Презентационная аннотация методической разработки учителя физической культуры
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Труфанова Елена Александровна

Презентационная аннотация методической разработки учителя физической культуры. Теория и методика обучения игры в лапту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентационная аннотация методической разработки

Учитель физической культуры Труфанова Елена Александровна

ГБОУ гимназия №157

«Теория и методика обучения игры в лапту»

Русская лапта получила в нашей стране широкое развитие. Подтверждением тому служат регулярное проведение в регионах многочисленных соревнований различных уровней и ежегодные чемпионаты России среди мужских и женских команд, первенство России среди девушек и юношей, турниры ветеранов.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах подготовки

Русская лапта - это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды - сделать как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, выполнивший полную перебежку, приносит своей команде очко. Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежку осаливанием мячом и поймать больше "свечей".

Лапта включает в себя ходьбу, бег, прыжки, удары по мячу, ловлю, метание и развивает у игроков быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость.

Несмотря на обилие научных данных в области соревновательной деятельности в командно-игровых видах спорта, касающихся как объекта деятельности, содержания и структуры игровых действий, так и субъекта (игрока и команды), фактически не разработана модель соревновательной деятельности на функциональном динамическом (поведенческом) и компонентно-целевом уровнях в спортивной игре "русская лапта". А именно она является отправной точкой при подготовке к соревнованиям в этом виде спорта

Сравнительный анализ структуры ТТД игроков в лапту (пяти нападающих и пяти защитников) позволяет выявить особенности применения спортсменами различных игровых специализаций технических приемов в игре.

Одним из критериев двигательной деятельности игроков в лапту являются показатели, характеризующие степень участия спортсменов в игре с мячом. В лапте владеют мячом и осуществляют ТТД только игроки защиты. Нападающие касаются мяча лишь дважды. В одном случае - при ударах битой по мячу, в другом - при осаливании соперника.

Анализ количественных данных свидетельствует, что степень участия в игре у всех защитников неодинакова и варьируется в довольно широких пределах.

Таким образом, в лапте понятие специализации отражает специальный уровень технико-тактического мастерства спортсмена, выполнение им специфических ТТД с оптимальной эффективностью при решении оборонительных или наступательных задач в зависимости от возложенных на него функций.

Важно последовательно и целенаправленно формировать устойчивую взаимосвязь между различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и психологической и др.).

В конечном счете при построении тренировочных заданий необходимо ориентироваться на структуру соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фрагментов игры, особенности и характер повторений, содержание упражнений должны в той или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении.

Тренировки на этапе спортивного совершенствования носят более индивидуализированный характер. Построение годичных циклов имеет ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, в соревнованиях максимально реализуется потенциал, приобретенный в процессе тренировочных занятий.

Непременным условием подготовки самостоятельных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лапту является постоянное повышение надежности навыков игры с преимущественным развитием выносливости, через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самими игроками при направляющей роли тренера.

Учащийся, должен знать:

- классификацию и основные понятия игровых видов спорта;

- место и значение игровых видов в спорте

 - технику игровых видов спорта (лапта);

- типичные ошибки при игре, средства и методы их исправления

 - контрольные упражнения (тесты) для учета и оценки уровня развития физических качеств;

- правила соревнований по лапте;

- правила поведения и меры безопасности при выполнении физических упражнений;

уметь:

- демонстрировать технику игры (в целом и по частям), а также специальные подводящие и подготовительные упражнения

- выявлять ошибки в технике выполнения упражнений и их исправлять

- развивать свои физические качества средствами игры

владеть навыками:

  - формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении игровых упражнений с целью оздоровления и физического совершенствования

1. Обучение стойкам игрока в лапту

2. Обучение перемещениям игроков в лапте

3. Обучение ловле мяча в лапте

4. Обучение передачам мяча в лапте

5. Обучение техники осаливания

6. Обучение подачам мяча в лапте

7. Обучение ударам сверху в лапте

8. Обучение ударам сбоку в лапте

9. Обучение ударам «свечой» в лапте

10. Обучение перебежкам в лапте

11. Обучение финтам в лапте

12. Обучение переосаливания и самоосаливания в лапте

13. Обучение индивидуальным действиям в лапте

14. Обучение групповым действиям в лапте

15. Обучение командных действий в защите

16. Обучение командным действиям в нападении

Среди актуальных проблем физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие основных физических (двигательных) качеств. Важную роль здесь играют не только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля, особенно педагогического.

Задача последнего состоит в необходимости ознакомиться с вопросами, решаемыми с помощью педагогических наблюдений, познакомиться с методами и организацией их проведения. Такие наблюдения могут проводиться не только во время занятий или тренировки, но и до, и после них.

Основная задача этих наблюдений - совершенствование учебно-тренировочного процесса с целью получения наилучшего эффекта. Такая задача может быть решена плодотворно с участием врача, хорошо знающего спорт, методы планирования, а педагог-тренер, в свою очередь, должен обладать необходимыми медицинскими знаниями. При этом тренер должен четко представлять, какие сведения он может получить с помощью врача, а какие - самостоятельно. Такие наблюдения в естественных условиях спортивной деятельности, проводимые совместно с врачом позволяют оценить физическую подготовленность и специальную тренированность спортсмена, оценить правильность используемых методик и режима тренировок, предупредить перенапряжения, переутомление и перетренированность. Исходя их вышеизложенного, эти наблюдения следует называть врачебно-педагогическими.

В ходе изучения средств и методов развития физических качеств путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития физических качеств лаптистов в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"

Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...

План работы методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ МБОУ «СОШ № 13» на 2014-2015 учебный год. Руководитель М.О.: С.А. Бастина - учитель физической культуры

План работы методического объединения учителей физической культуры МБОУ "СОШ № 13" на 2014 -2015 учебный год.Содержание:-цели и задачи;- заседание ( пример ведения протокола);- развитие уительского па...

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка учителя физической культуры.СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ .

В  спорте недельный микроцикл является основной структурной единицей тренировочного процесса. Тренировочный процесс имеет свои особенности по процентному соотношению компонентов подготовки....

Методическая разработка учителя физической культуры. Спортивные игры. Баскетбол. "Нападение быстрым прорывом"

Баскетбол – спортивная команда с мячом, цель которой забросить мяч в корзину соперника. История игры уходит не так далеко в прошлое. Основатель игры (1891 г.) молодой преподаватель из Соединенны...

Методическая разработка учителя физической культуры «Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе»

Особенности методики обучения приёмов мячаЦелями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной...