Методическая разработка урока по биологии в 5 классе «Три среды обитания» в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по биологии (5 класс)

Коротыч Анна Владимировна

Конспект урока "Три среды обитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Три среды обитания»

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания живых организмов и с условиями жизни в них, а также с приспособленностью живых организмов к жизни в разных средах обитания.

Задачи:

обучающая:   познакомить учащихся со средами обитания живых организмов и их приспособленностью к жизни в этих средах;

развивающая: развивать умение анализировать, высказывать свои мысли обосновывать их.

воспитательная: обучать учащихся решению простые экологических задач.

Тип урока: комбинированный

Форма деятельности учащихся: работа в группах, парах, индивидуальная

Методы: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, конверты с заданиями для групповой работы, карточки учёта групповой и индивидуальной работы.

Ход урока

1) Организационный момент 

Деятельность учителя и учеников. Методы и приемы, номера слайдов

Ход урока

2)  Актуализация знаний

Вопрос - ответ

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.

  «Вопрос – ответ»:

1. На какие царства учёные делят живую природу?

2. Подумайте, что общего у бактерий и простейших?

3. В чём их главное отличие?

4. Что объединяет растения, грибы, животные?

5. На какие группы делятся животные?

Индивидуальная работа учащихся со  взаимопроверкой

 

 6 слайд “Выбери”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

 8 слайд

Программированная работа 

Перед вами список различных организмов. Из этого списка выберите

I - Беспозвоночных животных

II - Позвоночных животных

III - Растения

Распредели по группам:

1.ПАУК- КРЕСТОВИК

2.РАК РЕЧНОЙ

3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

5.ТИГР

6.ПАПОРОТНИК

7.ГУСЬ

8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА

9.ВОДОРОСЛИ

10.КРОКОДИЛ

11.ПИЯВКИ

12.ПОДСОЛНУХ

13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

14.КРОТ

15.МОХ-СФАГНУМ

ОТВЕТЫ:

  • беспозвоночные 1,2,8,11,13
  • позвоночные 4,5,7,10,14
  • растения 3,6,9,12,15

Проверяем работы “сосед - соседа”, ставим баллы.

3) Изучение новой темы

С помощью вопросов подвожу к теме урока.

9 Слайд

10 Слайд

11 Слайд

Выбор темы команды 

12 Слайд

13 Слайд

  

 

Давно народ приметил и сложил пословицы. Подумайте о чём они говорят?

  1. Лебедь по поднебесью, мотылёк над землёй; всякому своё место.
  2. Море не поле, рад бы посеять, да зерно не держится.
  3. Рыбам -  вода, птицам – воздух, человеку – вся земля.

Ребята высказывают свои предположения

Записывают в тетради тему урока «Три среды обитания»

Озвучиваем цели урока.

Изучать новую тему мы будем сегодня в командах (группах). Каждая команда будет представлять одну из сред обитания. А вот в какую, вы сами выберете,  угадав загадку.

ПРО ВОДУ. 

Чего в гору не выкатить, 
В решете не унести 
И в руках не удержать? 

ПРО  ЗЕМЛЮ

Весь мир кормлю,
А сама не ем.

ПРО ВОЗДУХ

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. 
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем
.

Групповая работа № 1 – 3.

Работа с учебником. Заполнение таблицы.

Стр. 104-108

14 - 17 Слайды

 

Задаю дополнительные вопросы.

Раздаточный материал: карточки, с изображением различных организмов, условия в каждой среде

Организмы занимают ту среду обитания, к которой приспособились. Мы сегодня должны ответить на вопрос – в чём особенность каждой среды. Для этого каждая команда читает текст учебника и заполняет таблицу:

Название среды обитания

Особенности среды обитания

Название живых организмов, обитающих в данной среде

Приспособленность организмов к данной среде обитания.

 Наземно-воздушная

Кислород:

Влага:

Температура:

Свет:

 

 

Водная

Кислород:

Влага:

Температура:

Свет:

Почвенная

Кислород:

Влага:

Температура:

Свет:

Название среды обитания

Особенности среды обитания

Название живых организмов, обитающих в данной среде

Приспособленность организмов к данной среде обитания.

 Наземно-воздушная

Кислород:  достаточно

Влага:     воды часто не хватает

Температура: значительно изменяется

Свет:     достаточно

паук крестовик

сосна обыкновенная

тигр

папоротник

гусь

бабочка-белянка

подсолнух.

  Листья кактуса преобразовались в колючки. Приспособления к холодным температурам: осенний листопад, отлет перелетных птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую

Водная

Кислород:    не хватает 

Влага:     воды достаточно

Температура:     изменяется

Свет: мало

рак речной

морская черепаха

водоросли

пиявки

медуза

скат

водяная лилия

Приспособления для плавания – плавники, ласты, перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на весла

Почвенная

Кислород:    недостаточно

Влага:     воды достаточно 

Температура:   ровная

Свет:      недостаточно

дождевой червь

крот

бактерии гниения

почвенные простейшие

слепни

грибница гриба

Черви имеют удлиненное тело. Кроты, слепыши – передние конечности удобны для рытья, тело овальное, компактное

Наземно-воздушная среда.

1. паук крестовик

2. сосна обыкновенная

3. тигр

4. папоротник

5. гусь

6. бабочка-белянка

7. подсолнух.

Водная среда.

1. рак речной

2. морская черепаха

3. водоросли

4. пиявки

5. медуза

6. скат

7. водяная лилия

Почвенная среда.

1. дождевой червь

2. крот

3. бактерии гниения

4. почвенные простейшие

5. слепни

6. грибница гриба

7. землеройка

Команда делают отчёт о проделанной  работе

4) Закрепление

 «Четвёртый – лишний»

Правила игры: Найдите “лишнего” и объясните свой выбор.

  1.  Страус, Кенгуру,  Крот, Волк
  2. Крот, Червь, Землеройка, Сова
  3. Крот, Червь, Землеройка, Сова

Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему, что наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания.
И оценкой для всех нас будет наше доброе бережное отношение к природе.

Урок закончим мы на том,
Что вся Земля наш общий дом.
Что дом мы наш должны беречь.
Давай, докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

5) Рефлексия

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=14669e14984c09579c22c9407b51d908-l&n=13

6) Домашнее задание

 

 

 

  1. Стр.104-108
  2. Подготовьте сообщения о любых животных и растениях, той среды обитания, которую вы сегодня представляли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перед вами список различных организмов. Из этого списка выберите

I -  Беспозвоночных животных

II - Позвоночных животных

III – Растения

1.ПАУК- КРЕСТОВИК

2.РАК РЕЧНОЙ

3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

5.ТИГР

6.ПАПОРОТНИК

7.ГУСЬ

8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА

9.ВОДОРОСЛИ

10.КРОКОДИЛ

11.ПИЯВКИ

12.ПОДСОЛНУХ

13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

14.КРОТ

15.МОХ-СФАГНУМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Наземно-воздушная среда.

1. паук крестовик

2. сосна обыкновенная

3. тигр

4. папоротник

5. гусь

6. бабочка-белянка

7. подсолнух.

Водная среда.

1. рак речной

2. морская черепаха

3. водоросли

4. пиявки

5. медуза

6. скат

7. водяная лилия

Почвенная среда.

1. дождевой червь

2. крот

3. бактерии гниения

4. почвенные простейшие

5. слепни

6. грибница гриба

7. землеройка

        ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

        

Название среды обитания

Особенности среды обитания

Название живых организмов, обитающих в данной среде

Приспособленность организмов к данной среде обитания.

 Наземно-воздушная

Кислород:

Влага:

Температура:

Свет:

 

 

Водная

Кислород:

Влага:

Температура:

Свет:

Почвенная

Кислород:

Влага:

Температура:

Свет:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по французскому языку по теме "Экология" ( “Pollution” «Загрязнение») с учетом требований ФГОС

Урок французского языка в 10 классе. По программе  общеобразовательных учреждений II-11 классы по французскому языку под редакцией Г.И.Бубновой, А.Н.Тарасовой, Э.Лонэ , “Le français en per...