Соблюдение санитарно – гигиенических норм на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме

Моносов Николай Алексеевич

На уроках физической культуры, я стараюсь решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения   гиподинамии.  Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

  В связи с этим, наибольшее внимании уделяю на:

  • изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»);
  • использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки,  физкультпаузы и др.);
  • коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников);
  • предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на  спортплощадках во внеурочное время.

    

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

 

     Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.

В мои обязанности, как учителя физической культуры, входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.

   Во время проведения занятий физической культуры:

  • осуществляю  контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря.  
  • не допускаем проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
  • контролирую оснащение спортивного зала (открытых спортивных площадок), освещение, наличие аптечки;
  • перед началом занятий проводим тщательную проверку места проведения занятия, убеждаемся в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soblyudenie_sanitarno_-_gigienicheskikh_norm_monosov_-_3.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» г. МОЖАЙСКА

Соблюдение санитарно – гигиенических норм

на уроках физической культуры

Учитель физической культуры:

Моносов

Николай Алексеевич

Можайск

2013

     На уроках физической культуры, я стараюсь решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения   гиподинамии.  Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

  В связи с этим, наибольшее внимании уделяю на:

  • изменение содержание уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой здоровья»);
  • использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки,  физкультпаузы и др.);
  • коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников);
  • предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на  спортплощадках во внеурочное время.

    

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса

 

     Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.

В мои обязанности, как учителя физической культуры, входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.

   Во время проведения занятий физической культуры: 

  • осуществляю  контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря.  
  • не допускаем проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
  • контролирую оснащение спортивного зала (открытых спортивных площадок), освещение, наличие аптечки;
  • перед началом занятий проводим тщательную проверку места проведения занятия, убеждаемся в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования.

               

Санитарно-гигиенические требования к спортивным залам осуществляется в исполнении,  проверке и наблюдении:

 - количества мест в спортивном зале, во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7м на одного учащегося

 -  полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую поверхность

 - полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна проводиться через  2 часа занятий

 - стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам мяча

 -  потолок зала должен иметь не осыпающуюся окраску                                                                     

 -  освещенность должна быть не менее величин: 200-300лк

 -  вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом                                                  

 -  управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительной установки

 - на всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки

 -   в помещении на видном месте должен быть план эвакуации

 -   в спортивном зале должно быть не менее 2 выхода

Санитарно- гигиенические требования к открытым спортивным площадкам осуществляется в исполнении,  проверке и наблюдении:

 -  площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми

 - беговые дорожки должны быть  специально оборудованы,  ровные,  нескользкие продолжаться  не менее 15м после финиша

 -  прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20-40м

 - песок должен быть чистым

 -  места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60-70м

Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и оборудованию осуществляется в исполнении,  проверке и наблюдении:

 - все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны находиться в полной исправности

 - гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы

 - жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей длине. При трещине жердь необходимо заменить

 - гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо протирать сухой тряпкой

 -  гимнастическое бревно не должно иметь  трещин и заусенцев

 - опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При  выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.

-   гимнастические маты должны вплотную укладываться

-   гимнастический мостик должен быть подбит резиной

- мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и физической нагрузкой

- вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам соревнований

Санитарно-гигиенические требования к одежде, к обуви осуществляется в исполнении,  проверке и наблюдении:

- личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.

- девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды.

- одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение. По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Вредно ходить, а тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики.

- для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду - спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм шерстяной ткани.

- для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку.

- обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли. Слишком свободная обувь также не удобна, она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки.

- не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.

- одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.

 Требования к школьным образовательным технологиям

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при использовании мною  следующих условий:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля  за состоянием здоровья учащихся;

-  в содержание преподавания  включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

-  отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

-  учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребенка;

-  обеспечивается достаточный уровень мотивации;

-  учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование  представлений, а не на передачу знаний;

-  предупреждается  переутомление;

-  позитивные воздействия преобладают над негативом;

-  показатель успешности используется для развития позитивных начал;

-  оценка выполняет стимулирующую роль;

-  обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация урока

   

  От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40-45 минут (исключение ученики 1класса -35минут).

     Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с использованием хронометража:

-  плотность урока   (% времени, затраченного на учебную работу);

- число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т.д.);

-  длительность каждого вида деятельности (минут);

-  частота смены видов деятельности (минут);

-  число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;

-  места, длительность и условия применения ТСО;

-  частота чередования видов преподавания.

    Для предотвращения утомления учитываем, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8-10минут), устойчивая работоспособность длится 10-15минут для младших школьников, 15-20 минут для среднего звена, 20-30 минут - для старшеклассников.

 Двигательная активность школьника

   

    Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной  (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.

    Три урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3-х уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательную активность детей стараемся организовать, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.

    Построение уроков физкультуры в интересах здоровья  лежит на наших плечах, как  учителей физической культуры.  «Физкультура без освобожденных» - принцип, которому придерживаемся.

Физическую активность организовываем двумя направлениями:

1)      Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.

2)      Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой  перемене).

 Оценка динамики состояния здоровья учащихся.

            

Методы диагностики здоровья учащихся

(социально-психологические,   психолого-педагогические)

Оценка состояния здоровья включает результаты:

1)  предоставляемые учителями: наблюдения и оценки;

2)  результаты,  предоставляемые родителями;

3)  результаты, предоставляемые самими учащимися;

4)  результаты регулярных медицинских осмотров.

 

Заключение

    Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.

    Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые санитарно-эпидемиологические нормы в рамках физического воспитания

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....

Справка посещенных уроков физической культуры с целью изучение уровня преподавания и соблюдения ТБ.

Справкапосещенных уроков физической культуры с целью изучение уровня  преподавания и соблюдения ТБ.Цель: изучить состояние преподавания физической культуры, эффективность работы  по обеспече...

Санитарно-гигиенические нормы

Санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать на уроках физической культуры...

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Санитарно- гигиенические требования к занятиям физической культуры и местам их проведения в школе

žБезопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.žНесчастные случаи с учащимися и воспитанниками во время учебно-воспитате...