Рабочая программа туристско-краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм"
рабочая программа по физкультуре

Грибцова Тамара Петровна

 

 

 

Рабочая программа туристско- краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм "  позволит учителя    подготовить детей к соревнованиям по спортивно-туристскому  многоборью и спортивному ориентированию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                                                                        

Директор школы                                                              

__________/Трофимова Н.И./                                              

«____» ____________ 2019ода.                                                                      

                                                                         

                                                                                                                             

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

туристско- краеведческого

летнего профильного лагеря

«Туризм»

при МКОУ Покровская СОШ


Пояснительная записка:

Деятельность летнего профильного туристско-краеведческого лагеря «Туризм» во всех  её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Пребывание в летнем  профильном  туристско-  краеведческом  лагере

особенно важно для детей. Для педагогов летний лагерь - прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, которые ещё вчера бегали по школьным коридорам «сломя голову», становятся взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, как вязать узлы.

В летнем  профильном лагере ребенок учится быть самостоятельным.

Добрая атмосфера взаимовыручки,  азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г.

№ 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Цель: Создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению

Задачи:

- поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития   первичных  знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной   среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы,    самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с   педагогическим составом;

- приобщение детей к спорту и туризму, способствовать укреплению физического и  психологического здоровья детей;

- организация  активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных  условиях;

-  закрепление приобретенных основных знаний о своем крае;

-  повышение экологической культуры детей;

-  патриотическое воспитание детей;

-  воспитание нравственных и волевых качеств.

Основные участники:

 Учащиеся 5-9классов, которые стремятся углубить и расширить знания и умения  по туристско-краеведческому направлению

Ожидаемые результаты работы

укрепление здоровья детей;

самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках;

адаптация к специфике туристской деятельности ,

сплочение коллектива учащихся

выявление лучших спортсменов  школы для участия в районном турслете

Механизм реализации программы

Подготовительный этап:

- разработка программы летнего профильного туристско-  краеведческого

   лагеря  «Туризм» с 10-дневным пребыванием детей;

- создание материальной  методической базы для реализации программы;

- обучение педагогического состава;

- оповещение обучающихся объединений о проведении лагеря;

Организационный этап:

- запуск игровой модели программы – открытие смены;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, игровое знакомство

  участников смены;

- формирование органов самоуправления лагеря;

          Основной этап:

- реализация основных принципов и задач профильной смены;

- включение подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности;

- проведение тематических дней;

- работа органов самоуправления.

           Итоговый этап:

- анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены;

- проведение аналитической работы в отряде;

- проведение аналитической работы  органа самоуправления;

- внесение предложений по дальнейшему развитию программы лагеря.

           Аналитический этап:

- выработка перспектив развития программы;

- подготовка материалов для предоставления на школьный сайт

Содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.

Обучение осуществляется по принципу теория - практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

Характер программы: туристско-спортивная, досуговая, развивающая.

Образовательный блок

Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для успешной работы в органах детского самоуправления. Занятия проводятся до обеда. По два занятия продолжительностью 40 минут.

Темы занятий объединены по следующим направлениям:

1. Школа юного туриста-краеведа:

- обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;

- изучение окружающей флоры и фауны;

- изучение истории родного края;

- экологическое воспитание.

2. Рождение Лидера:

- искусство публичных выступлений – психологические основы, приемы и

- практика;

- методика организации коллективно-творческих дел;

- теория и практика работы в коллективе;

- стили руководства;

- нормативно-правовые документы детского актива и детского движения

- разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.

3. Путь к общению:

- культура общения – умение слушать и говорить, правила хорошего тона;

- алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;

4. Игра – дело серьезное:

- методика проведения игр;

- ведение мероприятий и конкурсов;

- уроки развития речи.

5. Через музыку к сердцу:

- гитара как самый демократический инструмент;

- история движения авторской песни;

- аккомпанемент песен под гитару, простейшие сведения из музыкальной теории.

Оздоровительно-досуговый блок

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего профильного палаточного туристско-спортивного лагеря «Туризм»

включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в  лагере);

- организация ежедневных и пешеходных экскурсий;

- постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

(пионербол, футбол, волейбол, обучение плаванию, туристический пятачок).

Работа по созданию коллектива:

- открытие смены лагеря;

- формирование органов самоуправления

- работа органа самоуправления лагеря;

- линейки;

- проведение отрядных и общелагерных мероприятий

- закрытие смены, прощальный костер.

Психологическая работа

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:

- коммуникативные игры;

- тренинги;

- дискуссии;

- встречи у костра.

Деловые игры практикумы

- Деловая игра Выборы;

- Деловая игра Лидер и его команда;

- Веревочный курс.

Досуговые мероприятия:

- День знакомств

- Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;

- Интеллектуальная игра ««Сохраним природу вместе»

- Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;

Спортивно – туристические мероприятия:

- Туристко–спортивная игра «Тропа испытаний»;

- Спортивно – туристическая эстафета «Юные туристы»;

Мероприятие по спортивному ориентированию  « Азимут»

- Однодневный поход « Мы в   такие шагали дали»    

План проведения занятий   профильного лагеря                       «Туризм»

Дата

Мероприятия

Ответственные

17.06

День знакомств-

Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;

 Грибцова Т.П.

18.06

Мероприятие «Узелок завяжется» Вязка узлов

Грибцова Т.П.

19.06

 Интеллектуальная игра ««Сохраним природу вместе»

Грибцова Т.П.

20.06

Круглый стол  «Вспомним истории мы строки»

Грибцова Т.П.

21.06

Беседа   «А я люблю свои места родные»

Грибцова Т.П.

24.06

- Спортивно – туристическая эстафета «Юные туристы»;

Грибцова Т.П.

25.06

 Мероприятие по спортивному ориентированию  « Азимут»

Грибцова Т.П.

26.06

Туристко–спортивная игра «Тропа испытаний»

Грибцова Т.П.

27.06

Эксурсия   в пожарную часть  «Юные спасатели»

Грибцова Т.П.

28.06

Однодневный поход  « Мы в   такие шагали дали»    

   

Грибцова Т.П.

  Режим работы профильного лагеря «Туризм»

Сбор детей, зарядка           

10.00 - 10.15

Работа кружка

10.20 - 12.00

Уход домой             

12.00

Предполагаемые   результаты выполнения программы

Социальный:

– участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки

   механизмов снижения социально – психологической напряженности в межличностных

   отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;

– приобретён положительный опыт самоуправления при организации жизнедеятельности детского  

   коллектива;

-  повышено у детей актвной гражданской позиции;

-  выработано чувства патриотизма;

-  развито чувство уважение к родной природе;

–        выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в

   объединении, классе, школе.

Образовательный:

–  расширен диапазон занаий, умений и навыков в областе туризма и краеведения и в различных

    областях деятельности;

–        использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах

    деятельности.

–        повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной  деятельности.

Культурный:

–  воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического,

   физического и духовно-нравственного здоровья;

–  воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа

    жизни;

–  приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных

    видов деятельности;

–  была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного

    коллективизма в классе, школе.

Литература

Андронов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур РФ, 1994

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: Речь, 2005

Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2004

Маслов А.Г. Юные инструкторы туризма. -  М.: ЦДЮТиК, 2002

Патриков А.Ю. Подвижные игры. - М.: ВАКО, 2007

Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации. – Елабуга, 1997

Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003

Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006

А.М.Жихарев  Собираемся в поход Ярославль Академия развития  2002

Немыкин А.Я.     Географическое краеведение Воронежской области

Воронеж 2013

В.И. Федотов     Географическое краеведение Воронежской области

Воронеж       2012

В.И.Панова,  А.О Амелькин    Историческое    краеведение Воронежской области    Воронеж       2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы - физика.Профильное, индивидуальное, базовое обучение.

Рабочие программы по учебникам Пёрышкин 7-9, базовый уровень и индивидуальное обучение....

Рабочая программа 10 профильный класс

Рабочая проглрамма для 10 профильного класс. Информатика и ИКТ...

Рабочая программа 11 профильный класс

Рабочая программа для 11 профильного класса. Информатика и ИКТ...

Рабочая программа для профильных классов по математике по Мордковичу А.Г.

Пояснительная записка. Основное содержание предмета. Требования к подготовки выпускников профильных классов....

Рабочая программа по профильному труду.

Рабочая программа по профильному турду для 5, 7, 8 и 9 классов индивидуально-коррекционного развития, адаптированная для детей с умственной отсталостью....

Открытые уроки, внеурочные мероприятия , рабочие программы по профильному обучению

Методический материал предназначен для учителей истории и обществознания. Думаю он буде полезен для моих коллег....

Рабочая программа по профильному труду, 7 класс.

Рабочая программа по профильному труду, 7 класс....