Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.
методическая разработка по физкультуре
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности через призму физической культуры во всех ее проявлениях и формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_sport.docx | 154.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.
Физическое воспитание - это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности через призму физической культуры во всех ее проявлениях и формах.
РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ. Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности. Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение.
Воспитание этого чувства начинается, прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В своей работе планируем формирование гражданской позиции у детей через общешкольные спортивно - патриотические мероприятия. Считаем, такие мероприятия наилучшим образом будут формировать патриотическое воспитание наших школьников с самого юного возраста.
ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентируют на подготовку к предстоящей жизнедеятельности, формируют стрессоустойчивость (преодоление трудностей) и помогают обучающимся в выборе профессии.
Занятия профессионально-прикладными упражнениями повышают способность к длительной умственной и физической деятельности. Дети, которые занимаются физической культурой и спортом легче переносят усталость и быстрее восстанавливаются.
Физическая культура и спорт - являются сильнейшим инструментом для воспитания работоспособности и трудолюбия, что может положительно влиять на учебные успехи и определять жизненную позицию в будущем.
ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА. Вовлечение обучающихся в нестандартные формы проведения занятий, таких как интеграция различных предметов, связь науки со спортом, проектно - исследовательские работы в области спорта – все это формирует мировоззрение, познавательный интерес к уровню развития науки и спорта, с учетом многообразия современного мира.
Проведение таких мероприятий как «Состязание с наукой», которые интегрируют физкультуру с другими предметами (физика, биология, математика, литература, русский язык) – воспитывают интерес к активной двигательной деятельности и повышают мотивацию к изучению отдельных предметов. Проведение уроков такой направленности уже реализуются в нашей работе и планируются в дальнейшем.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Именно на уроках учитель воспитывает дружбу, взаимопонимание и поддержку, командный дух и честную борьбу. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть отзывчивым, терпимым, уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки и уважение себя и окружающих.
Хорошим средством для воспитания толерантности и единства на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные), которые мы применяем на уроках и в других формах физкультурно-оздоровительной направленности. Играя командой, учащиеся учатся слышать другого и договариваться, сопереживать и поддерживать своих игроков, помогать друг другу в трудных игровых ситуациях, находить единые решения, быть одним целым.
Этот процесс длительный и местами непростой, но эффективный в плане достижения командного результата и уважение всех участников игры.
ЗАКОН, ДОЛГ, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры — важнейшее направление работы учителя. Считаем, что правильно организованный урок или мероприятие гарант безопасности и успешности его проведения.
Воспитание дисциплины и привитие знаний техники безопасности на уроках физической культуры является обязательным условием, так как в отличие от других предметов существует риск получения травмы, а как мы знаем главная задача наших занятий – сохранить здоровье детей. Значит, учебный процесс невозможен без порядка. Изучение правил игры по различным видам спорта позволяет безопасно и без спорных моментов проводить учебные игры и соревнования.
Как мы решаем данную задачу:
1. Систематически доводим до обучающихся инструкцию техники безопасности по каждой теме.
2. Планируем упражнения с минимизацией ситуации, которые могут привести к травмам.
3. Обучаем правильной техники выполнения упражнения.
4. Создаем благоприятный эмоциональный фон на занятиях во избежание конфликтных ситуаций.
Интересные случаи мне приходится наблюдать на уроках, особенно в начальной школе. Перевозбуждённым детям в начале урока приходится применять следующий подход: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успокоиться». И дети сами стали придумывать упражнения, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен. Такие подходы воспитывают в детях внутреннюю дисциплину, уверенность в успехе при соблюдении правил и строгой организации любого дела.
ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы происходит становление нравственности, ответственности перед своим коллективом, благодарности своему учителю, самоутверждение среди товарищей благодаря установленным ценностям, ответственности перед родителями, школой, государством. Возвращаясь к воздействию на личность спортивных и подвижных игр, можем утверждать, что в воспитании коллективного духа необходимо формировать ценностные ориентации, собственные цели не должны разнится с командными, в любой сложной ситуации, необходимо понимание и ответственность за командный результат. Победа не любым путём, а с соблюдением установленных правил воспитывает мораль и нравственность игрока. Оценка и выбор своих возможностей для достижения поставленного результата, ответственность в соблюдении техники безопасности.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам является одним из главных направлений нашей работы.
ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО. Общение и диалог в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности – это связь участников между собой и учителем с целью взаимного обмена информацией и эмоциями. В своей работе мы уделяем большое внимание умению договариваться, находить точки соприкосновения между всеми участниками образовательного процесса, искусственно создаем ситуации (пример- решение игровых задач в группах), когда приходится для достижения цели общаться и сотрудничать. Доводим до сознания обучающихся, что конечный результат во многом зависит от данных способностей. Основной акцент уделяем контактам в формате ученик-ученик, ученик – группа учеников и ученик-учитель.
В будущем планируем работу, направленную на формирование коммуникативной среды между детьми старшего и младшего возраста - в формате контроля различных физических упражнений и судейства на школьных соревнованиях.
ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ. Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Охрана и укрепление здоровья обучающихся, является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Большое внимание уделяем теоретической подготовке – доносим до сознания обучающихся влияние ЗОЖ на успешное достижение учебных задач в процессе обучения (влияние сна , питания, физических упражнений и т.д.).Прекрасно знаем, что многие наши дети не высыпаются, у них не сбалансировано питание, имеется малая физическая активность в течении дня. Исходя из этого, необходимо усилить работу в этом направлении, необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
Внутреннее осознание влияния ЗОЖ будет помогать ребенку, а в последующим взрослому человеку избежать ненужных негативных последствий.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. Здоровая экология – это и здоровый человек. В школьном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут- то и приходит на помощь физическая культура.
На уроках физической культуры задаем вопросы:
- как с помощью природных факторов закалять свой организм (солнце, воздух, вода);
- как улучшается работа всех органов и систем в экологически чистой среде.
Экологические игры помогают ответить на эти вопросы и дать детям установку на правильное поведение в природе. Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, ребята познают окружающую природу, при этом реализуют свои творческие способности и потребности.
Эстафеты: «сбор мусора», «собери урожай», «знаки» и т.д., повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания об экологии. Туристические походы по изучению природы также являются практической деятельностью в решении жизненных ситуациях.
СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА. Важной задачей учителя физической культуры (руководителя спортивной секции) в решении проблемы повышения роли и значения физического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является организация работы по взаимодействию педагога с родителями. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Совместная деятельность учителей и родителей только тогда будет продуктивной, когда семья и школа действительно будут строить взаимоотношения на основе доверия и общей заинтересованности, четко представляя пользу такой работы для наших ребят.
Формы и методы работы по взаимодействию с родителями разнообразны - это и родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, привлечение и активное участие родителей в школьных мероприятиях физкультурно-оздоровительной направленности.
На наш взгляд следующие мероприятия должны стать систематическими в разных формах и проявлениях:
- Спортивные семейные праздники «Спортивная семья-здоровые дети»,
- Матчевые встречи по разным видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и т.д.) с активным участием детей и родителей.
- Формирование спортивных секций для родителей.
Уровень физического воспитания у членов всей семьи будет выше, если родители будут активно пропагандировать здоровый образ жизни, личным примером показывать заинтересованность к физической культуре и спорту, вести активный образ жизни.
КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА. Правильное телосложение, гармонически развитая мускулатура, стройность и изящество осанки, пластическая выразительность тела вызывают положительное эстетическое восприятия красоты физического облика человека. Именно к этим параметрам мы стремимся, преподавая свой предмет и показывая обучающимся возможные результаты их работы над собой. Хочется подметить мальчиков и девочек в подростковый период, когда они хотят выглядеть красиво и нравится окружающим. Они готовы заниматься физической культурой и спортом для формирования красоты своего тела. И в этом вопросе мы всегда будем помощниками и проводниками.
Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению. Уроки, подвижные перемены и праздники проходят под музыку, что придает более красочные оттенки внутреннему состоянию детей и эмоциональной составляющей. Физическая культура и спорт являются сильнейшим инструментом для воспитания красоты – физической и душевной.
Делая вывод к вышесказанному, определяем основную цель в воспитании обучающихся – создание активной, интересной, мотивирующей физкультурно-оздоровительной среды в школе, которая будет вовлекать детей во все наши проекты и мероприятия.
Инструментом для создания такой среды могут быть:
1. Уроки с учетом интересов детей, где главное действующее лицо – ученик.
2. Популяризация спорта в школе (использование кинозала для просмотра фильмов про спорт, встречи с известными спортсменами, яркие анонсы спортивных мероприятий, качественное проведение соревнований и праздников).
3. Расширенный выбор спортивных секций, в которых ребенок может быть успешен с учетом своих способностей.
4. Вовлечение родителей в среду физкультурно-оздоровительной работы – это участие вместе с детьми в спортивных праздниках и соревнованиях, создание и посещение спортивных секций для родителей.
5. Уважение, почет и внимание лучшим спортсменам школы. Отмечать и награждать семьи, которые активно популяризируют ЗОЖ и систематически принимают участие в наших мероприятиях.
6. Расширить проведение интегрированных уроков и метапредметных мероприятий с участием предмета - физическая культура.
7. Поддерживать и развивать интерес у детей к динамическим переменам и другим формам физкультурно-оздоровительным работы в течение учебного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование знаний, умений, навыков учащихся, развитие их учебно-познавательной деятельности и воспитание личностных качеств через различные формы уроков ( в системе).
Выступление на педагогическом совете...
«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»
В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств. Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....
Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»
В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...
«Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»
Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки освоения итоговых образовательных результатов дисциплины ОГСЭ.05 Физическая культура
Комплект контрольно-оценочных средствдля оценки освоения итоговых образовательных результатовдисциплиныОГСЭ.05 Физическая культураобразовательной программы среднего профессионального образования...
Статья «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»
laquo;Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать су...
Внеурочная деятельность как важнейшее условие развития личности: воспитание культуры общения старшеклассников
Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного, среднег...