Соблюдение санитарно – гигиенических норм на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме
На уроках физической культуры, я стараюсь решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
В связи с этим, наибольшее внимании уделяю на:
- изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»);
- использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.);
- коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников);
- предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В мои обязанности, как учителя физической культуры, входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Во время проведения занятий физической культуры:
- осуществляю контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря.
- не допускаем проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролирую оснащение спортивного зала (открытых спортивных площадок), освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий проводим тщательную проверку места проведения занятия, убеждаемся в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soblyudenie_sanitarno_-_gigienicheskikh_norm_monosov_-_3.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» г. МОЖАЙСКА
Соблюдение санитарно – гигиенических норм
на уроках физической культуры
Учитель физической культуры:
Моносов
Николай Алексеевич
Можайск
2013
На уроках физической культуры, я стараюсь решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
В связи с этим, наибольшее внимании уделяю на:
- изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»);
- использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.);
- коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников);
- предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В мои обязанности, как учителя физической культуры, входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Во время проведения занятий физической культуры:
- осуществляю контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря.
- не допускаем проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролирую оснащение спортивного зала (открытых спортивных площадок), освещение, наличие аптечки;
- перед началом занятий проводим тщательную проверку места проведения занятия, убеждаемся в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.
Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам осуществляется в исполнении, проверке и наблюдении:
- количества мест в спортивном зале, во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7м на одного учащегося
- полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность
- полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через 2 часа занятий
- стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча
- потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску
- освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк
- вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом
- управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки
- на всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки
- в помещении на видном месте должен быть план эвакуации
- в спортивном зале должно быть не менее 2 выхода
Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам осуществляется в исполнении, проверке и наблюдении:
- площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми
- беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие продолжаться не менее 15м после финиша
- прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м
- песок должен быть чистым
- места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м
Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию осуществляется в исполнении, проверке и наблюдении:
- все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности
- гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы
- жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить
- гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой
- гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев
- опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
- гимнастические маты должны вплотную укладываться
- гимнастический мостик должен быть подбит резиной
- мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой
- вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований
Санитарно-гигиенические требования к одежде, к обуви осуществляется в исполнении, проверке и наблюдении:
- личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.
- девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды.
- одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение. По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Вредно ходить, а тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики.
- для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду - спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм шерстяной ткани.
- для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку.
- обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли. Слишком свободная обувь также не удобна, она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки.
- не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.
- одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.
Требования к школьным образовательным технологиям
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при использовании мною следующих условий:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
- отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
- предупреждается переутомление;
- позитивные воздействия преобладают над негативом;
- показатель успешности используется для развития позитивных начал;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40-45 минут (исключение ученики 1класса -35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:
- плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);
- длительность каждого вида деятельности (минут);
- частота смены видов деятельности (минут);
- число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
- места, длительность и условия применения ТСО;
- частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления учитываем, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников.
Двигательная активность школьника
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
Три урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3-х уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательную активность детей стараемся организовать, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на наших плечах, как учителей физической культуры. «Физкультура без освобожденных» - принцип, которому придерживаемся.
Физическую активность организовываем двумя направлениями:
1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
Оценка динамики состояния здоровья учащихся.
Методы диагностики здоровья учащихся
(социально-психологические, психолого-педагогические)
Оценка состояния здоровья включает результаты:
1) предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;
2) результаты, предоставляемые родителями;
3) результаты, предоставляемые самими учащимися;
4) результаты регулярных медицинских осмотров.
Заключение
Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.
Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые санитарно-эпидемиологические нормы в рамках физического воспитания
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих...
ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....
Справка посещенных уроков физической культуры с целью изучение уровня преподавания и соблюдения ТБ.
Справкапосещенных уроков физической культуры с целью изучение уровня преподавания и соблюдения ТБ.Цель: изучить состояние преподавания физической культуры, эффективность работы по обеспече...
Санитарно-гигиенические нормы
Санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать на уроках физической культуры...
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Санитарно- гигиенические требования к занятиям физической культуры и местам их проведения в школе
Безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитате...