффективности и недостаточного объёма скоростных атак являются ошибки в тактических действиях спортсменок.
2) Эффективность и прогрессивность участия девушек-баскетболисток в нападении быстрым прорывом определяется уровнем развития быстроты передвижения на коротких отрезках и скоростной выносливости, степенью владения техническими приемами с мячом, выполняемыми с высокой скоростью, диапазоном тактических знаний и быстротой тактического мышления. Основное значение для спортсменок имеет тактическая подготовленность, а также развитость тактического мышления, на котором мы постоянно делаем акцент.
Результаты учебно-тренировочного процесса, являются степенью подготовленности баскетболисток, которые обуславливаются контрольными упражнениями:
- в разделе (СФП) специальной физической подготовки - бег на отрезках 5 и 20 метров, челночный бег 2 х 40 секунд;
- в разделе технической подготовки (ТП) - ведение мяча 20 метров;
- 2 х 20 метров, серийные передачи мяча в стену с учетом их точности, обводка области штрафного броска с бросками мяча в корзину;
- в разделе тактической подготовки - комплекс тактических задач быстрого прорыва для определения объема тактических знаний (без мяча и при действиях) и уровня развития тактического мышления.
Чтобы полностью вникнуть в систему процесса, реакций, где мы можем применить точно в игре, нужно обладать оперативным мышлением и переключения внимания по указанным ранее методикам.
Результаты педагогического эксперимента показал, что повышение результативности действий девушек-баскетболисток 14-18 лет в «нападении быстрым» прорывом, достигается следующими путями:
- повышением объема и увеличением разнообразия специальных упражнений, предусматривающих принятие решений и их реализацию в условиях, максимально
приближенных к соревновательному процессу;
- упорядочением содержания теоретической подготовки, направленной на расширение диапазона тактических знаний с особым вниманием на специфике условий реализации действий в быстром прорыве, на знании различий начальных взаимодействий в разных игровых ситуациях и вариантов их изменения в процессе развития атаки, на тактических действиях нападающих без мяча;
- конкретизацией содержания применяемых тренировочных средств на основе учета индивидуальных особенностей подготовленности спортсменок и характера ошибок, совершаемых ими в скоростных атаках.
Заключение.
Исследование спортсменок-баскетболисток 14-18 лет будет продолжаться с применением новых методик, которые исправят ошибки в системе соревновательного процесса. Мы поняли, что в «быстром нападении», самую главную роль играет тактическая подготовка спортсменок, которые осознанно должны понять, какой принцип и реакцию действий нужно применять до нападения «быстрым прорывом», то есть от защиты до нападения. Для этого обязательно нужно проводить теоретическую и практическую обоснованность для реализации содержания целевого учебно-тренировочного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физической культуры по теме: «Спортивные игры. Баскетбол»
Данная методическая разработка поможет провести урок физической культуры в 6 классе....
Методическая разработка урока по физической культуре. Спортивные игры.Волейбол.
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол.Совершенствование в технике выполнения нападающего удараЗакрепление в технике выполнения одиночного блокирования...
Методическая разработка урока физической культуры: спортивные игры (баскетбол) 10 класс (юноши)
Разработка урока физической культуры по технике отработки броска мяча....
Методическая разработка учителя физической культуры.СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ .
В спорте недельный микроцикл является основной структурной единицей тренировочного процесса. Тренировочный процесс имеет свои особенности по процентному соотношению компонентов подготовки....
Методическая разработка урока физической культуры. Спортивные игры (баскетбол). Штрафной бросок, 7 класс
Урок по теме «Штрафной бросок» представляет собой новый материал для изучения и является продолжением пройденного ранее материала, в котором обучающиеся овладевали навыками различных...
Методическая разработка учителя физической культуры «Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе»
Особенности методики обучения приёмов мячаЦелями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной...
Презентационная аннотация методической разработки учителя физической культуры
Презентационная аннотация методической разработки учителя физической культуры. Теория и методика обучения игры в лапту...