Формирование психологической сплоченности в футбольной команде
статья по физкультуре (6 класс)
Проблема сплочения в спортивной деятельности, феномен групповой сплоченности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование психологической сплоченности в футбольной команде | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование психологической сплоченности
в футбольной команде
В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема сплочения в спортивной деятельности. От уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Феномен групповой сплоченности представляется как сложное, многоаспектное явление, взаимозависимых факторов: личностных, групповых, межгрупповых.
Спортивный коллектив является формой общественного объединения молодежи для совместной подготовки и участия в соревнованиях, деятельность которых представляет собой целостную динамическую систему, оказывающую воздействие на их индивидуально-психологические качества, общение, межличностные отношения, морально-психологический климат в коллективе, мотивацию, общественное мнение и др.
Сплоченность (сплоченность группы, сплоченность коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.
Формирование и сплочение коллектива в процессе спортивной деятельности осуществляется на основе познания и анализа противоречий и трудностей, проявляющихся в его функционировании, разрешение которых позволяет проектировать целенаправленное управление воспитанием спортсменов.
Становление и сплочение спортивного коллектива носит этапное развитие, характеризуется многоуровневой структурой межличностных взаимоотношений, иерархия которых обеспечивает построение нескольких моделей спортивных групп.
Процесс сплочения спортивного коллектива осуществляется успешнее, если: ясно выражена общественная значимость и необходимость подготовки к конкретным соревнованиям; обеспечено единство целей и интересов всех спортсменов; организация совместных учебно-тренировочных занятий побуждает к товарищеской выручке и взаимопомощи; учебный и тренировочный процессы организованы с учетом индивидуального опыта спортсменов, дает им возможность проявить творчество, инициативу, ясно видеть свою перспективу; ставит спортсмена в определенную зависимость и позицию по отношению к коллективу, заставляет переживать свое отношение к делу и к каждому товарищу по группе.
В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимоотношения между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха.
Командная сплочённость является социально – психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно – в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «Они».
При этом под командной сплоченностью специалисты в области спортивной психологии обычно понимают межличностное притяжение игроков, взаимную симпатию, дружеские отношения между игроками, формирующими психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как спортивного микросоциума.
Существенное значение для сплоченности спортивной команды имеет изучение самооценки спортсменов, – ее завышенное значение вызывает неприятие окружающих; заниженное – не инициирует спортсмена на изменение статуса в команде.
И в связи с этой проблемой мной было проведено исследования сплоченности футбольной команды МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» 2005-2006 г.р.
Мною были использованы три методики направленные на выявления сплоченности в данной команде.
- Методика «Сколько голов, столько умов?»
- Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишира»
- Методика «Что важнее»
На основе анализа результатов проведенного тестирование было выявлено, что у этой команды низкий уровень сплоченности, ценностно-ориентационное единство отсутствует.
В связи с этим было разработана и предложена программа, для ее внедрение в тренировочный процесс. Она включала комплекс упражнений направленных на сплочение команды.
Диалог, лекция. Сплочение как фактор эффективной способ достижения поставленной цели.
В этой лекций тренер или психолог пытается донести до занимающихся, то что без совместной работы в команде не возможно достичь высоких спортивных результатов. Объясняет что такое сплоченность, какое значение имеет сплочение для психологического комфорта человека и команды, от чего зависит сплоченность, и к чему может привести сплочение команды. В конце лекций спортсменам дается шанс высказаться и задать интересующий их вопросы.
Описание упражнения
Тренер предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения
Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
«Рисунок на спине»
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Тренер рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.
Список литературы
1. Бойченко, Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов / Б. Ф, Бойченко. - Краснодар, 2009.
2. Вихров, К.Л. Физическая подготовка юных футболистов / К. Л. Вихров. - Киев, 2000.
3. Воль, А. В. История футбола / А. В. Воль. - М.: Просвещение, 2008.
4. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1./ С. В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2005.
5. Поурочная программа подготовки юных футболистов / под редакцией М. А. Годик, С. М. Мосягин, И. А Швыкова, Н. В. Котенко. - Нижний Новгород., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.
В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Методическая разработка зачитана на заседании тренерского совета спортивной школы "Психологический настрой каждого игрока команды в целом на достижение высоких результатов"
В данном материале описаны приемы психологического настроя членов команды на достижение высоких результатов на собственных примерах автора...
Проект развития спортивного коллектива футбольной команды тренировочного этапа СДЮСШОР № 9 г.о. Самара средствами современных образовательных технологий
Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Отмеченная социально-педагогическая и психол...
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ...
Воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи и чувства коллективизма у детей с ОВЗ на примере школьной футбольной команды.
В 2020-2021 году были организованы две спортивные группы учащихся в составе: младшая группа - 19 человек, старшая группа - 9 человек. Обучающиеся работали по программе дополнительного образования.Зада...
Личность тренера в детских футбольных командах.
Тренер в футбольной команде – это человек умеющий найти подход к спортсменам, обучить, привить спортсменам качества, такие как: (коллективизм, чувство товарищества и т д.), он должен обладать ор...