Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
материал по психологии на тему

Бахтина Софья Эдуардовна

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

         Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

Однако, один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель.

       Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именами классных педагогов. И если педагог сочетает  в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны.

     Т.е., на мой взгляд, сплочённость и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

      Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

         Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

Однако, один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель.

       Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именами классных педагогов. И если педагог сочетает  в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны.

     Т.е., на мой взгляд, сплочённость и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств педагога.

   Я предлагаю перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

 Заповеди классного руководителя:

 1.Будь требователен к себе

2.Владей грамотной речью

3.Показывай пример во всём

4.Не будь равнодушным

5.Доверяй, но проверяй

6.Пообещал – сделай

7.Не раздражайся, будь терпелив и настойчив

8.Будь добрым, но не добреньким

9.Умей поставить себя на место ребёнка

11.Не заводи любимчиков

12.Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

13.Давай воспитаннику посильные задания.

14.Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

15.Люби детей, чего бы тебе это ни стоило

      Об уровне развития ученического коллектива свидетельствуют: товарищеские  взаимоотношения, внимательность друг к другу, готовность помочь слабому, уважение достоинства одноклассников, способность к пониманию без ссор и обид, желание детей быть вместе, удовольствие от общения я, жизнерадостность, бодрость, собранность, чувство юмора, умение разрешать конфликтные ситуации, готовность преодолевать трудности, выполнять ответственные поручения, ответственность за коллективную дело; самостоятельное выдвижение общественно значимых целей и достижение их на основе самоуправления

Средством сплочения ученического коллектива

 1) формирование в нем традиций. Особенно важны так называемые ежедневные традиции - соблюдение определенных правил поведения в повседневной жизни (например, "в нашем к классе не опаздывают ", " в нашем классе помогают друг другу "и др.) Школьные традиции воспитывают у учащихся чувства долга, чести, гордости за коллектив, его успехи в учебе и трудехи в навчанн та прац.

2) Способствует сплочению ученического коллектива обоснован и используемый А Макаренко принцип параллельного действия, согласно которому ученику предъявляют требование не прямо, а через коллектив, когда соответствует ответственность за каждого возлагается на коллектив и его самоуправления. 3)Разнообразная совместная деятельность делает жизнь детского коллектива интересным, способствует налаживанию отношений между первичными коллективами, общешкольным и первичными коллективами, сплачивает и первичные коллективы, и общешкольный объединяют коллектив интересные конкретные дела, требующие согласованных действий каждого Если ученики, например, самостоятельно начали определенную деятельность, они распределят обязанности между собой, охотно заниматься конкретной работой, переживать радость от достигнутыххв успеховсп.

4) Особая роль в сплочении ученического коллектива принадлежит общественному мнению,  форме ее проявления является общее собрание коллектива, на которых решаются все и важные дела, проблемы, нарушения норм поведения (злоупотреблять таким обсуждением не следует).

5) положительно влияет на коллектив и ученическое самоуправление Педагоги должны укреплять его авторитет среди школьников, чаще обращаться за помощью к членам ученического самоуправления, советоваться с ними и В таких условиях ученики начинают прислушиваться к ним.

6) Продуманная организация досуга учащихся организация экскурсий, турпоходов, подготовка и проведение школьных праздников и вечеров отдыха, участие в художественной самодияльность и других мероприятиях - помогает объединить их в полноценный коллективе.

7) На сплоченности ученического коллектива положительно сказывается и сплоченность в деятельности педагогов, единство требований к нему А Макаренко считал, что в сплоченном педагогическом коллективе каждый педагог г прежде всего заботится о сплоченность общешкольного коллектива, затем - о делах своего класса и лишь потом - о собственном успех.

8) Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом организационном классном часе необходимо познакомить детей с правилами в школе, рассказать о предметах, учителях, провести экскурсию по школе, показать кабинеты и познакомить с учителями, спланировать ближайшую внутриклассную работу. На следующем этапе необходимо спланировать работу класса, для этого необходимо принять и разработать законы классного коллектива.

Примерные правила класса:

1.Вовремя приходи на уроки.
2.Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
3.Приходи в школу подготовленным, с выполненным домашним заданием.
4.Будь вежлив, не груби, не дерись.
5.Бережно относись к школьному имуществу.
6.На уроках соблюдай тишину.
7.Во время перемены не бегай в классе.
8.Приходи в школу в форме, будь аккуратен и опрятен.
9.Помогай слабому.
10.Не бери чужие вещи без разрешения.
11.Не пользуйся мобильным телефоном в классе.
12.Бережно относись к чужим вещам.
13.Активно участвуй в общественной жизни класса и школы.
14.Следи за чистотой и порядком класса и своего рабочего места.

      В школах, где сравнительно слабые ученические коллективы, часто образуются небольшие группы негативного направления. Исследования показывают, что большинство педагогически запущенных учащихся (70%) относятся к таким группам п В отношениях между такими учениками нет равенства, каждый стремится быть лидером Большинство этих групп имеют скрытый характер, их участники, как правило, игнорируют школьный режим, традиции педагогического и ученики ВСК коллектива, всегда чем-то недовольны, но явно не выражают своей позиции, действуют осторожно, иногда откровенно нарушают дисциплину. Даже после того как было зафиксировано нарушение ими дисциплин и, такие ученики пытаются оправдаться, чтобы скрыть свою проступки вину.

Нередко негативные группировки появляются в школе из-за неправильного поведения актива. Привилегии, которыми иногда он пользуется, отсутствие контроля за его деятельностью порождают недоразумения, недовольствия действиями актива, объединение педагогически запущенных подростков для противостояния ему.

Опытные педагоги разъединяют негативно направленную группу, образуя группы взаимопомощи в обучении и т.п. Иногда достаточно отделить лидера от негативной группы, сведет его влияние на группу в минимуму. Учеников, которые относятся к отрицательно направленной группы, включают в коллективы положительного направления, убедив их, что в новых условиях они будут иметь больше возможностей стать лучше. С этой целью создаю во специальные группы, которые бы удовлетворяли личные интересы воспитанников (кружки, спортивные секции, вокальные и инструментальные ансамбли и т.д.).

В отрицательной микрогруппе многое зависит от ее лидера. Поэтому для ее переориентации большое значение имеет воспитательная работа с ним, можно изменить положение лидера микро-группы в коллективе класса, привлекая его к полезной для коллектива деятельности. Умение смочь положительно влиять на него, а через него - и на всю группу

    В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, дети всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.

Игры на сплочение проведенные куратором в институте, в лагерях свечки

Микроклимат в педагогическом коллективе

 

 

 

Постоянно

4

Часто

3

Редко

2

Никогда

1

1.

Можно свободно выражать отношение ко всему, что происходит

 

 

 

 

2.

Отсутствуют проблемы и конфликты

 

 

 

 

3.

Между педагогами, воспитателями и воспитанниками существуют доверительные отношения

 

 

 

 

4.

У нас доминирует уверенность, т.к. педагогические цели ясны

 

 

 

 

5.

Напряженность в отношениях педагогов и воспитанников отсутствует

 

 

 

6.

Действия администрации продуманы, не вызывают конфликты

 

 

 

7.

Администрация принимает решения, не ведущие к созданию стрессовых ситуаций

 

 

 

 

8.

Обучение и условия жизни создают психологический комфорт для ребенка

 

 

 

 

9.

Отношения строятся на идеалах гуманизма

 

 

 

 

10.

Администрация тактична в отношении с сотрудниками и воспитанниками

 

 

 

 

11.

Все доброжелательны с посетителями школы

 

 

 

 

12.

Все сотрудники радуются успехам воспитанников в учебе и жизни

 

 

 

 

13.

Атмосфера доброжелательности коллектива стимулирует воспитанников на хорошие результаты в учебе и жизни

 

 

 

 

14.

Дети искренне радуются успехам товарищей и всего коллектива

 

 

 

 

15.

Я доволен(а) своей работой в учреждении

 

 

 

 

 

 

Постоянно

4

Часто

3

Редко

2

Никогда

1

1.

Можно свободно выражать отношение ко всему, что происходит

 

 

 

 

2.

Отсутствуют проблемы и конфликты

 

 

 

 

3.

Между педагогами, воспитателями и воспитанниками существуют доверительные отношения

 

 

 

 

4.

У нас доминирует уверенность, т.к. педагогические цели ясны

 

 

 

 

5.

Напряженность в отношениях педагогов и воспитанников отсутствует

 

 

 

6.

Действия администрации продуманы, не вызывают конфликты

 

 

 

7.

Администрация принимает решения, не ведущие к созданию стрессовых ситуаций

 

 

 

 

8.

Обучение и условия жизни создают психологический комфорт для ребенка

 

 

 

 

9.

Отношения строятся на идеалах гуманизма

 

 

 

 

10.

Администрация тактична в отношении с сотрудниками и воспитанниками

 

 

 

 

11.

Все доброжелательны с посетителями школы

 

 

 

 

12.

Все сотрудники радуются успехам воспитанников в учебе и жизни

 

 

 

 

13.

Атмосфера доброжелательности коллектива стимулирует воспитанников на хорошие результаты в учебе и жизни

 

 

 

 

14.

Дети искренне радуются успехам товарищей и всего коллектива

 

 

 

 

15.

Я доволен(а) своей работой в учреждении

 

 

 

Анализ результатов. Необходимо перевести ответы в баллы: постоянно – 4 балла, часто – 3, редко – 2, никогда – 1. Находим сумму баллов по всем ответам, делим на 60 и умножаем на сто процентов. Таким образом, уровень психологического климата коллектива вычисляется по формуле: У=(С:60)*100%, где У - уровень психологического климата коллектива, С - сумму баллов по всем ответам.
Высокий уровень психологического климата, если У>85.
Средний уровень психологического климата, если 50<У<85.
Низкий уровень психологического климата, если У<50.

Игры «завязать шнурки, застегнуть пуговицы»,

«кромко тихо шопотом»: мы самые дружные, мы самые умные, мы любим свой класс, один за всех и все за одного, мы разные но мы вместе 

«передай движение»

«Дотронуться до одежды … цвета» (красного, синего, черного, белого)

«Хлопните в ладоши те кто…..» ( те кто с утра пил чай, на ком есть одежда красного цвета, у кого сегодня хорошее настроение, кто садился с утра за компьютер, те кто с утра покушал, те кто предпочитает носить брюки нежели юбки, те кто хорошо провел выходные )

«Комплимент на первую букву в имени»

Первый уровень-Песчанная россыпь (все отдельные песчинки и такой коллектив ни на что не способен), второй-Мягкая глина (мы уже более-менее готовы к "труду и обороне), третий-Мерцающий маяк (горящий во тьме, помогающий "кораблям"-ребятам в сложной ситуации), четвертый-Алый парус (устремленный вперед и двигающий корабль), пятый-Горящий факел (во тьме, освещая дорогу для новых приключений).

Анкета «Отношение к школе-интернату
(адаптированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой)

Анкета позволяет выявлять уровень адаптации ребёнка к условиям проживания, обучения, воспитания к данному учреждению.

Инструкция: отвечая на поставленные вопросы, выберите тот вариант ответа, который отражает ваше мнение, обведите его кружком.

1

Тебе нравится жить в школе-интернате?

Да 3

не знаю 1

Нет 0

2

С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями?

да

не знаю

нет

3

Согласился ли ты перейти в другую школу-интернат, если бы тебе предложили?

нет

не знаю

да

4

Когда ты бываешь за приделами школы-интерната, то скучаешь по ней?

да

не знаю

нет

5

У тебя есть любимые занятия в школе-интернате?

много

кое-что

нет

6

Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям?

всегда

иногда

нет

7

Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?

часто

редко

нет

8

Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?

нет

не знаю

да

9

У тебя в школе, классе много друзей?

много

мало

нет

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

да

не очень

нет

Всего:

 Анализ результатов. За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе.
25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.
15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.
10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт.
Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).

Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику уровня психологического самочувствия воспитанников. Снижение уровня психологического самочувствия может служить показателем дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком

положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует его адаптации к условиям школы-интерната (детскому дому).
Качественная обработка результатов заключается в определении проблем взаимоотношений воспитанников (отношение к школе-интернату, наличие друзей и общение с ними, отношение к воспитателю, наличие интересных дел и др.)

Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение)

Методика может быть использована для выявления показателей морально-психологического климата как педагогического коллектива, так и коллектива детей среднего и старшего школьного возраста.
Инструкция: «Вам предлагается описать своё состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Фамилия, инициалы ________________________________Пол_____
Возраст _________________Дата, время________________________

1. Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

4. Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

5. Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

6. Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

8. Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

9. Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

10. Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

11. Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

13. Напряжённый

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

14. Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

15. Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлечённый

16. Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

17. Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

18. Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

19. Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

20. Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнурённый

21. Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбуждённый

22. Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

23. Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

25. Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

26. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

27. Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

28. Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

29. Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

30. Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

 Обработка данных

При подсчёте крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.
Таким образом, перевод баллов будет следующий, начиная с позитивного качества: 7 баллов – 3, 6 баллов – 2, 5 баллов – 1, 4 балла – 0, 3 балла – 1, 2 балла – 2, 1 балл – 3. Баллы будут располагаться по порядку 7 6 5 4 3 2 1, если позитивное качество расположено слева, или 1 2 3 4 5 6 7, если позитивное качество расположено справа. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие(сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырёх баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Участники самостоятельно обрабатывают и подсчитывают суммы набранных баллов по шкалам С, Н, А и общий балл по тесту.

Методика «Круги»

Ещё одной методикой, позволяющей выявить эмоциональные проблемы ребёнка (тревожность, эмоциональное неблагополучие), как показатели его адаптации в коллективе является методика «Круги» («Диаграмма добра и зла»).
Методика может применяться для всех возрастных групп, но особенно приемлема в работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста, а также с детьми с особенностями психофизического развития.
Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

семинар1

 «Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твою группу (спальню), всё, что происходит в ней, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа-интернат (детский дом), в котором есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором твоё заведение.
Везде – и в группе, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями эмоционального благополучия воспитанника в группе, классе, школе-интернате, населённом пункте является менее четверти закрашенного соответствующего круга.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Группа», «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

Групповая сплоченность методика Сишора

  1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

1.Чувствую себя членом класса, частью коллектива

2.Участвую в большинстве видов деятельности

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

4. Не чувствую. Что являюсь членом класса

5. Живу и существую отдельно от класса

6. Не знаю, затрудняюсь ответить

II. Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1.Да, очень хотел бы перейти

2. Скорее перешел бы, чем остался

3. Не вижу никакой разницы

4. Скорее всего, остался бы в своем классе

5. Очень хотел бы остаться в своем классе

6. Не знаю, трудно сказать

III. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю, трудно сказать

VI. Какие у вас взаимоотношения с классным руководителем?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю, трудно сказать

V. каково отношение к делу ( учебе и т. П.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю, трудно сказать

Уровни групповой сплоченности:

  • 15,1 баллов и выше - высокая;
  • 11,6 - 15 балла - выше средней;
  • 7- 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая

Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

Диагностическая методика №2. «Солнце, тучка, дождик».

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, с друзьями, дома с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Диагностическая методика №3. «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

Диагностическая методика №4. « Пьедестал».

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 5. «дворец, квартира, изба, шалаш»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Диагностическая методика № 6. «Социометрия »

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

  1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания
  2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
  3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Диагностическая методика №7. «Круги на воде».

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.

Диагностическая методика № 8. «Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

Диагностическая методика № 9. «Самые памятные события из жизни моего класса»

Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

Мнение о классе

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1.

Мнение о дружбе и приемлемости в классе

1.   Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.   Наш класс дружный.

3.   В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.   В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5.   Наш класс недружный, возникают ссоры.

6.   Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2

Мнение о взаимопомощи в классе

1.   В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда  просят об этом.

4.   В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3.

Мнение о взаимной ответственности в классе

1.  У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2.   В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3.   Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4.  Мы стараемся  не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6.  В нашем классе нет взаимной ответственности.

 

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать  выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.

И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.

В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют студенту практиканту (учителю, классному руководителю) сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения

Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ  Секушенко Аллы Евгеньевны...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива...

Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"

Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"...

Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»...

Классный час в форме тренинга «Формирование сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе»

laquo;Формирование сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе»...