Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
методическая разработка по физкультуре по теме
В Концепции модернизации Российского образования определена важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva-statya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159.942.5 Андреева Т.В., Андреев А.Б.
Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Россия, Самарская обл.,
Похвистневский район, с.Кротково
ГБОУ СОШ с.Кротково
e-mail: krotkovo-1977@mail.ru
В Концепции модернизации Российского образования определена важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. С целью формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта, в ГБОУ СОШ с.Кротково разработана программа «Школа – территория здоровья».
При определении задач деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Задачи программы:
1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса.
2.Формирование устойчивой мотивации учащихся в здоровом образе жизни.
3.Разработка системы мер по оздоровлению школьников.
4.Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебном процессе.
5.Проведение пропагандистской работы в вопросах формирования здорового образа жизни.
6.Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся.
Программа опирается на основополагающие принципы:
1. Принцип системности.
2. Принцип преемственности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Реализация программы ведется в нескольких направлениях.
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- заключение договора между ОУ и органами здравоохранения: МБУ Похвистневской ЦРБГР;
- 100% охват учащихся горячим питанием;
- наличие в школе спортивного зала и оборудованной спортивной площадки;
- получение в рамках государственного контракта комплекта спортивного инвентаря;
- загруженность спортивного зала в течение всего дня.
Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности:
- пятидневная продолжительность учебной недели;
- проведение учебных занятий в первую смену;
- аудиторная учебная нагрузка учащихся не превышает максимально допустимую аудиторную учебную нагрузку;
- равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели;
- отдельное расписание внеурочной деятельности;
- оптимальное распределение часов внеурочной деятельности учащихся начальных классов;
- введение 3-х часов физической культуры;
- соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока;
- соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения;
- учет индивидуальных особенностей развития учащихся;
- оптимальный объем домашних заданий по всем предметам;
- создание условий для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация физкультурно-оздоровительной работы:
- 100% охват учащихся системой внеурочной деятельности, физкультурно-спортивным направлением - 72%, в школе постоянно действуют спортивные кружки и секции: «Настольный теннис», «Будь здоров!», «Подвижные игры», «Азбука ДД», «Юные знатоки ПДД», «Туризм»;
- заключение договоров о внешнем сотрудничестве;
- организация физкультурно-оздоровительной работы во второй половине дня: «Дни здоровья», «Веселые старты», «Рыцарские турниры», «Зарница», «Смотр строя и песни», «Туристические слеты» и др.;
- участие школьников в спортивных соревнованиях различных уровней;
- оздоровление обучающихся в школьном лагере с дневным пребыванием «Дружба», детских лагерях области и Черноморья, санаториях.
Вся система физического воспитания в школе направлена на реализацию потребностей учащихся:
- здоровьеформирующая деятельность – формирование компетентности в вопросах ЗОЖ;
- здоровьеразвивающая деятельность – самоопределение по отношению к нормам ЗОЖ;
-здоровьесберегающая деятельность – самореализация в процессе ценностных отношений, составляющих культуру ЗОЖ.
Просветительско–воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями:
- проведение общешкольных и классных родительских собрания по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей;
- проведение мероприятий по формированию ЗОЖ с учетом возраста и потребностей учащихся;
- организация работы с детьми группы риска;
- организация мероприятий по предупреждению детского травматизма, ДТП;
- организация работы по профилактике экстремизма;
- методическая работа и самообразование педагогов школы.
Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся:
- анализ и учет состояния здоровья учащихся;
- распределение учащихся по группам для занятий по физической культуре;
- мониторинг уроков, пропущенных по болезни;
- мониторинг физических достижений учащихся.
Результаты реализации программы:
1.Улучшение условий в школе для занятия физкультурой и спортом, в том числе занятиями по лыжной подготовке.
2.Повышение интереса и доли обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях разного уровня.
3.Сформированность осознанного отношения участников образовательного процесса к состоянию здоровья.
4.Повышение качества профилактической работы.
5.Отсутствие у 100% младших школьников навыков вредных привычек.
6.Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости по «школьным болезням».
7.Создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся.
Можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях здоровьеформирующей педагогики.
Литература
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. ВАКО, 2007.
3. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.
4. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва . «Просвещение», 2012.
5. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов-на-Дону, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование урока химии в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЮЗАО и ТиНАО...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС
Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...
о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
ОТЧЕТ учителя английского языка Хертек Ульяны Домур-ооловны о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе «Три среды обитания» в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект урока "Три среды обитания"...
Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО
Об изменениях в содержании, в образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...
Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности через призм...