ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ
статья по физкультуре (6 класс)

Семенова Диана Юрьевна

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены успешно взаимодействовали на поле, гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе большое искусство и большой педагогический труд.

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах, формирования благоприятного социально-психологического климата спортивных команд.

Практическая потребность комплектования спортивных коллективов, управления этими коллективами, формирования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затруднительную ситуацию, где здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, а требуется знание психологических законов и закономерностей формирования социально-психологического климата коллектива.

Благоприятный психологический климат не складывается сам собой, в особенности, если речь идет о детях, не имеющих достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для комплектования и эффективного функционирования спортивной группы необходимо управление квалифицированным специалистом. В теории и методике подготовки футбольной команды, психологическая подготовка, как отдельного спортсмена, так и команды в целом представляет собой скрытый резерв повышения эффективности соревновательной деятельности, оптимизации учебно-тренировочного процесса, формирования внутренней мотивации, развития личности и увеличения вариативности возможностей управления коллективом.

Сложность управления заключается в специфичности объекта управления – спортивной команды, которая не имеет достаточно формализованной жесткой структуры взаимодействий и в которой очень многое зависит от неформализуемых межличностных отношений, которые с трудом поддаются прямому воздействию и могут возникать спонтанно.

Выделим признаки групповой деятельности, которые можно произвольно изменять и тем самым создавать необходимые для формирования положительного социально-психологического климата условия. На схеме представлены слагаемые социально-психологического климата и факторы, на него влияющие.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде

Оптимизация социально-психологического климата в спортивной команде – важный ресурс ее игровой эффективности. Специфика командной спортивной деятельности требует от тренера постоянного анализа динамики отношений спортсменов с учетом их индивидуально-психологических особенностей. Оптимальный социально-психологический климат в спортивной команде оказывает прямое положительное влияние на эффективность соревновательной деятельности спортивной команды, а также на динамику раскрытия таланта отдельных спортсменов, которым необходима определенная атмосфера, чтобы проявлять свои способности в ходе соревновательных игр, чувствуя поддержку команды.

Компетентность тренера представляется совокупностью специальных знаний, умений, навыков и психолого-педагогических качеств личности, обеспечивающей повышение эффективности решения профессионально-педагогических задач по совершенствованию подготовленности спортсменов посредством целенаправленного выстраивания межличностных отношений в спортивной команде.

Рассматривая структуру компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде, можно выделить следующие компоненты: 1) мотивационно-смысловой, характеризующий принятие будущим тренером значимости данной сферы его профессиональной деятельности; 2) когнитивный, включающий психолого-педагогические и специальные знания об особенностях спортивного коллектива и закономерностях его формирования; 3) конструктивный, связанный с проектированием ситуаций поддержки психологического климата, со способностью тренера планировать и организовывать мероприятия по созданию положительного социально-психологического климата в ходе учебно-тренировочного процесса; 4) деятельностно-организационный, предполагающий владения технологиями нормализации и поддержания социально-психологического климата; 5) рефлексивный, связанный с оценкой состояния и изменений в психологическом климате спортивной команды, с самоорганизацией и психологической саморегуляцией самого тренера.

Анализ характеристик данного качества и наблюдений за его проявлениями позволили выделить критерии сформированности данной компетентности: осознание значимости данной компетентности для профессионального тренера; знание теоретических основ развития спортивного коллектива; наличие коммуникативных и организаторских способностей; восприимчивость тренера к внутреннему состоянию спортсмена, к его личностной, ценностно-смысловой сфере; умения контролировать степень своего воздействия на другого человека («чувство меры»); умения своевременно и психологически обоснованно регулировать отношения между спортсменами и реализовывать их в продуктивной деятельности; перцептивные умения, опыт эмпатии, педагогической интуиции.

Модель компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде представлена на схеме (рис. 2).

Рис. 2. Модель компетентности тренера в создании положительного социально-психологического климата

Наличие практического опыта работы не всегда определяет уровень компетентности в социально-психологической сфере работы со спортивной командой. Причиной здесь может выступать то, что приобретенный в ходе практической деятельности опыт предполагает наполнение профессиональных ситуаций личностным смыслом и закрепляет выполнение одних ситуаций в ущерб другим. Без стремления к комплексному развитию всех компетентностей, необходимых для профессионального роста, тренер определяет круг наиболее важных сторон подготовленности спортивный команды, на которые он делает основной акцент. И когда опыт сформирован, он начинает постепенно становиться сдерживающим фактором, барьером на пути дальнейшего профессионального развития.

Характеристики эмпатических способностей являются наиболее важными для профессиональной деятельности тренера. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека – его состояние, проблемы, поведение, что является важным компонентом для восприимчивости тренера внутреннего состояния спортсмена и возможности психологического воздействия на него. Проникающая способность в эмпатии отражает коммуникативные свойства тренера, которое позволяет создать атмосферу открытости, доверительности, положительного настроя в общении. Оптимизация общения спортсменов и создание благоприятной атмосферы в коллективе зависит от коммуникативной компетентности самого тренера, поэтому данное свойство также является определяющим в готовности к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде.

Практический опыт работы вносит свои коррективы в структуру сформированности компонентов изучаемой компетентности и определяет направления для развития необходимых способностей и умений будущих тренеров.

В заключении можно отметить, что рассматриваемая компетентность является значимой частью профессионального мастерства спортивного тренера, и сформированность всех ее компонентов позволяет системно и педагогически обоснованно вести работу по созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде, что в итоге повышает эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Данное направление перспективно для использования в системе подготовки будущих тренеров к созданию и поддержанию положительного социально-психологического климата в спортивной команде как одного из приоритетных направлений профессионального образования специалиста спортивной сферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разра...

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".

Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...

"Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"

quot;Профилактика правонарушений подростков, как способ формирования положительного социально-психологического климата в школе"...

Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»

Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...